Морфемика (словообразование)(6 ч.)




Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов. Исторический корень слова. Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.

Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Исследования речи

младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился,

отземлился, копатка. Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки

орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология (8 ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных

реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы. Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе

предложений. Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи). Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам). Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства. Упражнения на подбор эмоционально оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Пунктуация (5 ч.)

Словосочетание и предложение (общее, различное). Систематизация сведений о

признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска

предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении. Простые и сложные

предложения. Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста. Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски. Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче). Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).

Лексика (5 ч.)

Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и

переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устойчивые выражения

(словосочетания), их образность, точность. Этимология. Почему мы так говорим?

«Путешествия» слов во времени.

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.

Орфоэпия (5 ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительными нормами:

акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк). Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.

Класс

Фонетика. Графика (4 ч.)

Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов.

Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных. Смыслоразличительная роль звуков и букв. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.). Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк). Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звукобуквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении. 9

Язык и речь (1 ч.)

О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения

мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.

Практические упражнения.

Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих

представление о рождении речи через работу средств языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: