Пояснительная записка
Общие положения
Рабочая программа учебного курса дополнительного образования «Секреты Грамотея», 2-4 классы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), авторской программы Л.Я. Желтовской, Л. М. Мышак, «Секреты русского языка» (2-4 классы); - Москва, Астрель, 2017г
1.2. Место учебного курса дополнительного образования «Секреты Грамотея», 2-4 класс, в плане:
2 класс – 28 часа, в неделю- 1 час
3 класс - 28 часа, в неделю - 1 час
4 класс - 28 часа, в неделю - 1 час
Общая характеристика учебного курса дополнительного образования «Секреты Грамотея», 2-4 классы.
Концепция программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны,
углублённое изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей, их компетентности в области «Чтение» и опосредованно способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует общеинтеллектуальному развитию ребёнка.
Содержание курса «Секреты Грамотея» отвечает требованиям к организации
Дополнительного образования: соответствует курсу «русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее, в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый.
Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.
|
Новизна курса особенно проявляется в методике его реализации. В качестве основных
подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный,
личностно-деятельностный, компетентностный.
Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на
мотивационно ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры.
Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.
Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.
Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.
|
Курс занятий учебного курса дополнительного образования «Секреты Грамотея» для
младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для успешного развития учащихся. Это обеспечивается посредством практик, как одной из современных здоровьесберегающих форм занятий, где деятельностно-динамические методы преобладают над фронтально-монологичным объяснением.
Ценностные ориентиры учебного курса дополнительного образования «Секреты Грамотея», 2-4 классы
Важными ориентирами содержания являются:
· развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
· формирование представлений о языке как универсальной ценности;
· изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений,
· связанных с изучением языкового пространства;
· развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская
· деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
· формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
· лингвистического исследования;
· развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
· включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты
· русского языка.