Контрольная работа
По дисциплине «Статистика»
По теме: « Экономическая статистика »
Одесса 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1 Группировка статистических показателей
2 Дисперсионный анализ
3 Показатели экономической активности, занятости и безработицы населения
4 Качественные показатели работы порта
5 Задача
Список использованных материалов
Группировка статистических показателей
Результаты статистического резюме не всегда отображают важные свойства исследуемых явлений, характеризуют закономерности их развития. Решение этой задачи в статистике обеспечивается благодаря использованию метода группировки.
Группировка – распределение статистической совокупности на группы, подгруппы по существенным показателям с целью установления связи и закономерностей развития исследуемых явлений и процессов предмета статистики.
Метод группировки является одним из наиболее распространённых инструментов в процессе проведения научных исследований и обработки информации по результатам статистического наблюдения.
Основными функциями метода группировки являются:
1) определение однородных социально-экономических явлений, методом разделения их на однородные группы и подгруппы;
2) статистическая оценка структуры явлений и структурных изменений;
3) установление взаимосвязей и зависимостей между явлениями.
Реализация указанных функций в статистике производится за счёт использования трёх видов группировок: типологического, структурного и аналитического.
Разделение статистических группировок на отдельные виды являются в определённой степени условным, поскольку использование одного может обеспечить решение нескольких задач: определить тип признака, установить структуру и взаимосвязь между исследуемыми явлениями и процессами.
|
Организация и сам процесс проведения статистической группировки должен обеспечивать объективную характеристику показателей, с помощью которых осуществляется всесторонний анализ и формирование результатов исследования. Объективность результатов обеспечивается благодаря соблюдению некоторых правил, принципов статистической группировки, а именно:
- минимальное количество единиц наблюдения должна составлять не менее 20;
- статистическая совокупность, которая используется для проведения статистической группировки, по своему составу должна быть однотипной (за исключением типологического);
- в основание группировки необходимо поставить признаки, которые бы наиболее объективно и полно отображали внутренние особенности исследуемых явлений.
Типологичесское группирование – распределение качественно неоднородной статистической совокупности на социально-экономические типы, однородные группы и подгруппы. Наиболее часто данный вид группирования используют при исследовании явлений и процессов присущих социуму. Речь идёт о применении типологического группирования при статистическом исследовании населения благодаря разделению его на отдельные социальные группы, оценку типичных явлений, характеристику форм собственности, а также определении признаков, свойства которых являются общими для всех групп.
Например, статистическая группировка по формам собственности субьектов предпринимательской деятельности, занятых в производственных, обслуживающих и сферах предоставления услуг классифицируют и относят к типологическим. Примером типологического группирования является количество субъектов ЕГРПОУ по формам собственности и видам экономической деятельности, которые представлены в Статистическом ежегоднике Украины на 2005 год (табл. 1.1).
|
Данные, приведённые в таблице 3.1 свидетельствуют, что на начало 2006 года в Украине преобладали предприятия частной формы собственности. Наибольшее их количество функционировало в сфере оптовой и розничной торговли, торговле транспортными средствами, а также предоставления услуг по ремонту.
Суть структурной группировки заключается в распределении качественно однородной совокупности по группам по определённым признакам, благодаря которым оценивается структура исследуемой совокупности. К такому виду группировки можно отнести структуру субъектов Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) по видам экономической деятельности на 1 января 2006 г. (рис. 1).
Таблица 1
Количество субъектов ЕГРПОУ по формам собственности и видам экономической деятельности (на 1 января 2006 г.)
Всего | По формам собственности | |||
Частная | Государственная и государственно-корпоративная | Коммунальная и коммунально-корпоративная | ||
Всего | ||||
Сельское хозяйство, охотничество и лесное хозяйство | ||||
Рыбное хозяйство | ||||
Промышленность | ||||
Добывающая промышленность | ||||
Обрабатывающая промышленность | ||||
Выработка и распределение электроэнергии, газа и воды | ||||
Строительство | ||||
Оптовая и розничная торговля; торговля транспортными средствами; услуги по ремонту | ||||
Отели и рестораны | ||||
Транспорт и связь | ||||
Финансовая деятельность | ||||
Операции с недвижимостью, сдача в найм и услуги юридическим лицам | ||||
Государственное управление | ||||
Образование | ||||
Охрана здоровья и социальная помощь | ||||
Коллективные, общественные и личные услуги | ||||
Услуги домашней прислуги | - | - |
|
Рис.1.1. Структура объектов ЕГРПОУ по видам экономической деятельности
Приведенные примеры типологического и структурного группирования свидетельствуют о их взаимосвязи, поскольку они полностью совпадают по форме и отличаются только по цели исследования.
Структурные группировки по территориальному признаку или в территориальном разрезе называются территориальными.
Следует отметить, что типологические и структурные группировки носят описывающий характер. С их помощью выделяют характерные черты и особенности исследуемых признаков, а также характеризуют структуру совокупности.
Более действенным методическим инструментом организации научных исследований и обработки материалов статистического исследования является аналитические группировки.
Аналитические группировки используют для установления связи между факторными и результирующими признаками. С помощью этого вида группировки оценивают наличие и направление связи. Аналитическая связь бывает прямой и обратной. Например, с увеличением количества внесённых удобрений на 1 га увеличивается урожайность зерновых – прямая связь; с увеличением объёма товарооборота затраты оборота уменьшаются – обратная связь. Примером аналитического группирования является также взаимосвязь между количеством рождённых детей и возрастом матери, которая сформировалась в Украине за последние 16 лет (табл. 2).
Таблица 2