Консультация для родителей. Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии




Как помочь ребѐнку повзрослеть? Кризис трѐх лет

Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать на некоторые выходки изменившегося ребѐнка, а главное, как помочь малышу справиться с самим собой.

 

Малыш-ангелочек, которого вы родили около двух с половиной лет назад, исчез. Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он издевается, проверяет нервы на прочность и с интересом любуется на вас, когда вы вне себя.

Это кризис трёх лет. Первые два – кризис новорожденности и года – прошли незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать внимания, жить как раньше – невозможно. Что с ребѐнком? Всѐ в норме. Дитятко прожило достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение, поведение, действия, манеры воспринимались ребѐнком как его собственные. И вдруг такая находка – «Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту находку нельзя потрогать, попробовать на зуб, разобрать, ей можно позабавиться, только проявляя в поведении, чем дитё охотно и занимается: ноет, закатывает истерики, выражает строптивость.

В простонародье таких детей по-разному называют. Возрастные же психологи говорят, что кризис развития нужен для формирования личности

ребѐнка. А вот как пройдѐт этот кризис и каким после станет ребѐнок, зависит от взрослых. Поэтому вот вам руководство к действию. Наберитесь терпения. Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, бунт, деспотизм, обесценивание человеческих норм поведения – характерные черты этого периода. Не думайте, что «вам достался» несносный ребѐнок, он просто ещё не научился себя вести. Он не знает как «играть» со своей находкой «я».

- Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она – хорошая или плохая. Именно в этот период закладывается самооценка, а значит, задача родителей – не скупиться на одобрения, не критиковать без веских причин.

- Ребѐнку важно всё делать самому, и это не только есть, одеваться, чистить зубы – так развивается его самостоятельность; сейчас же формируется и независимость, а значит – важно и решения самому принимать. Уступайте ребѐнку, выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребѐнка всѐ существенно.

- Упрямство – своеобразный тренажѐр воли, не изводите его на корню, идите на разумные компромиссы.

- Зная об особенностях периода, смените тактику. Нравится ребѐнку проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он мог реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Я, например, кормлю дочь, запрещая, есть из моей тарелки. Радуюсь, когда Алиса не надевает тапки, и кладу их на верхнюю полку шкафа, обувь сразу становится востребована. Берите ребѐнка «на слабо» (тебе это всѐ не съесть!). Запрещая что-либо понарошку, не будьте слишком серьѐзны, развлекитесь вместе, посмейтесь над детским непослушанием. Здесь главное, чтобы малыш точно понимал, где игра, а где реальные требования.

- Надо заметить ещё и то, что весь негатив кризиса выливается на человека, который ближе всех в общении. Мама часто может слышать в этот период от отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он (ребёнок) так себя не ведѐт!».

И понятно, ведь всё предшествующее время малыш жил именно с мамой (или тем, кто её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет себя данному человеку с особым усердием.

- Часто в этот период дети становятся невозможными нытиками. Идите снова на хитрость: делайте вид, что не понимаете неразборчивую речь, но очень хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок, переспросите: «Хочешь кок? Ноет бок? Очу ооок? Чулок!» Скажет, как следует – получит своѐ.

- Хуже нытья только истерики. Соберите волю в кулак и не обращайте внимания, пусть орѐт, катается по земле, главное, чтобы без травм, остальное – пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт должен знать: вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось. Если ситуация не позволяет «оставить истерику без внимания», попробуйте отвлечь (только не выдать желаемое); не получилось – пожалейте, обнимите, «переведите стрелки» на сказочный, вымышленный персонаж. (Мне очень жаль, но Баба-Яга запретила тѐте продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и отвлекать – это крайняя мера, истерика должна быть проигнорирована! И помните – все наладится. Результат прохождения кризиса – становление воли, самостоятельности, гордости за свои достижения.

Успехов вам!

 

 

Памятка для родителей

«Как вести себя с ребенком в кризисный период»

 

1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.

2. Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса: бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.

3. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.

4. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи), защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку.

Вербальные формулировки
Не нужно говорить Можно говорить
Не ходи Не делай Не смотри Пойдем, иди. Давай сделаем. Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри.

 

5. Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много.

Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ.

6. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.

7. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.

8. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:

· категорически запрещено делать;

· можно делать совместно с родителем;

· можно делать самостоятельно.

9. Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени.

Плюсы такой таблицы:

· станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;

· с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни), и будут действовать слаженно с родителями;

· такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;

· ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».

10. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.

11. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.

12. Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Для любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.

13. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.

14. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.

15. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: