В православном богослужении.




Макаров Е.Е. Обрезание Господне. // Православная энциклопедия. Т. 52. М, 2018. С298-301.

 

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ [греч. Ή κατά σάρκα Περιτομή τοΰ Κυρίου καί θεοΰ καί Σωτηρος ήμων Ίησοΰ Χρίστου (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом. В основе праздника лежат события, описанные в Евангелии от Луки (Лк 2. 21): согласно иудейскому закону, в этот день над Богомладенцем был совершён обряд обрезания и Ему было наречено имя Иисус.

Возникновение праздника.

В древнейших литургических источниках и богослужебных книгах Востока и Запада — напр., в иерусалимском Лекционарии 1-й пол.— сер. V в., сохранившемся в арм. переводе, и в рим. Сакраментариях VII в. (напр., Геласия Сакраментарии) — говорится лишь о 8-м дне по Рождестве Христовом (либо по Богоявлении), т. е. этот день еще не выделен в самостоятельное празднование — О. Г., но воспринимался как попразднство Рождества. Тем не менее в иерусалимском Лекционарии (см.: Renoux. Lectionnaire armeniene. Р. 223) в этот день назначаются чтения, тематически соответствующие событию обрезания Господа: Евангелие — Лк 2.21, в к-ром говорится об обрезании Спасителя и о наречении Ему имени Иисус, и Апостол — Кол 2.8-15, в к-ром дается богословская интерпретация этого события: во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2.9).

В качестве основного аргумента в пользу существования праздника О. Г. в церковном календаре уже в IV в. обычно приводятся сохранившиеся проповеди отцов Церкви IV в., приуроченные к этому дню (8-й день по Рождестве Христовом, или 1 янв.): святителей Амфилохия Иконийского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского и др. (напр., см.: Деболъский. 2014. С. 45). Некоторые из них назначаются в качестве уставных чтений за богослужением 1 янв. в различных редакциях Студийско устава (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 370-371; Arranz. Туpicon. Р. 90-91): надгробное слово свт. Василию Великому, произнесенное свт. Григорием Нисским (In Ваsilium fratrein // PG. Vol. 46. Col. 788- 817), и проповедь свт. Амфилохия Иконийского на О. Г. и память свт. Василия Великого (Оraciо in circum-cisionem et in Basilium — cм.: CPG. Vol. 2. N 3254). Первое из них всецело посвящено свт. Василию, и тема обрезания Спасителя в нем не упоминается вовсе; 2-я проповедь имеет спорное происхождение и датировку, следов., также не может считаться достаточным аргументом в пользу существования праздника О. Г. уже в IV в.

Достоверными свидетельствами празднования О. Г. на Востоке, вероятно, являются, во-первых, груз, версия иерусалимского Лекционария V-VIII вв., где 1 янв. отмечено начало года, О. Г. и память свт. Василия Великого (см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 1. Р. 17); во-вторых, гомилия и канон прп. Андрея, архиеп. Критского (+ 740), приуроченные к 1 янв. (Homilia in circumcisionem et in s. Basilium // PG. Vol. 97. Col. 913- 932; общий канон О. Г. и свт. Василию известен по рукописям — см.: Ταμεΐον. Σ. 141).

На Западе 1-е достоверное сообщение о празднике О. Г. восходит ко 2-му Турскому Собору 567 г. В 17(18)-м каноне этого Собора предписывается во время январских календ совершать литании с псалмопением и служить мессу в честь О. Г. (circumcissionis missa Deo propitio celebretur — см.: Concilia Galliae A. 511 - A. 695 // CCSL. T. 148A. P. 182). Помимо этого в первые 3 дня январских календ назначается пост, хотя период от Рождества до Богоявления считается праздничным: очевидно, что это указание носило дисциплинарный характер и имело целью предостеречь христиан от участия в торжествах по случаю празднования языческого Нового года. Праздник О. Г., возможно, был установлен с той же целью: чтобы противопоставить языческим торжествам торжество христианское. Весьма вероятно, что праздник О. Г. 3ародился именно в Галлии, поскольку в Готском Миссале кон. VII — нач. VIII в. на 8-й день по Рождестве Христовом помещена месса в честь О. Г. (см.: Missale Gothicum // CCSL. 159D. Р. 370-375), а в рим. источниках того же периода говорится лишь об октаве (8-й день) Рождества Христова (Octava Domini) и о празднике против идолов (Prohibendum ab idolis) (напр., см. в Геласия Сакраментарии — The Gelasian Sacramen- tary / Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 9-10). Впосл. праздник распространился в Италии, Испании и среди кельтов. В рим. календаре О. Г. закрепилось лишь в нач. IX в. (подробнее об истории О. Г. на Западе см.: Cabrol F. Circoncision (Fete de la) // DACL. Vol. 3. Pt. 2. Col. 1717-1728).

В православном богослужении.

В древнем иерусалимском богослужении. В иерусалимском Лекционариц 1-й пол.— сер. V в., сохранившемся в арм. переводе, на 8-й день по Богоявлении назначаются прокимен Пс 97.2, Апостол — Кол 2. 8-15 (по тематике соответствует O. Г.), аллилуиарий Пс 84. 2, Евангелие — Лк 2. 21 — рассказ об обрезании Господа и — наречении Ему имени Иисус (см.: Renoux. Lectionnaire armeniene. Р. 223). В более поздней версии этого же Лекционария (V-VIII вв.), сохранившейся в груз, переводе, 1 янв., на праздник О. Г., назначаются иные литургийные чтения: Апостол — Гал 3.24 — 4.7 (в отрывке не говорится об обрезании, но в нек-рой степени текст все же соотносится с Кол 2.8-15: «Нет уже ни иудея, ни язычника», «Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены и подчинился закону») и Евангелие — Лк 2. 22-25, чтения Кол 2. 8-18 и Лк 2. 21 назначаются в навечерие (предпразднсгво) Сретения Господня (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 1. Р. 17,34-35). Также 1 янв. подробно описано последование в честь свт. Василия Великого, причем по объему и подробным указаниям празднование в честь свт. Василия имеет приоритет перед О. Г. (Ibid. Р. 17-18).

В византийском богослужении. Указания об особенностях празднования О. Г. в доиконоборческом визант. богослужении не сохранились. В кафедральном послеиконоборческом богослужении К-поля IX-XI вв., о к-ром можно судить по Типикону Великой церкви, О. Г. празднуемся 1 янв. вместе с памятью свт. Василия Великого (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 170): чтения литургии — Апостол — Кол 2. 8-12 и Евангелие — Лк 2. 20-21, 40-52 — посвящены О. Г., а тропарь на утрене назначается только свт. Василию. Тропарь О. Г. появляется в более поздних рукописях этого Типикона (напр., в списке 1329 г.) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа 'О φύσει αόρατος νυν καθοραται σαρκί· (Иже естеством невидимый, ныне видим есть плотию) (Ibidem).

В монастырском послеиконоборческом богослужении О. Г. празднуется 1 янв. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. Г. еще недостаточно прочно закрепилось за 1 янв. и не является центральным празднованием этого дня. За богослужением в этот день уже звучат песнопения предпразднетва Крещения Господня (напр., стихиры на стиховне вечерни), а на утрене поются канон Рождеству Христову авторства прп. Космы Маюмского 1-го гласа и общий канон О. Г. и свт. Василию 2-го гласа; кроме общего канона О. Г. посвящена только стихира 5-го гласа; по объему гимнографии песнопения в честь О. Г. существенно уступают тем, что поются на память свт. Василия (см.: Пентковский. Типикон. С. 313-314; см. также: Минея на январь ГИМ. Син. № 163, XII в.— Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 42-43).

Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава и оказавшему существенное влияние на последующую богослужебную традицию, 1 янв. совершается праздничная служба: на вечерне кафизма опускается, на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6: 3 стихйры — О. Г. и 3 стихиры-подобны свт. Василию; совершается вход; на стиховне — 3 самогласна свт. Василию, а на «Слава, и ныне:» — самогласен О. Г. Отпустительный тропарь назначается только свт. Василию. На утрене указана только одна кафизма, после нее — седален праздника; канон авторства Феофана 2-го гласа: 2 тропаря О. Г. по трижды — на 6, а святому — на 8; по 3-й и 6-й песнях — песнопения свт. Василия; стихиры на хвалитех; на стиховне самогласен О. Г. и стихиры свт. Василию. На литургии — прокимен Пс 48. 3, Апостол — Кол 2. 8-12, аллилуиарий Пс 79. 1, Евангелие — Лк 2. 20-21, 40-52, причастен Пс 111. 6 (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 370-372).

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 1 янв. совершается торжественное богослужение: на вечерне рядовая кафизма отменяется (за исключением случая, если 1 янв. выпадает на воскресенье), на «Господи, воззвах» стихиры поются на 8 (сами стихиры уже известны по Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам); назначаются 3 паремии: из Быт (начало с 17. 1), Нав (начало с 5.2) и Притч (начало с 10.31); указан отпустительный тропарь О. Г. 1-го гласа 'О θρόνφ πυρψόρφφ έν ΰψίστοις καθήμενος· (На престоле oгнезрачнем в вышних седяй:); на утрене вместо рядовых кафизм назначаются особые антифоны (Пс 14, 111,131), а также степенные псалмы и антифоны, прокимен Пс 88. 8, Евангелие свт. Василию — Ин 10. 9-16, канон, кондак (только свт. Василию), стихиры на хвалитех, великое славословие (Arranz. Typicon. Р. 90-91); на литургии прокимен, аллилуиарий и чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе.

