Особенности развития умственно отсталых детей.




Психолого-педагогическая характеристика

Умственно отсталого ребенка – дошкольника

В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость не является психическим заболеванием, она не лечится. В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов.

Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития.

Причины умственной отсталости:

- тяжелые инфекционные заболевания во время беременности;

- интоксикации, отравления;

- тяжелые дистрофические состояния при беременности;

- заражение плода паразитами;

- венерические заболевания;

- травматическое поражение плода или асфиксия;

- наследственность; - резус-конфликт;

- хромосомные аномалии;

- фенилкетонурия (нарушение белкового обмена);

- менингиты и энцефалиты в раннем детстве.

Умственно отсталых детей различают по тяжести и выраженности на три группы:

Дебильность - легкая степень, 75% от популяции олигофренов, уровень интеллекта по Векслеру 50-70

Имбецильность – средняя степень, 15% от общей популяции олигофренов, уровень интеллекта 20-50

Идиотия – тяжелая степень, 5% от популяции, уровень интеллекта меньше 20.

 

Особенности развития умственно отсталых детей.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

 

Внимание:

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников,

выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности

распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении

сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно

недоразвита именно его произвольная сторона.

Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении

трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае

бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она

поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

Свойственно пассивное непроизвольное внимание с фиксацией не более 10-

15 минут, частая отвлекаемость, двигательное беспокойство, вялость,

пассивность, возможны агрессивные реакции при настаивании на

продолжении деятельности. Распределение внимания практически

отсутствует. Отмечается нетерпимость, выкрикивание, задавание вопросов,

не касающихся определенной темы.

 

Ощущение и восприятие:

 

Отмечается нарушение восприятия в целом по сравнению с нормально

развивающимися детьми.

Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы

воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.).

Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного

недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние

связи между частями, персонажами и пр.

Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе

узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные

буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые

выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном

тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.

Восприятием детей с умственной отсталостью необходимо руководить.

Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций

(нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных

эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с

нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их

эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не

умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какуюто одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется

постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что

дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное

их пониманию задание.

Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства

и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9

летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут

найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Они

ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.

п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом

умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность

представляет для них различение оттенков цвета.

 

Память:

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у

умственно отсталых имеют специфические особенности, так как

формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают

внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее

ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников,

формируется произвольное запоминание. Слабость памяти умственно

отсталых проявляется в трудностях ее воспроизведения. Из-за непонимания

логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный

характер.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая

забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей

ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников,

наступает состояние охранительного торможения.

Речь:

Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи.

Большинство этих лиц начинают говорить после 4 лет.

У таких детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая,

грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза,

восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды

расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена

потребность в речевом общении.

Мышление:

Мышления является главным инструментом познания. Оно протекает в

форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,

абстракция. У умственно отсталых детей все эти операции недостаточно

сформированы и имеют своеобразные черты.

Так анализ предметов они проводят бессистемно, вычленяют лишь наиболее

заметные части. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства предметов, как величину, цвет.

Не умеют выделять главное в предметах и явлениях. Некритичны. Не могут

самостоятельно оценить свою работу. Как правило не понимают своих неудач.

Чаще всего свойственно наглядно-действенное мышление. Нагляднообразное значительно снижено. Словесно-логическое отсутствует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: