Естественнонаучное познание





В основе любого, в том числе и естественно-научного, познания действительности лежит сложная творческая работа, включающая сочетающиеся сознательные и подсознательные процессы. О важной роли подсознательных процессов говорили многие выдающиеся ученые. Особенности сознательных и подсознательных процессов творческой работы придают индивидуальный характер решению даже одной и той же естественно-научной проблемы разными учеными. «И хотя представители различных школ считают свой стиль единственно правильным, разные направления дополняют и стимулируют друг друга; истина же не зависит от того, каким способом к ней приближаться,» – так считал физик-теоретик А.Б. Мигдал (1911–1991).

Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать вполне определенные правила научного познания действительности:

– ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;

– трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

– останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не опущено.

Данные правила впервые сформулировал Рене Декарт. Одна из задач естествознания – объяснить явления, процессы и свойства объектов природы. Слово «объяснить» в большинстве случаев означает «понять». Что обычно подразумевает человек, говоря, например: «Я понимаю свойство данного объекта?» Как правило это означает: «Я знаю, чем обусловлено данное свойство, в чем его сущность и к чему оно приведет». Так образуется причинно-следственная связь: причина – объект – следствие. Установление и количественное описание такой связи служат основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любая математическая теория. При этом, конечно, предполагается создание специального научного языка, терминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой строгими законами логики. Так достигается математическая истина. Эмпирическое и теоретическое познание – это единый процесс, характерный для любого естественно-научного исследования на любой его стадии.
Методы эмпирического и теоретического познания
Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений.

Эксперимент - способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Измерение - это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называетсячисловым значением этой величины.

В современной науке учитывается принцип относительности свойств объекта к средствам наблюдения, эксперимента и измерения. Так, например, если изучать свойства света, изучая его прохождение через решетку, он будет проявлять свои волновые свойства. Если же эксперимент и измерения будут направлены на изучение фотоэффекта, будет проявляться корпускулярная природа света (как потока частиц - фотонов).

Интуиция. Особым способом постижения истины является интуиция. Это вид знания, которое возникает как бы внезапно, как озарение у человека, долгое время пытавшегося решить мучивший его вопрос. Интуитивное познание является непосредственным - способ его осуществления не осознается человеком. Однако, после того, как задача решена, ход ее решения может быть осознан и проанализирован. Интуиция, таким образом, есть качественно особый вид познания, в котором отдельные звенья логической цепи

Сознание

Сознание-это одна из самых сложных проблем ф-ии. И на каждом этапе развития она решается по-разному.В целом сознание-это одна из самых абстрактных категорий.Само сознание-это реальность,т.е. нечто существующее.Но реальность особого рода:не объективная реальность,а субъективгная:мысли ,чувства,память,воля.В философии сознание рассматривается как целостная система. Однако на этом сходство между различными философскими концепциями сознания заканчивается. Набор элементов, которые тот или иной философ выделяет в структуре этой целостности, зависит от его мировоззренческих предпочтений и решаемых задач. Для сравнения стоит рассмотреть концепцию Юнга.

Главной функцией сознания (и бессознательного) он считает адаптацию. Понятие "адаптация" шире понятия "познание", адаптация может осуществляться не только за счет познавательной деятельности. По мысли К.Г. Юнга, понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром. В глубинной психологии сознание рассматривается в тесной связи с бессознательным, тем самым не просто констатируется, а обосновывается единство и целостность всех психических проявлений человека.

К.Г. Юнг выделяет четыре психических функции, которые проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровне:

мышление - способность интеллектуального познания и формирования логических заключений;

чувства - способность субъективной оценки;

ощущения - способность восприятия с помощью органов чувств;

интуиция - способность восприятия с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний.

Для полной адаптации человеку необходимы все четыре функции: с помощью мышления осуществляется познание и выносится рациональное суждение, чувство позволяет говорить о том, в какой степени та или иная вещь важна или напротив неважна для человека, ощущение дает сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет угадывать скрытые возможности

Кроме четырех психических функций К. Г. Юнг выделяет две фундаментальные установки сознания:

экстравертную - направленность во вне, на объективную реальность;

интровертную - направленность во внутрь, на субъективную реальность.

У каждого человека проявляются обе установки, но одна из них доминирует. Если сознательная установка интровертна, то бессознательная экстравертна и наоборот.

17.Антропологический материализм Л.Фейербаха
Фейербах жил в первой половине и второй половине 19 века.Основные работы: «сущность христианства», «основы ф-ии будущего».

Основное содержание и смысл философии - отстаивание материализма.
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность -синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.
В антропологическом учение Л. Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре.


18.Понятие движения,его роль, развитие и х-ка
Одним из важных философских вопросов является вопрос о том, в каком состоянии находится мир. С точки зрения диалектико-материалистической философии, в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Вопрос о движении не обходят и другие философские школы и направления, но трактуют его по-разному. Например, объективный идеализм не отрицает движение, но этим свойством наделяет лишь абсолютную идею, мировой дух, внематериальный, мистический, «мировой разум». Движение, развитие этого духа порождает природу, материю, в которой он продолжает свое движение, но в ином бытии. Велико значение диалектики Гегеля, но его диалектика - это диалектика «абсолютной идеи», а не природы, не общества, которые, по Гегелю, лишь отблески этой идеи. С точки зрения современного католицизма (неотомизма), всякое движение имеет божественное начало, исходит от бога.

Субъективный идеализм под движением понимает смену ощущений, представлений, мыслей субъекта.

С позиций материалистической диалектики движение - способ существования материи, ее атрибут.Этот вывод сделан прежде всего, на эмпирических наблюдениях, то есть, человек видит, ощущает, наблюдает.

Следовательно, эмпирические наблюдения и здравый смысл не оставляют сомнения в том, что весь мир находится в движении, изменении и развитии. Теория осмысливает, систематизирует, обобщает эти наблюдения, проникает в истоки движения и делает определенные выводы. Диалектический материализм как теория приходит к следующим основным выводам и положениям:

1. Дает обобщенное понятие движения независимо от его конкретных проявлений, которые столь же бесконечны, как бесконечна сама материя. С позиций диалектического материализма движение в применении к материи – это изменение вообще, т.е. движение есть любое изменение, происходящее в любом материальном объекте: количественное, качественное, перемещение, рождение, отмирание и т.д.

2. Делает вывод о неразрывности материи и движения, о невозможности существования материи без движения, а движения без и вне материи.

3. Приходит к выводу, что движение - это не обычное свойство материи, а ее атрибут, под которым понимается такое свойство вещей, предметов, явлений, без которого невозможно само их существование. Движение, рассматриваемое как атрибут материи, и есть именно такое ее свойство, т.е. оно - способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто свойство.

Из признания движения как атрибута, способа существования материи вытекают и другие философские выводы. Во-первых, поскольку материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, постольку объективно и движение. Человеческое мышление способно отражать, познавать движение во всем его разнообразии, вычленяя закономерности. Во-вторых, поскольку вечна, несотворима и неразрушима материя, постольку вечно, несотворимо и неразрушимо движение. По мнению Ф. Энгельса.

Диалектический материализм не ограничивается признанием движения как атрибута материи. Он ставит проблему классификации его форм и решает ее в союзе с естествознанием или опираясь на него.





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.037 с.