Практическая работа №4
Тема урока: Рисование предметов домашнего обихода
Цель урока: научить студентов практическому освоению способов рисования с натуры объемных предметов геометрической формы.
Ход урока
Архитектурная среда – сложный организм, решающий функциональные, эстетические и социальные вопросы. Однако, будь то отдельно стоящее знание, комплекс или целый ансамбль все это воспринимается через параметры объемов, их конструктивную основу, композиционное размещение, цветность и фактурность. В современной архитектуре с ее лаконизмом, геометричностью форм, объемов и деталей, значение таких композиционных средств как цвет фактура, пропорциональность сильно возрастают. Отсюда в процессе подготовки студента- архитектора необходимо развитие таких качеств как понятие композиции, конструктивного построения, масштабности и пропорциональности, фактурности предмета и его светотеневой моделировки, цветовых и цвето-тоновых отношений. Немаловажную роль в развитии этих качеств имеет учебная постановка по натюрморту, поскольку поступательное осмысление от проектных форм ксложным является непреложным законом познания окружающего нас мира, основным принципом творческой деятельности.
1.Цель и задачи натюрморта
Цель – на относительно небольших по размерам геометрических телах, архитектурных обломах и предметах домашнего обихода познакомить студента с принципами композиционного размещения тел, с их конструктивной основой, масштабностью и пропорциональностью, с фактурностью предметов и их светотеневой моделировкой.
Задачи – средствами линейного и тонового рисунка передать изображение натюрморта со всеми присущими ему зрительными качествами с соблюдением закономерностей перспективного построения воздушной перспективы. В изображении натюрморта решаются три конкретные задачи: 1) Композиционная, где ставятся вопросы освоения основных закономерностей и средств композиции, формируется художественный образ;
|
2) Предметная, в процессе решения которой развивается ощущение решения формы, объема, материальности и фактуры предметов;
3) Тональная, цель которой является освоение техники штриховки, лепки объема светотеневыми отношениями;
Рисунок натюрморта выполняется при дневном и искусственном освещении. Освещение можно применять прямое, боковое, верхнебоковое.
Постановка натюрморта можно располагать:
а) выше линии горизонта;
б) ниже линии горизонта;
в) на уровне линии горизонта;
Каждая учебная постановка должна иметь проблемные ситуации, решаемые студентами в процессе работы. Натюрморт служит экспериментальной базой в поисках композиционных возможностей, дает основы теории графики и осуществляет связь с архитектурой, активизирует художественно-творческий процесс.
2. Требования к постановке натюрморта
Правильно поставленный натюрморт вызывает у студентов интерес и желание его нарисовать, правильно составленный натюрморт вызывает желание работать. Глубоко осмысленный натюрморт приучает студентов глубже раскрывать значимость вещей и связь их с человеком и природой, лучше понимать закономерности применения тех или иных графических средств, в целом активизирует образные и пространственные мышления. Натюрморт – учебная постановка, выражающая цели и задачи, в процессе решения которых у студентов должны сформироваться новые знания, умения и навыки. Сама постановка должна способствовать целостному видению прекрасного; способности анализировать пластику и конструкцию формы, материальность вещей и их фактуру, плоскость и пространство, планы, предметы, симметрию и ассиметрию, равновесие и неустойчивость, светотеневые отношения. Для постановки натюрморта предметов брать столько, чтобы композиция не оказалась очень трудной.
|
Примером может служить:
а) натюрморт из бытовых предметов разных по материалу: стекло, глина, металл, фаянс, керамика, драпировка;
б) натюрморт из гипсовых геометрических тел – конус, параллелепипед, трехгранная призма.
в) гипс, ваза, капитель, драпировка;
г) комбинированная постановка из геометрических тел и архитектурных обломов
3. Этапы выполнения
Рисунок натюрморта предусматривает более сложные учебные задачи, чем изображение отдельных предметов. При изображении натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени. Каждый предмет натурной постановки требует к себе особого отношения: одни предметы (переднего плана) требуют более внимательного анализа формы, более детальной проработки; другие (дальнего плана) могут быть изображены в общих чертах, для чего достаточно выразить характер общей формы.
Рисуя натюрморт из различных предметов, студент глубже усваивает принципы линейно-конструктивного изображения формы, широко знакомится с теорией перспективы, получает возможности творчески использовать полученные знания и навыки. Кроме того, на рисунке натюрморта студент должен передать не только объем предметов, но и их фактуру (материальность – гипс, металл, стекло, шелк и т.д.). Если при рисовании с натуры одного предмета стояло небольшое количество аналитических задач, то в натюрморте их становиться гораздо больше. При рисовании группы предметов эти задачи значительно усложняются. Рисующему нужно передать форму не одного предмета, а нескольких, увязать их между собой и выдержать тональную закономерность всей композиции. Отсутствие методической последовательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию.
|
Для успешного выполнения рисунка необходимо работу разделить на следующие этапы:
1) предварительный анализ постановки;
2) композиционное размещение изображения на листе бумаги;
3) передача характеров формы предметов и их пропорций;
4) конструктивный анализ формы предмета и перспективное построение изображения на плоскости;
5) выявление объема предметов посредством светотени;
6) детальная прорисовка формы предметов;
7) синтез – подведение итогов работы над рисунком.
На примере анализа несложного натюрморта предлагается рассмотреть принцип выполнения каждого этапа.
1. Предварительный анализ
Перед началом работы надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее интересные из них. Обратить внимание на эффект освещения – с каждой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно предметы выглядят более интересно и выразительно при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется. Следует подумать, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги – вертикально или горизонтально.
2. Композиционное размещение (рис. 2)
Построение как всегда начинается с композиционного размещения. Важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был планомерно заполнен. Надо мысленно определить всю группу предметов в одно целое и продумать ее размещение на бумаге. Сверху лучше оставить больше места, чем снизу, тогда предметы крепко будут стоять на плоскости. Надо следить за тем, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, не оставалось много пустого места. В данном натюрморте предметы подобранны по принципу разнообразия материалов и тональных отношений.
Одной из учебных задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства, степень удаления предметов друг от друга. Ч этой целью составные элементы в натюрморте следует расставлять так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть второго плана, но основания последних должны быть частично видны. Это поможет лучше выявить пространство и воздушную среду между предметами.
3. Передача характера формы предметов и их пропорций
Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции и расположение в пространстве (рис. 1). Главное при этом определить размеры каждого из этих предметов и их пропорции (по высоте, ширине, глубине).
4. Конструктивный анализ формы (рис. 2)
Сначала намечаются контуры каждого предмета как видимые, так и невидимые. Вследствие чего на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей. Выявляя конструктивную основу формы необходимо внимательно проверить перспективные построения. После всего следует наметить границы света и тени падающие и собственные.
5. Выявление объема предметов (рис. 3)
Объем предмета в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы светотени – тона. Тон – это физическая характерность света (количество и качество света на поверхности предмета). Свет, падая на поверхность тела, меняется в тоне в зависимости от положения плоскостей в пространстве по отношению к источнику света. Приступая к выполнению объема предметов тона, прежде всего надо определит самое светлое и самое темное место на натуре. Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить на какую плоскость лучи света падают прямо, а по каким плоскостям они скользят, где будет собственная тень предмета. Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета. вначале, легко прикасаясь карандашом к бумаге, надо проложить тоном теневые места на каждом предмете. Это поможет яснее увидеть массу каждого предмета. После чего прокладываются полутени усиливая тени в теневых местах, и наконец, прокладываются тени, падающие от предмета.
6. Детальная прорисовка формы (рис. 4)
При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Работать над деталью долго не следует, т.к. пропадает сторона восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части.
Каждая линия, каждый штрих наносятся на плоскость бумаги, помогают выразить объем и форму каждого предмета. Штрихи должны наноситься по форме, для чего необходимо проследить, как изгибается поверхность предмета, в какую сторону направлена та или иная плоскость. Должны быть ясно видны направления линий и штрихов, подчеркивающих характер плоскости. При проработке форм предметов натюрморта должна проходить и серьезная аналитическая работа. Необходимо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой, чем отличается блик на кувшине от блика на стакане и тарелке, и от блика на яблоке и груше.
7.Синтез
Заканчивая рисунок, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения и натуры. Когда четко прорисована форма каждого предмета следует посмотреть на свой рисунок издали, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (черными) и не выпадали (не вырывались) из рисунка, проверить силу рефлексов с натурой. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Рефлексы должны пропадать, сливаться с тенями.
Подводя итоги работы над рисунком натюрморта, необходимо вновь вернуться к первоначальному восприятию натурной постановки – к цельности зрительного восприятия. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, предметы вне зрительного центра, воспринимаются не так ясно и четко. Следовательно, учитывая закономерность восприятия, надо в рисунке выделить главное, смягчить второстепенное. Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что предметы, окружающие человека, воспринимаются не все одинаково и прежде всего в зависимости от степени удаленности предмета от зрителя, поэтому плановость изображения в передаче натюрморта должна являться одним их главных условий рисунка.