Особым образом идёт развитие эмоциональной сферы умственно
отсталого ребёнка.
Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время не
достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает
малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний
невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо, напротив,
огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста
можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так,
например, получение хорошей отметки может у него смущение, радость,
чувство удовлетворенного самолюбия и т. д. Переживания умственно
отсталого более примитивны, полюсны он испытывает только или
удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков
переживаний почти нет.
Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают
неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей
динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и
поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые
переходы от одного настроения к другому. У других детей (такие
встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность
переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например,
незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную
эмоциональную реакцию. Проникнувшись «желанием куда-либо пойти, с
кем-либо повидаться и т. д., умственно отсталый ребенок не может затем
отказаться от своего желания, даже если это стало нецелесообразным.
Проявлением незрелости личности умственно отсталого ребенка
является также и большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные
|
суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто
ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей
жизни—хорошо то, что приятно.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том,
что дети ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут
найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии,
замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти
утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться какой-либо,
даже лучшей, вещью, которую им подобрали взамен похожей, разбитой или
утерянной. Умственно отсталый ребенок может понять, что причинивший
ему огорчение педагог вовсе не хотел его обидеть однако доводы рассудка не
помогают ему подавить в себе чувство обиды.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому,
что у учащихся вспомогательных школ с опозданием и с трудом
формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство
долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Формирование высших
чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит
формирование этих высших чувств. Такие чувства могут быть воспитаны, у
умственно отсталых детей. Однако для этого должна быть проведена
специальная воспитательная работа. Пока не воспитаны высшие чувства, по
мере роста ребенка стихийно все большее место занимают элементарные
потребности и, следовательно, эмоции.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно
отсталых детей можно иногда отметить некоторые болезненные проявления
|
чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому
осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к
больному ребенку.
Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся
в том, что в состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети
реагируют на все мелочи вспышками раздражения.
Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей
отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций,
характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний,
повышенная внушаемость, отсутствие критики
Присущая таким детям интеллектуальная недостаточность и скудный
жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций,
в которых они оказываются. Некоторые дети в незнакомой обстановке
бегают, кричат, берут без спроса всё, что попадается им на глаза,
кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам,
прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом.