Организационно-методическое




Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: заседания и образцы документов

Адель Вильшанская
канд. пед. наук, рук. структурного подразделения инклюзивного и интегрированного образования ГБОУ «Школа “Марьино” им. маршала авиации А.Е. Голованова», Москва

Главное в статье

1. ПМПк реализует три направления в работе. Подробно о каждом направлении.

2. Работу ПМПк заместитель директора выстраивает по этапам. Что включить в каждый этап.

3. Специалисты ПМПк разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут ученика.

4. ПМПк рекомендует родителям обследовать ребенка на ПМПК. Образец протокола.

 


Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это коллегиальный орган, который объединяет специалистов различного профиля, чтобы оказать квалифицированную помощь ученику и его родителям. Главная задача – помочь школьникам освоить образовательные программы. В статье расскажем, как заместитель директора может организовать работу ПМПк и предложим образцы документов.

Какие нормативные документы определяют деятельность ПМПк

Образовательная организация (ОО) предоставляет психолого-педагогическую помощь обучающимся, которым трудно освоить основную общеобразовательную программу (ООП).

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предписывает школам создать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ. Школа вправе формировать структурные подразделения, чтобы помочь ученикам (ст. 27, 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ).

В ПМПк входят:

· председатель, например, заместитель руководителя ОО;

· педагог-психолог;

· учитель-дефектолог и/или учитель-логопед;

· социальный педагог;

· медицинская сестра;

· секретарь*.

* Администрация привлекает специалистов, если их нет в школе.

Ежегодно руководитель ОО издает приказ, в котором назначает председателя и определяет состав консилиума.

Деятельность ПМПк регламентирует Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (Положение), которое заместитель руководителя ОО разрабатывает на основании письма Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901–6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Положение включает: цель и задачи, структуру и состав ПМПк. В нем прописывают основные направления деятельности ПМПк, регламент заседаний, права и обязанности участников образовательной деятельности. Положение содержит единые формы документов для специалистов ПМПк.

Какие направления работы реализует ПМПк

ВАЖНО

Когда консультируете родителей, излагайте все сведения на доступном для них уровне.

Используйте вспомогательные средства: памятки, алгоритмы, схематические изображения

 

Задачи ПМПк определяют направления его деятельности. ПМПк реализует диагностико-консультативное, организационно-методическое, коррекционно-развивающее направления.

Диагностико-консультативное

Это основное направление в работе ПМПк. Специалисты проводят первичные, текущие и итоговые диагностики обучающегося и разрабатывают совместные рекомендации.

Диагностико-консультативное направление позволяет определить причины трудностей ученика и пути их решения, проследить динамику обучающегося. Специалисты определяют индивидуальную траекторию продвижения ученика. Родителей консультируют после обследования ученика или когда проанализируют его образовательную ситуацию. Консультирует специалист, ведущий ученика, или группа специалистов. Они разъясняют трудности, которые возникают у ребенка, рекомендуют совместные действия школы и семьи, чтобы их преодолеть.

Организационно-методическое

Специалисты ПМПк анализируют учебную документацию; заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), если оно есть; индивидуальную программу развития и абилитации, если у ученика есть инвалидность; результаты комплексной диагностики.

Они оценивают, есть ли в ОО кадровые и материально-технические ресурсы. При необходимости ставят вопрос, чтобы восполнить дефицит. По результатам анализа специалисты ПМПк разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ученика.

ПМПк проводит экспертную оценку результативности программы коррекционной работы, а для детей с ОВЗ – уровня освоения коррекционно-развивающей области и сформированности жизненных компетенций.

Специалисты составляют индивидуальный профиль ученика по характеристикам его развития, который позволяет отследить динамику и эффективность коррекционно-образовательных мероприятий и всего образовательного маршрута в целом.

ПРИМЕР. Результаты анализа представляют по каждому из параметров по четырехуровневой шкале: 1 – максимальный уровень, 4 – минимальный. В индивидуальном профиле можно фиксировать и общие результаты продвижения ребенка, которые выражают в баллах: 0 – нет продвижения; 1 – минимальное продвижение; 2 – среднее продвижение; 3 – значительное продвижение.

 

Чтобы своевременно выявить учеников, которые нуждаются в психолого-педагогической и социальной помощи, предупредить трудности адаптации, организуйте профилактические ПМПк по итогам четверти или полугодия. На них обязательно присутствуют классные руководители, учителя.

Методическая деятельность ПМПк заключается в том, что специалисты участвуют в разработке программы коррекционной работы в структуре ООП или АООП, отслеживают соответствие программ коррекционно-развивающих курсов особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: