Вопросы:
1. Роль мотивационного аспекта в обучении МХК
2. Теоретические и практические исследования мотивации: принципы и подходы, технология, способы и приемы мотивации школьников на уроке
3. Универсальные учебные действия (УУД) как неотъемлемая часть ядра ФГОС
4. Разработка мотивационного компонента урока МХК
Подготовка к занятию:
студенты изучают литературу из рекомендованного списка, готовят ответы на вопросы плана, выполняют практическое задание, студенты осмысливают рекомендованные к обсуждению вопросы.
Практические задания:
1. Ознакомьтесь с материалами статьей Е.В. Якушиной «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС» (2012) и Г.В. Дрягиной, Т.И. Немыкиной «Основные требования и идеи ФГОС на уроке» (2012-2013). Какое место отводится мотивации на уроке в условиях новых ФГОС? Что вы об этом думаете? Подготовьте устное выступление по вопросу (регламент 5 минут).
2. Посмотрите видеозаписи «Учитель года России 2012 Демахин А. А. Урок «эпоха Возрождения», «Молев А. И. Конкурс Учитель года 2011. Урок «Будущее России в начале ХХ в.»
1) Какие методические приемы МОТИВАЦИИ учащихся на первом этапе урока (занятия) вы увидели в данных сюжетах?
2) На примере изученных видеофрагментов уроков Демахина и Молева рассмотрите действия учителя и учащихся на мотивационном этапе урока (по схеме; ПОРТФОЛИО):
Тема урока по КТП | Мотивационное упражнение/прием, его характеристика | Mетодическое содержание действия учителя | Мотивационные действия учеников |
Тема,,,,, | Упр. 1 Синквейн «…..» | Учитель предлагает придумать… | Воспринимают/догадываются….. |
3. Ознакомьтесь с материалами уроков МХК и ИЗО на сайте «Открытый урок. Первое сентября». Какие методические приемы МОТИВАЦИИ учащихся на первом этапе урока используют авторы разработок? Какие приемы, на ваш взгляд, вы могли бы использовать в своей работе?
4. К приемам, которые наиболее часто используются для мотивации, Н.М. Зверева относит: 1) связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники; 2) показ недостаточности имеющихся знаний; 3) создание проблемной ситуации; 4) использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства; 5) экскурсы в историю: 6) использование сравнений; 7) привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов; 8) использование игровых ситуаций и др. Приведите несколько мотивационно направленных упражнений из учебников по предмету «Мировая художественная культура» (выберите учебник МХК для школы в вузовской библиотеке или воспользуйтесь предоставляемыми вам в электронном виде учебниками Г.И. Даниловой и Ю.А. Солодовникова). Начните составлять Конструктор урока учителя МХК: раздел Мотивация, в свободные ячейки впишите возможные формы работы с детьми (упражнения на мотивацию школьников вначале урока; ПОРТФОЛИО):
Конструктор первого этапа урока учителя МХК. МОТИВАЦИЯ.
5 | 6 | 7 | ||||||||
Начало урока |
Пример заполнения таблицы Конструктор урока учителя МХК
5 | 6 | 7 | ||||||||
МОТИВАЦИЯ | Интеллектуальная разминка | «Да-нетка» | Мир удивительных фактов | Фантастическая добавка | Свободное письмо | Эпиграф | Лейтмотив | Изобретательская задача | Исторический анекдот | Постановка учебной задачи |
5. Подготовьтесь к презентации фрагмента вашего урока в студенческой аудитории в формате ролевой игры «Мотивационный этап урока МХК», где вы – учитель МХК, ваши одногруппники – учащиеся школьного класса. Составьте фрагмент Плана-конспекта урока (мотивационный этап, мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности = 1-2 минуты). (см. приложение; ПОРТФОЛИО)
Рекомендованные к обсуждению вопросы:
1. Каково ваше отношение к мотивационному компоненту урока? Можно ли обойтись без мотивации в структуре школьного урока или нет?
2. Как выбрать приемы мотивации деятельности школьника (для урока МХК)? Есть ли алгоритм выбора приемов/техник?