В древнейших сохранившихся греч. и слав, редакциях Иерусалимского устава — Sinait. gr. 1094, XII— XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. Р. 183- 184) и Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон. Л. 756 — 766) — 1 янв. указано совершать службу с полиелеем; в целом гимнографический состав последований тот же, что и в Типиконах студийской эпохи, причем отпустительные тропарь и кондак все еще назначаются только свт. Василию; на вечерне состав паремий меняется: вместо Нав читается Притч (начало с 8. 22); в Типиконе Сербского архиеп. Никодима авторство общего канона О. Г. и свт. Василию приписывается Стефану и Иоанну Монаху, а не Феофану Начертанному, как в Евергетидском Типиконе. Если 1 янв. выпадает на воскресный день, совершается всенощное бдение, причем воскресные песнопения имеют приоритет.

Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 1 янв. также совершается служба с полиелеем — приоритет в отношении гимнографии остается за памятью свт. Василия; к важным особенностям относятся появление отпустительного тропаря О. Г. 1-го гласа Μορφήν άναλλοιώτως άνθρωπίνην προσέλαβες· (Образ неизменно человеческий восприял...) и дополнительной подобной стихиры О. Г.

В первопечатном московском Типиконе 1610 г., а также в издании 1633 г. 1 янв. имеет знак + (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). Устав службы и комплект песнопений О. Г. в целом те же, что и в первопечатном греч. Типиконе, хотя есть и особенности: назначаются иной отпустительный тропарь 1-го гласа — «На престоле огнезрачнем в вышних седяй: и кондак 3-го гласа: Всех Господь обрезание терпит» (в греч. Типиконе это седален по 2-й кафизме). Такие же указания содержатся и в московском Типиконе 1641 г., но 1 янв. отмечено знаком ф (см.: Там же). В пореформенном издании Типикона 1682 г., к-рое лежит в основе совр. Типикона РПЦ, 1 янв. имеет знак : допускается совершение всенощного бдения, если храм освящен во имя свт. Василия, для чего даны указания о малой вечерне. В совр. богослужебной практике РПЦ 1 янв. всегда совершается всенощное бдение.

Гимнография. В совр. греческих и русских богослужебных книгах служба О. Г. имеет состав: отпустительный тропарь 1-го гласа Μορφήν άναλλοιώτως άνθρωπίνην προσέλτφίες· (Образ неизменно человеческий восприял...) (Μηναΐον. Ιανουάριος. Σ. 15), иной отпустительный тропарь 1-го гласа — На престоле огнезрачнем в вышних седяй: (Минея (МП). Январь. Ч. 1. С. 11 — только в рус. изданиях, в греческих это седален), канон авторства Стефана без акростиха 2-го гласа, ирмос: Δεύτε, λαοί- (Грядите людие:), нач.: Ή όγδοός; φέρουσα τύπον τού μέλλοντος (Осмерица дней, носящая образ будущаго); 2 самогласные стихиры плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, одна подобная стихира плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, 3 седальна и светилен (ексапостиларий в греч. изданиях).

К древнейшему пласту гимнографии О. Г. относится прежде всего вышеуказанный канон. Он упоминается в древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава. — Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., причем автор канона там не назван. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. сообщается об общем каноне О. Г. и свт. Василию, его автором назван Феофан Начертанный. Единый канон из совр. богослужебных книг некогда, судя по всему, разделяется на 2 канона в соответствии с тематикой: 1-й канон О. Г. авторства Стефана (Савваита (?) — известны 2 Стефана Савваита: старший (+ 794) и младший (+ 807) — о проблеме идентификации см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119) и 2-й канон свт. Василию авторства прп. Иоанна Дамаскина, хотя в древнейших редакциях Иерусалимского устава речь шла об общем каноне: Кан(ун). празд(ника). и с(ве)т(о)моу. творении. стефана. иоана мних(а). глас(ь). 2. Гр(е)дете Лю.д(и)е. (см.: Миркович. Типикон. Л. 76а). Не вызывает сомнений, что в рукописях речь идет о том же каноне, к-рый помещен в совр. богослужебных книгах, — 2-го гласа, ирмос Δεύτε, λαοί- (Грядите людие:). Канон О. Е действительно имеет определенное сходство с др. канонами Иоанна Дамаскина, к тому же последний написал каноны для Рождества Христова и Богоявления, поэтому можно признать более вероятной атрибуцию тропарей канона, посвященных О. Г., палестинским гимнографам — Иоанну Дамаскину и (или) его родственнику и соратнику Стефану Савваиту. Указание на авторство Феофана в Евергетидском Типиконе можно объяснить тем, что ему, вероятно, принадлежит 2-й канон (или его часть), посвященный свт. Василию, к-рый он составил на те же ирмосы, что и канон О. Г. (не исключено, что было неск. редакций этого совмещенного канона О. Г. и свт. Василию).

По рукописям известен еще один общий канон О. Г. и свт. Василию — авторства прп. Андрея, архиеп. Критского, без акростиха, 3-го гласа, ирмос: Θαυμαστός έν δόξη· (Дивно славно), нач.: Ή Χριστού μεθέορτος καί γενέθλιας λαμπρά ήμέρα (Христов непраздничный и рождения светлый день...) со 2-й песнью (Ταμεΐον. Σ. 141).

Наряду с каноном к древнейшей гимнографии О. Г. относятся также 2 самогласные стихиры на «Господи, воззвах» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 7); подобная стихира из цикла стихир на хвалитех (Там же. С. 24) и седален (Там же. С. 12). И в совр. Минее, и в рукописях эти тексты не имеют атрибуции, но велика вероятность, что они принадлежат кому-то из выдающихся церковных песнотворцев. К более поздней гимнографии относится текст, к-рый в совр. рус. Минее занимает место седальна по 2-й кафизме (см.: Там же. С. 13), а в одной из поздних рукописей Типикона Великой Ц- (см. выше) он фигурировал в качестве тропаря — Иже естеством невидимый, ньне видим есть плотию.

Текст, названный в рус. Минее кондаком О. Г.— 3-го гласа Всех Господь обезанье терпит: (см.: Там же. С. 16), в греч. Минее находится на месте седальна по 3-й песни канона (Μηναΐον. Ιανουάριος. Σ. 19)· Аналогичная тенденция заметна в отношении седальна по 3-й песни канона в рус. Минее — Яко сый безда человекалюбия: (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 16), к-рый в одном из рукописных рус. Ус· тавов XVI в. назван кондаком О. Г. (см. Амфилохий Кондакарий. С. 97). Вероятно, указанные тексты в рус. традиции были признаны кондаками О. Г., поскольку они написаны на подобен (на ту же мелодию) кондаков праздников Рождества Христова (Два днесь:) и Крещения Господня (Явилса еси днесь).

По рукописям известны дополнительные песнопения О. Г., не вошедшие в совр. богослужебные книги: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа 'О εϋδοκήσας, Χριστέ ό θεός ήμών, μορφήν δούλου άναλαβεΐν (Благословен, Христе Боже наш, образ раба воспринять...), икос, дополнительные стихиры (циклы подобнов и отдельные самогласны), седальны, ексапостиларии (см.: Σωφρόνιος (Εύστρατιάδης), μητρ. Ταμείου Εκκλησιαστικής ποιήσεως // ΕΦ. 1946. Τ. 45. Σ. 122-124).

В гимнографии праздника О. Г., к-рый в нек-ром смысле выступает как продолжение праздника Рождества Христова, одной из центральных остается тема Боговоплощения: «Сходяй Спас к роду человеческому прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу...» (стихира на «Господи, воззвах» — Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 7); «На престоле огнезрачнем в Вышних седяй... благоволил еси родитися на земли... сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный...» (отпустительный тропарь — см.: Там же. С. И); «Всех Творец и Владыка мира, Сый со Отцем и Духом горе, яко Младенец обрезуется на земли осмодневен...» (седален по 1-й кафизме — см.: Там же. С. 12). Близка к 1-й и столь же важна тема исполнения предписаний иудейского закона Самим Творцом этого закона, и т. о. происходит избавление от «клятвы Закона» и снимаются ограничения для познания Бога неиудеями (языками): «Слово воплощшееся Пресущественное в престатие закона обрезася...» (канон — см.: Там же. С. 15); «Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию» (Там же. С. 16); «Закон исполняя, закона Творец, плотию днесь волею обрезуется...» (Там же. С. 20); «Прият конец закон, отнележе Христос, младенствовав, исполнитель закона Сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву» (Там же. С. 18); «Терпит обрезание плотию... тем по закону паче закона бывый клятвы законный избавляет вся и свыше благословение дарует...» (самогласен на хвалитех — см.: Там же. С. 24). Кроме того, гимнографы видят в обрезании Спасителя, к-рое совершилось на 8-й день по Его рождении, прообраз жизни «будущаго века»: «Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею, Христе, просвещается и освящается вольною нищетою...» (канон — см.: Там же. 14); «Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию...» (Там же. С. 17). Тема Наречения Богомладенцу имени Иисус так же затрагивается, хотя и в меньшей степени: «Во осмый день обрезуется яко Младенец Владыка, Иисуса же приемлет именование...» (Там же. С. 21).

Лит.: Cabrol F. Circoncision (Fete de la) // DACL Vol. 3. Pt. 2. Col. 1717-1728; Никольский К., прот. Устав. С. 542-543; Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. М., 2014р. С. 44-50.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: