Билет 39.40Рацианальное и чувственное познание ,специфика и формы.





Философия выделяет два различных вида познания: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

-Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

 

---------Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

 

1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.
Билет 41,Аналитическая философия(Б.Рассел,Л.Витгенштейн)

Аналитическую философию (в широком смысле слова) можно определить как стиль философского мышления, который характеризуется строгостью в использовании терминологии и осторожным отношением к решению общефилософских проблем. Методом исследования избирается логический анализ как языка, так и мышления. Особенно важно, что язык выступает не только основным инструментом философских изысканий, но и первейшим объектом этих изысканий. Первыми представителями так называемой аналитической философии явились Фреге и Рассел, а затем Витгенштейн и члены Венского кружка.

Самым общим определением расселовского понимания и использования логического анализа было бы, скорее всего, такое: Рассел понимал логический анализ как метод раскрытия реальной логической формы (то есть критериев истинности выражений) с помощью ограничений, налагаемых на естественный язык.

Систему собственных взглядов в области аналитической философии Рассел называет логическим атомизмом.

Задача логического анализа связана с созданием идеального языка с помощью схем математической логики и атомарных высказываний. Таким образом, Рассел, следуя Фреге, также противопоставляет естественный язык научному, но метод для этого избирается другой – идеальный язык посредством наложения ограничений на функционирование выражений естественного языка

Расселовское понимание отношения языка к мышлению традиционно: существуют мышление и реальность, а язык дан как посредник между ними.

Витгенштейн, , ставит проблему иначе, чем Фреге и Рассел: не создавать новый язык, а прояснить функционирование любого языка. Все свое внимание Витгенштейн сосредотачивает на естественном языке

, Витгенштейн формулирует свой основной принцип следующим образом: Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно, а обо всем остальном следует молчать

Таким образом, логический анализ у Витгенштейна понимается как метод, с помощью которого можно прояснить внутреннюю структуру любого языка. Именно Логика (а не науки) предстает у Витгенштейна как априорное условие всего мира, которое посредством языка очерчивает границы возможного. Отсюда цель – не в разработке нового языка, а в выявлении условий конструирования мира посредством любого языка.

 

Билет42.Философия науки Кун.Понятие научной философии.

Философия науки как специальная философская дисциплина оформляется, примерно, в 20-е - 30-е годы нашего столетия. Это было непосредственно связано с позитивистской критикой традиционной метафизики.

Задача философа - выявить то, что присуще науке как таковой по её природе. Таким образом, критикуя традиционную метафизику, логические позитивисты сводят философию к философии науки. Термины «философия науки» и «философ науки» вводятся именно логическими позитивистами.

Парадигма - это общепринятая теория, которая задаёт образцы постановки и решения проблем. Например, механика Ньютона или физика Эйнштейна. Для того чтобы теория стала парадигмой, она должна отвечать на все основные вопросы, относительно опре-делённой области действительности, но при этом оставлять простор для работы целым поколениям учёных.

Научное сообщество - это сообщество учёных, работающих в рамках

одной парадигмы. Задаётся в основном системой образования.

Нормальная наука - это период в развитии науки, когда в ней господствует только одна парадигма. Работу учёного в перид нормальной науки Кун уподобляет решению головоломок: ответы на все основные вопросы известны, известно, что задача имеет решение, и надо просто его найти и досторить головоломку. Никаких принципиально новых открытий в это время не происходит.

Научная революция - это замена одной парадигмы на другую.

После этого снова наступает период нормальной науки.

Сегодня сложились три модели истории науки:

1) кумулятивистская модель, 2) развитие через научные революции, 3) история науки как совокупность индивидуальных ситуаций («кейс стадис»).





Читайте также:
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.