Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.
Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов. Исторический корень слова. Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.
Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Исследования речи
младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился,
отземлился, копатка. Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки
орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
Морфология (8 ч.)
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных
реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы. Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.
Практические упражнения.
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе
предложений. Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи). Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам). Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства. Упражнения на подбор эмоционально оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.
|
Пунктуация (5 ч.)
Словосочетание и предложение (общее, различное). Систематизация сведений о
признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска
предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении. Простые и сложные
предложения. Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста. Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски. Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче). Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
Лексика (5 ч.)
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и
переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устойчивые выражения
(словосочетания), их образность, точность. Этимология. Почему мы так говорим?
«Путешествия» слов во времени.
Практические упражнения.
Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.
Орфоэпия (5 ч.)
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами:
акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
|
Практические упражнения.
Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк). Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.
Класс
Фонетика. Графика (4 ч.)
Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов.
Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных. Смыслоразличительная роль звуков и букв. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.
Практические упражнения.
Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.). Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк). Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звукобуквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении. 9
Язык и речь (1 ч.)
О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения
мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.
Практические упражнения.
Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих
представление о рождении речи через работу средств языка.