ГЛАВА II. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?




ВВЕДЕНИЕ

 


 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕР – ЭТО НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?

 

Наблюдая за поведением окружающих нас людей, у нас сразу строится представление о характере каждого человека. Мы нередко задаемся вопросом, откуда у людей те или иные способности, привычки и качества. Пытаясь объяснить человеческое поведение – особенно, если оно значительно отклоняется от принятой нормы, мы задаем вопросы: почему он так себя ведет? Можно ли изменить его поведение к лучшему?

«Чего от него еще ждать, – вздыхают окружающие, говоря о трудном (непослушном, ленивом, агрессивном) ребенке или подростке. - Посмотрите на его семью: какие родители, такие и дети».

Обязательно ли у родителей-алкоголиков, родителей-преступников и дети вырастут любителями спиртного и нарушителями закона? Передается ли склонность к отклоняющемуся поведению по наследству? Есть ли особые причины биологического характера, ответственные за возникновение нарушений в поведении?

 

Характер

 

Начнём с того, что же такое характер. Характер-это совокупность постоянных психических особенностей человека, определяющих его поведение и отношения в обществе. То есть, это образ жизни и поведения. Мы судим о характере человека на основании его действий и поступков. Например, говорим о том, что человек ответственный и целеустремлённый, если его отношение и результат соответствуют данным проявлениям. Формирование характера происходит под воздействием разных социальных групп: школа, семья, друзья, коллеги. Любой характер можно описать согласно его основным чертам, то есть определителям, которые помогут объяснить поведение конкретной личности в конкретной ситуации. Психологи выделяют четыре определяющих черты характера:

• Отношение к другим людям;

• Отношение к труду;

• Отношение к себе;

• Отношение к вещам.

Основными особенностями характера при его изучении являются первые два типа черт, то есть отношение к людям и отношение к труду. Эти особенности характера называют стержневыми или центральными.

Но суждение о поведенческой реакции чаще всего бывает субъективным. Ибо далеко не всегда человек реагирует так, как говорит ему интуиция. На поступки влияет жизненный опыт и обычаи той среды, где человек проживает.

Но так или иначе, каждый человек анализирует свои поступки и исправляет недостатки в своём характере, тем самым создавая себе ту жизнь, к которой он стремится.

 

Наследственность

 

Наследственность-свойство организмов сохранять и обеспечивать передачу признаков потомкам.

Исходя из этого определения следует, что состояние здоровья и болезни являются результатом взаимодействия наследственных факторов.

Явление наследственного сходства родителей и их потомства у людей, животных и растений привлекало внимание многих натуралистов и врачей, которые пытались предложить для объяснения этого явления различные гипотезы. Вследствие чего, появились такие мифы:

Продолжительность жизни.

Ученые оценили влияние генов на этот фактор в 7%. Остальные 93% зависят целиком от образа жизни.

Спортивные достижения.

Действительно, тип фигуры определяют гены. Но показатели в спорте также будут зависеть только от самого человека.

Любовь к порядку.

Пунктуальность, ответственность, вежливость и другие черты личности зависят только от воспитания.

Гены не могут непосредственно определять то или иное поведение ребенка. Они отвечают лишь за общие принципы построения нервных цепочек, участвующих в обработке поступающей информации и в принятии решений. Доказано, что эти нервные цепочки реагируют на воздействия внешней среды и постоянно перестраиваются в течение всей жизни!

Социальная среда делает востребованными те или иные гены. Допустим, если считается, что девочка должна быть хорошей хозяйкой, – иначе ее не возьмут замуж, то в процессе ее обучения делается особый акцент на аккуратность, умение планировать свои дела, тонко различать запахи и вкусы и так далее. В результате будут подвергаться тренировке и перестройке именно те нервные цепочки, которые приводят к проявлению данных свойств в поведении.

Следовательно, от наследственности полностью зависят только внешние признаки. Касательно особенностей характера влияние генов относительно, поскольку, как и говорилось выше, на такие качества больше действует внешняя окружающая среда, чем врождённая предрасположенность.

Воспитание

Говоря о характере и наследственности, все предположения приводили нас к тому, что только воспитание присваивает положительные качества человеку.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание строится на «трёх китах»:

1. наказание

2. поощерение

3. личный пример воспитателя

Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируется поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды, что и является целью воспитания.

Характер у ребёнка начинает формироваться очень рано. В этот период большое воздействие на ребенка оказывает поведение родителей, их личный пример в отношении к людям, к вещам личным и общественным. Ребенок, подражая родителям, усваивает их черты. Воспитание старших проявляется не только тогда, когда они поучают детей. То, что родители делают, то, как они себя ведут, гораздо сильнее влияет на ребенка, чем то, что они ему говорят.

Но, как и везде, существуют отрицательные результаты в воспитании. Например, чрезмерная строгость родителей. Постоянный страх перед наказанием угнетает детей, парализует их активность, самостоятельность. Они вырастают слабохарактерными, трусливыми, беспомощными. Родителям же невдомек, что своей строгостью они убивают живую детскую мысль, потребность ребенка делиться со старшими своими маленькими думами и переживаниями. В таких условиях создаются предпосылки для развития нежелательных сторон характера: замкнутости, безынициативности.

Нужно помнить, что немалую роль в формировании характера, в первую очередь, играет атмосфера в семье. А уже со временем, на характер воздействует общество.

ГЛАВА II. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?

 

Рассмотрев эти термины отдельно, можно выявить, что воспитание действительно обладает над формированием характера, нежели наследственность.

В действительности среда, создающая характер, гораздо шире и сложнее: это и школьные отношения с товарищами, и книги, и кинофильмы, другими словами, все то окружение, в котором он находится. Но среди всех этих слагаемых семья является наиболее значительным и важным хотя бы уже по одному тому, что закладывание характера начинается в семье.

Нельзя говорить: «Воспитывай или не воспитывай, а если уж родился упрямым, то таким и останется». Это далеко не так. Это мнение создаёт иллюзию, будто характер передается по наследству от родителей к детям. В действительности же сходство характеров детей и родителей объясняется не наследственностью, а постоянным влиянием родителей на детей, постоянным личным примером. Человек меняется в течение всей своей жизни. Побывав в разных ситуациях, пережив на себе разные жизненные условия, люди тем самым получают опыт и делают надлежащие выводы, которые заставляют их задумываться о своем бытие и о правильности своих поступков.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: