Почему ребенок плохо пишет и читает?
Продолжаем разговор по теме.
Виды дислексии и дисграфии:
· Фонематическая. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении и письме может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
· Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
· Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
· Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся одним-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
· Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.
Последствия дислексии
Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе и вузе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.
Что делать, если у ребенка дислексия? Предложенные упражнения помогут ребенку справиться с проблемой нарушения чтения и письма.
Определение количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове «кран»?)
Определение места заданного звука в слове. (С – в начале слова, в середине или в конце слова: сом, коса, трос).
Определение последовательности звуков в слове. (Какой 1, 2, 3, 4 звук в слове?).
Различение гласных - согласных, твердых - мягких, звонких - глухих звуков. (Выделение гласных звуков из ряда звуков - произносятся звуки ребенок хлопает, если услышит заданный звук.
Выделение согласных из ряда слогов - на мягкий слог подними зеленый карандаш, на твердый слог - синий. Разбор слова по звукам: СИЛА - С-согласный, мягкий, глухой, парный; И-гласный и тд.).
идумывание слов с определенным количеством звуков. (Придумай слово с 3 звуками – кот, рот, мот, лот, бак, рак)
Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом, ком, Том)
Оразование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
Отобрать картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков.
Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов. (ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт).
Выделить заданную букву из ряда букв, слогов, слов, предложений, в тексте. (Обведи в кружок/подчеркни все буквы Б. Букву Б обведи в кружок, а букву Д зачеркни.)
Вставить пропущенные буквы в слова: ви...ка, ди...ан, лу...а, б...нокль и т.д.
Подобрать слова с заданным звуком. (С – сова, коса, оса).
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (Ш - шуба, уши, кошка).
Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук. (Щ – щенок, щетка, ящерица, щит, плащ, клещи).
Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки. (Из 3-х звуков - сам, нос, из 4-х звуков - рама, шуба, из 5-ти звуков - кошка, банка).
Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-парк, па-паром, па-паруса.
Ребусы. С помощью картинок зашифровывается каждая буква слова. Надо назвать первый звук каждой картинки, записать букву и прочитать слово.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
м | а | г | а | з | и | н |
Вписать букву в кружок: рак-раО, каОа и т.д.
Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии.
Логопед Л.Н.Мишагина