Психолого-педагогическая характеристика
Умственно отсталого ребенка – дошкольника
В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость не является психическим заболеванием, она не лечится. В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов.
Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития.
Причины умственной отсталости:
- тяжелые инфекционные заболевания во время беременности;
- интоксикации, отравления;
- тяжелые дистрофические состояния при беременности;
- заражение плода паразитами;
- венерические заболевания;
- травматическое поражение плода или асфиксия;
- наследственность; - резус-конфликт;
- хромосомные аномалии;
- фенилкетонурия (нарушение белкового обмена);
- менингиты и энцефалиты в раннем детстве.
Умственно отсталых детей различают по тяжести и выраженности на три группы:
Дебильность - легкая степень, 75% от популяции олигофренов, уровень интеллекта по Векслеру 50-70
Имбецильность – средняя степень, 15% от общей популяции олигофренов, уровень интеллекта 20-50
Идиотия – тяжелая степень, 5% от популяции, уровень интеллекта меньше 20.
Особенности развития умственно отсталых детей.
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
|
Внимание:
У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников,
выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности
распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении
сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно
недоразвита именно его произвольная сторона.
Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении
трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае
бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она
поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.
Свойственно пассивное непроизвольное внимание с фиксацией не более 10-
15 минут, частая отвлекаемость, двигательное беспокойство, вялость,
пассивность, возможны агрессивные реакции при настаивании на
продолжении деятельности. Распределение внимания практически
отсутствует. Отмечается нетерпимость, выкрикивание, задавание вопросов,
не касающихся определенной темы.
Ощущение и восприятие:
Отмечается нарушение восприятия в целом по сравнению с нормально
развивающимися детьми.
Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы
воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.).
Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного
недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние
связи между частями, персонажами и пр.
Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе
узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные
|
буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.
Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые
выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном
тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.
Восприятием детей с умственной отсталостью необходимо руководить.
Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций
(нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных
эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с
нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их
эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не
умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какуюто одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется
постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что
дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное
их пониманию задание.
Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства
и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9
летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут
найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Они
ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.
п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом
умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность
представляет для них различение оттенков цвета.
|
Память:
Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у
умственно отсталых имеют специфические особенности, так как
формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают
внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее
ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.
У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников,
формируется произвольное запоминание. Слабость памяти умственно
отсталых проявляется в трудностях ее воспроизведения. Из-за непонимания
логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный
характер.
Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая
забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей
ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников,
наступает состояние охранительного торможения.
Речь:
Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи.
Большинство этих лиц начинают говорить после 4 лет.
У таких детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая,
грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза,
восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды
расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена
потребность в речевом общении.
Мышление:
Мышления является главным инструментом познания. Оно протекает в
форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция. У умственно отсталых детей все эти операции недостаточно
сформированы и имеют своеобразные черты.
Так анализ предметов они проводят бессистемно, вычленяют лишь наиболее
заметные части. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства предметов, как величину, цвет.
Не умеют выделять главное в предметах и явлениях. Некритичны. Не могут
самостоятельно оценить свою работу. Как правило не понимают своих неудач.
Чаще всего свойственно наглядно-действенное мышление. Нагляднообразное значительно снижено. Словесно-логическое отсутствует.