Философия выделяет два различных вида познания: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.
-Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.
3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.
---------Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.
1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
|
3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.
5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.
Билет 41,Аналитическая философия(Б.Рассел,Л.Витгенштейн)
Аналитическую философию (в широком смысле слова) можно определить как стиль философского мышления, который характеризуется строгостью в использовании терминологии и осторожным отношением к решению общефилософских проблем. Методом исследования избирается логический анализ как языка, так и мышления. Особенно важно, что язык выступает не только основным инструментом философских изысканий, но и первейшим объектом этих изысканий. Первыми представителями так называемой аналитической философии явились Фреге и Рассел, а затем Витгенштейн и члены Венского кружка.
Самым общим определением расселовского понимания и использования логического анализа было бы, скорее всего, такое: Рассел понимал логический анализ как метод раскрытия реальной логической формы (то есть критериев истинности выражений) с помощью ограничений, налагаемых на естественный язык.
|
Систему собственных взглядов в области аналитической философии Рассел называет логическим атомизмом.
Задача логического анализа связана с созданием идеального языка с помощью схем математической логики и атомарных высказываний. Таким образом, Рассел, следуя Фреге, также противопоставляет естественный язык научному, но метод для этого избирается другой – идеальный язык посредством наложения ограничений на функционирование выражений естественного языка
Расселовское понимание отношения языка к мышлению традиционно: существуют мышление и реальность, а язык дан как посредник между ними.
Витгенштейн,, ставит проблему иначе, чем Фреге и Рассел: не создавать новый язык, а прояснить функционирование любого языка. Все свое внимание Витгенштейн сосредотачивает на естественном языке
, Витгенштейн формулирует свой основной принцип следующим образом: Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно, а обо всем остальном следует молчать
Таким образом, логический анализ у Витгенштейна понимается как метод, с помощью которого можно прояснить внутреннюю структуру любого языка. Именно Логика (а не науки) предстает у Витгенштейна как априорное условие всего мира, которое посредством языка очерчивает границы возможного. Отсюда цель – не в разработке нового языка, а в выявлении условий конструирования мира посредством любого языка.
Билет42.Философия науки Кун.Понятие научной философии.
|
Философия науки как специальная философская дисциплина оформляется, примерно, в 20-е - 30-е годы нашего столетия. Это было непосредственно связано с позитивистской критикой традиционной метафизики.
Задача философа - выявить то, что присуще науке как таковой по её природе. Таким образом, критикуя традиционную метафизику, логические позитивисты сводят философию к философии науки. Термины «философия науки» и «философ науки» вводятся именно логическими позитивистами.
Парадигма - это общепринятая теория, которая задаёт образцы постановки и решения проблем. Например, механика Ньютона или физика Эйнштейна. Для того чтобы теория стала парадигмой, она должна отвечать на все основные вопросы, относительно опре-делённой области действительности, но при этом оставлять простор для работы целым поколениям учёных.
Научное сообщество - это сообщество учёных, работающих в рамках
одной парадигмы. Задаётся в основном системой образования.
Нормальная наука - это период в развитии науки, когда в ней господствует только одна парадигма. Работу учёного в перид нормальной науки Кун уподобляет решению головоломок: ответы на все основные вопросы известны, известно, что задача имеет решение, и надо просто его найти и досторить головоломку. Никаких принципиально новых открытий в это время не происходит.
Научная революция - это замена одной парадигмы на другую.
После этого снова наступает период нормальной науки.
Сегодня сложились три модели истории науки:
1) кумулятивистская модель, 2) развитие через научные революции, 3) история науки как совокупность индивидуальных ситуаций («кейс стадис»).