Рекомендуемая литература:
1. Арабаджи А. А. Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. - №4. - https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-motivatsii-u-starsheklassnikov-sredstvami-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-1
2. Бовкунович Е. В. Моделирование современного урока использованием современных информационно-коммуникационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. - №4. –https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sovremennogo-uroka-ispolzovaniem-sovremennyh-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy
3. Веряева Ю. А., Оглезнева Т. А Конструктивный подход к архитектонике учебного занятия // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – 6-1. - https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnyy-podhod-k-arhitektonike-uchebnogo-zanyatiya
4. Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2014. - №1. - https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-teoriy-motivatsii-i-stimulirovaniya-truda
5. Дрягина Г.В., Немыкина Т.И. Основные требования и идеи ФГОС на уроке / Открытый урок. Первое сентября. 2012-2013. - https://festival.1september.ru/articles/630735/
6. Иванников В. А. Анализ мотивации с позиций теории деятельности // Национальный психологический журнал. – 2014. - №1. - https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-motivatsii-s-pozitsiy-teorii-deyatelnosti
7. Избасарова Р.Ш. Повышение результативности современного урока // Педагогика и психология образования. – 2012. - №3 - https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-rezultativnosti-sovremennogo-uroka
8. Липина Ю.П. Урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО - https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/09/07/urok-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-ooo
9. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96с. - https://www.countries.ru/library/methoda/peshikova/
10. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности / Педагогика. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. - РАЗДЕЛ IV. гл17 §4 - https://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas4.html
11. Нефедова, Ю. В. Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка. – дис. на соиск. степ. канд. пед. наук 13.00.02. – М., 2002. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/puti-formirovaniya-uchebnoi-motivatsii-na-urokakh-russkogo-yazyka#ixzz4P0RmBzMI
12. Психология мотивации / Психология. - https://psychologiya.com.ua/psixologiya-motivaczii.html
13. Теория обучения / Педагогика. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. - РАЗДЕЛ III - https://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.html
14. Урок 4. Мотивация деятельности человека /Психология человека - https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php
15. Шелихова Н.М. Структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО. – 2016 - https://uchitelya.com/pedagogika/22114-struktura-i-soderzhanie-uroka-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-ooo.html
16. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС / Интернет и образование, Июнь 2012, Том 2012, № 44 - https://www.openclass.ru/node/305985
Интернет-ресурс:
1. Видеозапись «Учитель года России 2012 Демахин А. А. Урок «эпоха Возрождения» https://www.youtube.com/watch?v=t4VsIgKMcgk и https://www.youtube.com/watch?v=slVMtW_UqxM
2. Видеозапись «Молев А. И. Конкурс Учитель года 2011. Урок «Будущее России в начале ХХ в.»- https://www.youtube.com/watch?v=4eN5B3RtRu0
3. Открытый урок МХК и ИЗО. Первое сентября - https://festival.1september.ru/art
Ход занятия:
На семинарском занятии после вступительного слова преподавателя студенты выступают с сообщениями по вопросам плана. После сообщений студентов следуют уточняющие и дополнительные вопросы преподавателя, далее следует разбор вопросов для обсуждения и практического задания.
Затем следует групповое решение задания: составьте алгоритм действий учителя по решению мотивационной задачи урока
В завершение занятия синквейн «Моё отношение к мотивационному компоненту урока МХК»:
В конце занятия преподаватель подводит итоги.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент плана урока:
1. Организационный момент
· тема,
· цель,
· образовательные, развивающие, воспитательные задачи
· мотивация их принятия
· планируемые результаты: знания, умения, навыки
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД* | ||||
Организационный момент | (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). |
*универсальные учебные действия. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
ПРИМЕРЫУУД:
Личностные
смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные
проблематизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий, рефлексия способов и условий действия
Познавательные общеучебные
поиск и выделение необходимой информации; моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Познавательные логические
анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, классификация, ранжирование объектов, причинно-следственные связи, логические рассуждения, выдвижение гипотез, доказательства, практические действия
Коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах, группах