Анализ вооружённых конфликтов, имевших место в 90-х гг. прошлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооружённые конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.
Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации 1 наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а также её союзников в соответствии с международными договорами.
В связи с этим современная война может быть локальной, региональной, крупномасштабной.
Локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).
Региональная война — война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;
Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации 2 вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участииков.
Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооружённого противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооружённые конфликты).
Вооружённый конфликт - вооружённое столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооружённый конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооружённый конфликт).
Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.
Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.
Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).
В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.
Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.
Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) её союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Применение Вооружённых Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.
1 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146. г
2 Эскалация - постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны).
Выводы
- Вооружённые Силы Российской Федерации должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооружённых конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового поражения всех разновидностей.
- Современная война может локальной, региональной, крупномасштабной.
Вопросы
- Какие известные войны XX в. можно отнести к несправедливым (для стороны, совершившей нападение), а какие - к справедливым (для обороняющейся стороны)?
- Какое оружие является важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения?
- Как подразделяются современные войны по масштабам их проведения?
- Какие основные цели определяют готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах?
Задания
- Обоснуйте необходимость в современных условиях укрепления воинской дисциплины и повышения эффективности моральнопсихологической подготовки личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.
- Подберите материалы из специальных изданий и подготовьте сообщение на тему «Ведение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника (на примере одной из войн или одного из военных конфликтов)».
Дополнительные материалы к § 10
Основные направления модернизации
Вооружённых Сил Российской Федерации
В 2008 г. высшим военно-политическим руководством страны было принято решение по модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера
При этом с учётом состояния экономики, демографических показателей в Российской Федерации и их прогноза численность военнослужащих была определена в 1 млн человек.
Министерством обороны Российской Федерации были определены пять основных задач на перспективу.
Первая задача. Перевод в категорию постоянной готовности всех соединений и воинских частей, укомплектованных на 100% по штату военного времени.
Вторая задача. Переоснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники, отвечающими требованиям времени.
К 2020 г. планируется оснастить войска современными и перспективными образцами вооружения и военной техники на 70%.
Третья задача. Формирование новых офицеров и сержантов, разработка программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений.
Определён облик перспективной сети военно-учебных заведений с учётом реальных потребностей в офицерах, развёрнута многоуровневая система обучения сержантов.
Четвёртая задача. Переработка программно-уставных документов для обучения, подготовки военнослужащих и ведения боевых действий Вооружёнными Силами, а также планирующих и руководящих документов обеспечения повседневной деятельности войск и сил.
В настоящее время разработка уставных документов завершена.
Пятая задача. Обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, удовлетворение потребностей в постоянном и служебном жилье, решение всего комплекса проблем социальной защищённости.
(По материалам журнала «Российское военное обозрение»)