Проблема человека в философии Сократа,принцип»Познай самого себя




Билет 1.Философия, ее роль в жизни человека и общества. Предмет философии, ее основные функции.

Философия-общая теория мира и человека в нем.Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока:Индии,Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в др.греции.

Философия – любовь к мудрости.Философия пыталась вобрать в себя все знания,т.к отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира.Вопрос в том, что есть мир – основной вопрос философии.

2 основных направления:

1)философский материализм(Демокрит)

2)философский идеализм(Платон)

Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.

Философия имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. Но и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1.Она выполняет мировоззренческую функцию, т.е помогает сформировать целостную картину мира.

2.методологическая,поисковая функция. В этом смысле оа формирует правила познания для всех частных наук.

3.функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4.конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем.Взгляд на предвосхищение будущего.

5.идеологическая функция. Участие философии в выработке идеологии как системы взглядов и идеалов.

6.Функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формирует наиболее значимый идеал своего времени.

7.Интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Билет 2.Космоцентрический характер древнегреческой философии. Основной этапы развития античной философии.

Философия в чистом виде появилась у древних греков.

Философия – означает любовь к мудрости.

Греческую философию часто называют античной. В античной философии выделяются 2 периода:

Первый период – ЭЛЛИНСКИЙ включает:

1. Древнегреческий(7в.-начало 5в.до н.э). Основными шклами этого периода являются милетцы(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорцы; элеаты(Парменид, Зенон). Основной темой раннего этапа греческого философствования является проблема первоначала мира.

2. Классический (4в.до н.э). Основными школами этого периода являются софисты(Горгий, Гиппий, Продик, Протагор) поначалу примыкавший, а затем критиковавший их Сократ; платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода – сущность человека, особенности его познания, синтез философского знания, построение универсальной философии.

Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии и ее первичности по отношению к другим формам знания.

Построенный на принципах теоретической философии образ жизни стал рассматриваться как наиболее отвечающий природе человека. Главная проблематика классического периода – онтологическая, антропологическая и гносеологическая.

Второй период – ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ-РИМСКИЙ включает:

1.Ранний эллинизм(3-5в.до.н.э.)

2.Поздний эллинизм(1-3в.до.н.э.)

Основными школами этого периода являются:

-эпикус и эпикурейцы(Лукрецкий, Кар)

-стоики(Зенон, Хрисипп, Панэций)

-неостоики(Сенена, Эпиктет)

-скептики(Пиррон, Секст Эмприк)

-киники(Анти сфен, Диоген)

-неоплатоники(Плотин, Прокл, Ямвлих)

Основными темами этого периода античной философии являются проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, структуры космоса, мистического взаимодействия человека и мира.

Главная проблематика эллинизма –аксиологическая и праксеологическая.

Основной характеристикой античной философии, независимо от этапа ее развития, является космо- и логоцентризм. Логос-центральное понятие древней философии. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, таким же как упорядоченным и гармоничным предстает античный человек.

Можно сказать, что древние мыслители «заговорили»мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия.

Билет 3.

Проблема человека в философии Сократа,принцип»Познай самого себя

Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Но философия - любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. Знание доброго - это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.
Билет 4.Объективный идеализм платона.Теория идей.

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категор. души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1.Раз. душа-философы. 2.воины. 3.крестьяне, ремесл. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва.. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит.лет
“А о причинах (aitian), – пишет Аристотель, – речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия (oysian kai to ti еn einai), “основание, почему” [вещь такова, как она есть] восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему [вещь именно такова], есть некоторая причина и начало, другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей - то, откуда идет начало движениям четвертой “то, ради чего” [существует вещь] и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)” (Мет., 1, 3, 983 а). Итак, причины формальная, материальная, действующая и целевая (конечная) – если принять более позднюю номенклатуру – исчерпывают все возможные причины. О них так или иначе, главным образом порознь, говорили прежние философы, учение о них образует ядро первой философии Аристотеля.

Билет.6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: