Конспект урока математики во 2-Б классе
Дата: 10.12.2018
Учитель: Озеракина Татьяна Геннадьевна
Тема: Закрепление изученного по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
Цель: закрепить устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Задачи:
1. Повторить и закрепить умения:
1) выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные,
нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел);
2) читать, записывать и вычислять числовые выражения;
3) решать простые задачи и составные задачи выражением и разными способами; составлять и решать обратные задачи;
4) сравнивать именованные числа.
2. Совершенствовать навыки устного счета;
3. Расширять представления учащихся о взаимосвязи между числами, величинами.
Планируемые результаты
Познавательные: развивать математическую речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, составлять план и последовательность действий; осуществлять контроль свой работы на уроке.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, выслушивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию.
Личностные: формировать умения оценивать свою деятельность, понимать причины успешности учебной деятельности, формировать устойчивый познавательный интерес к способам решения новых задач, развивать пространственное воображение, творческие способности, аккуратность, самостоятельность, интерес к изучению математики.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеозапись, карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, жетоны, учебники УМК «Школа России» «Математика. 2 класс» - 1 часть (авторы М.И.Моро, М.А.Бантова).
Ход урока:
I. Организационный момент:
1. Приветствие. (Слайд № 1)
-Я приветствую вас на уроке математики.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.
2. Психологический настрой. (Слайд № 2)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы примеры без труда решать,
Преобразовывать, считать,
Чертить, смекать и рассуждать.
II. Повторение.
1. Целеполагание (Слайд № 3)
-Сегодня на уроке мы будем учиться применять полученные знания о правилах сложения и вычитания в устных вычислениях и при решении задач, а так же будем закреплять умение читать, записывать и вичислять числовые выражения, сравнивать величины. Познакомимся с первым государством.
Закончите фразы:
Хочу узнать…
Хочу научиться…
Буду стараться…
Девиз урока: (Слайд № 4)
Думаем—быстро!
Отвечаем—правильно!
Считаем—точно!
Пишем—красиво!
2. Проверка домашнего задания. (Слайд № 5)
-Как называлось первое государство, вы узнаете, если правильно выполнили домашнее задание.
Примеры № 14 с.73.
- Прочитайте выражение с самым маленьким результатом.
14-9+8=13
- Прочитайте выражение с самым большим результатом.
60-(32-7)=35
- Прочитайте выражение, в котором уменьшаемое равно 40.
40-(18-8)=30
- Прочитайте выражение, в котором уменьшаемое равно 30.
30-(24-9)=15
-Расположите ответы примеров № 14 с. 73 в порядке возрастания и с помощью ключа прочитайте слово. (Слайд № 6)
13, 15, 16, 20, 30, 35
Е г и п е т
Сообщение учителя о Египте. (Слайд № 7)
Первое государство возникло примерно 4000 лет назад в Африке и называлось Древний Египет. Жители Египта были искусными строителями. До наших дней дошли построенные в древние времена гробницы.
№10 стр.73-задача. (Слайд № 8)
-Что узнали в первом действии? (Сколько было гусей)
-Каким действием? (8-2=6 пт.) Почему вычитали? (сказано на 2 пт. меньше)
-Что узнали во втором действии? Каким действием? Почему прибавляли? (чтобы узнать, сколько всего гусей и уток)
Молодцы!
3. Устный счёт.
-Как назывались гробницы египетских фараонов?
1) Каллиграфическая минутка. (Слайд № 9)
-Запишите числа 8-го десятка.
71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80.
П И А Р Д А И М
-Подчеркните чётные числа.
-Назовите «соседей» числа 73. (72 и 74)
-Разложите на сумму разрядных слагаемых чтсло 78. (78=70+8)
-Назовите чётные числа в порядке возрастания, нечётные—в порядке убавыния, и вы узнаете, как назывались гробницы египетских фараонов.
-Какое слово получилось? (Пирамида)
2) Математический диктант. (Слайд № 10)
-Если правильно выполните задание, узнаете, что делали египтяне с умершими фараонами.
· 25 увеличить на 7. (32)
· Уменьшаемое 74, разность 60. Чему равно вычитаемое? (14)
· Из какого числа вычли 5 и получили 31? (36)
· Из суммы чисел 8 и 4 вычесть 6. (6)
· К разности чисел 23 и 3 прибавить 17. (37)
· На сколько 4см меньше, чем 43 мм? (на 3 мм)
Сообщение учителя о мумиях. (Слайд № 11)
Древние египтяне, чтобы сохранить тело умершего, изготавливали мумию. После смерти тело высушивали, смазывали специальным маслом, обматывали полосами льняной ткани, пропитанной специальным раствором, и помещали в гроб – саркофаг.
3) Игра «Числовая цепочка» (Слайд № 12-14)
-На чём писали египтяне?
а) на папирусе;
б) на пергаменте;
в) на бересте.
а) на папирусе-73;
б) на пергаменте-74;
в) на бересте -75.
26+8=34
34-9=25
25+20=45
45+6=51
51+11=62
62-7=55
55+25=80
80-7=73
Сообщение учителя о письменности. (Слайд № 15)
Египтяне прославились своей письменностью. Писать умели не все – только жрецы и чиновники. Писали они на бумаге, которую называли папирусом. Его делали из тростника – высоких растений, похожих на гигантских размеров камыши. Чтобы получился свиток, листья папируса скрепляли вместе.
4. Музыкальная физкультминутка (Слайд № 16)
-Я приглашаю вас размяться и отдохнуть.
Дети исполняют танец под музыку «Капитана Краба».
III. Закрепление ЗУН
1. Решение задачи. (Слайд № 17)
–Египтяне хорошо знали математику и умели решать сложнейшие задачи, чтобы построить пирамиду.
Задача № 18, с.74.
-Прочитайте задачу.
-Какая задача? (составная)
-О чем говорится в задаче?
-Выделите опорные слова.
Составьте краткую запись задачи. (Слайд № 18)
І ящ.-20 шт.
ІІ ящ.-?, на 10 шт.м.
ІІІ- сталько, сколько
Анализ задачи.
-Что известно в задаче?
-Что спрашивается в задаче?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему?
-Что найдём первым действием? 1) 20-10=10 (шт.)
-Что найдём вторым действием? 2) 20+10=30 (шт.)
-Составьте выражение по задаче и найдите его значение.
В.: 20+ (20-10)=30(шт.)
Ответ: 30 семян гороха посадили в третий ящик.
Сообщение учителя о строительстве пирамид. (Слайд № 19)
В пирамидах египтяне хоронили царей – фараонов. Глыбы для строительства пирамид могли весить по нескольку тонн – почти как танк. Рабы привязывали их к салазкам и передвигали с помощью круглых деревянных чурбанов. Так им удавалось поднимать камни на большую высоту по наклонным дорогам.
2. Групповая работа. (Слайд № 20)
Геометрический материал.
На уроке труда мы с вами делали куб по развертке.
Пирамида—это тоже геометрическое тело.
Назовите, из каких геометрических фигур состоит развёртка пирамиды. (4 треугольника-грани, прямоугольник –в основании)
Группы получают карточки.
Измерьте стороны треугольника и найдите его периметр. Работаем в группах. Сравните периметры треугольников.
Р1=5см+5см+5см=15см
Р2=3см+3см+3см=9см
Р3=4см+4см+4см=12см
Проверка.
Сообщение учителя о жилье египтян. (Слайд № 21)
Дом знатного египтянина был удобен и красив. Квадратная столовая находилась выше остальных комнат. Её окна располагались наверху, под самой крышей. Потолок красили в тёмно-синий цвет. Снизу стены в столовой белили, а сверху раскрашивали в яркие цвета.
3. Самостоятельная работа. (Слайд № 22) (Индивидуальная работа по карточкам у доски-2 ученика решают уравнение)
Вычислите выражения правильно, и вы узнаете, как одевались египтяне.
34-(4+6)= 24
20+(13-7)=26
(60-40)+7=27
(30+10)-4=36
90-(16-6)=80
-Вы справились с самостоятельной работой, молодцы!
Сообщение учителя об одежде египтян. (Слайд № 23)
Одежда в древнем Египте была предметом роскоши. Египтяне обувались в сандалии. Мужчины носили набедренные повязки, женщины - прямые узкие платья из льна. Воина можно было узнать по набедренной повязке. Платья, украшенные множеством складок, и мантии имели только богатые египтяне.
4. Сравнение именованных чисел (Слайд № 24)
-Вставьте правильно знаки сравнения, и вы узнаете, какое животное считалось священным у египтян.
21 см * 2 дм 43 мм * 4 см 60 с * 1 мин
– Как вы думаете, что надо поставить вместо снежинок? (Знаки >, >. =)
– Что закрепили, выполняя это задание? (Сравнение величин)
Сообщение учителя о священных животных. (Слайд № 25)
Кошка считалась в Египте священной. Дело в том, что египтяне первыми приручили кошек. Охраняла их богиня Бастет, которая изображена в виде женщины с кошачьей головой. По закону, тому, кто осмеливался поднять на кошку руку, грозила смертная казнь.
IV. Итог урока. Оценивание. Домашнее задание.
Домашнее задание: Стр. 74, №16, 19. (Слайд № 26)
V. Рефлексия. (Слайд № 27)
– Итак, ребята, все задания вы хорошо выполнили. Я думаю, что вы многому научились у египтян.
Проанализируйте свою работу на уроке.
Продолжите фразу:
Сегодня я научился…
Было интересно…
Было трудно…
– Сегодня на уроке работали очень хорошо…
– Урок наш закончен.
План урока