Краткое житие преподобного Павла Ксиропотамского




АФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СВЯТОГО ПАВЛА

И

ЕГО СВЯТЫНИ

В ознаменование принесения

В пределы Русской Православной Церкви

Со Святой Горы Афон Честных Даров волхвов

На Рождество Христово 2014 г.


 

<На форзаце>:

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

2 глава, стихи 1–12

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу? Они же сказали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ПАВЛА АРХИМАНДРИТА ПАРФЕНИЯ

СВЯТАЯ ГОРА АФОН

МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ПАВЛА

- Краткое житие преподобного Павла Ксиропотамского

- История монастыря

- Святыни монастыря

ДАРЫВОЛХВОВ

-История святыни

- Что тебе принесем, Христе? (Речь настоятеля монастыря Святого Павла архимандрита Парфения на поклонение Честным Дарам волхвов)

- Чудеса, происходящие от Честных Даров волхвов

- Молитвословия Господу, совершаемые перед Честными Дарами волхвов


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ПАВЛА АРХИМАНДРИТА ПАРФЕНИЯ

 

Милостью и промыслом Человеколюбивого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа наша cвященная обитель, основанная преподобным Павлом Ксиропотамским, на протяжении пяти веков хранит великую святыню Православия, свидетельствующую о вочеловечении Господа, — Честны́е Дары мудрых волхвов Востока. Честные Дары имеют не только историческую ценность, они — преизливающийся источник Божественной благодати от Рождества Христова до наших дней.

Каждый год тысячи паломников со всего мира приезжают в монастырь Св. Павла, чтобы поклониться Честным Дарам волхвов и святым мощам, хранящимся здесь. Многие из этих паломников — русские, благодаря чему о нашей обители узнали во всех концах великой Русской земли.

В настоящем году по предложению и благочестивейшему желанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея и единодушному согласию Священного Кинота Святой Горы Афон, эта всечестная реликвия нашей святой веры впервые выставляется для поклонения и благословения верующих в России.

По этой причине друзья нашей обители посчитали своевременным издание настоящей брошюры, выход в свет которой мы приветствуем с особенным интересом и великой о Господе любовью. Здесь содержатся ответы на вопросы, которые могут возникнуть у наших русских братьев о Честных Дарах, их духовной ценности, истории монастыря Св. Павла и многом другом. Это также помощь в познании великого дела Божия домостроительства, о котором свидетельствуют Честные Дары волхвов, ведь их держал в Своих Пречистых руках Сам Богомладенец — Господь наш Иисус Христос.

 

Игумен священной обители Святого Павла

архимандрит Парфений со всей во Христе братией

 

<Подпись>

 

СВЯТАЯ ГОРА АФОН

Святая Гора Афон — крупнейшее в мире средоточие православного монашества, самоуправляющееся монашеское государство, расположенное на северо-востоке Греции (полуостров Халкидики) и входящее в ее состав. На Святой Горе, пребывающей под покровительством Божией Матери и называющейся уделом Пресвятой Богородицы, уже более тысячи лет непрестанно возносятся к Богу молитвы иноков. В настоящее время число монашествующих святогорцев превышает 1700 человек.

На Афоне находится 20 монастырей: 1) Великая Лавра, 2) Ватопе́д, 3) И́верский монастырь, 4) Хиланда́р, 5) Дионисиа́т, 6) Кутлуму́ш, 7) Пантокра́тор, 8) Ксиропота́м, 9) Зогра́ф, 10) Дохиа́р, 11) Карака́л, 12) Филофе́й, 13) Симоно́петра, 14) монастырь Святого Павла, 15) Ставроники́та, 16) Ксенофо́нт, 17) Григориа́т, 18) Эсфигме́н, 19) Свято-Пантелеимонов монастырь, 20) Кастамони́т.

Помимо монастырей на Святой Горе насчитывается множество более мелких монашеских образований, принадлежащих той или иной из двадцати перечисленных обителей: скиты́ (поселки, состоящие из небольших домов, в каждом из которых есть жилые и хозяйственные помещения, а также маленький храм; в центре скита располагается большой соборный храм), ке́лии (отдельно стоящие монашеские жилища — двух- или трехэтажные здания с пристроенным к ним храмом), кали́вы (жилые постройки небольших размеров, в отличие от келий не имеющие земельных участков), кафи́змы (небольшие жилища, расположенные около монастырей и находящиеся на их содержании), исихасти́рии (места безмолвия) и аскити́рии (места подвижничества отшельников). Издревле на Святой Горе действует а́ватон — правило, запрещающее женщинам ступать на эту землю во избежание соблазна.

С самого начала иноческой жизни на Афоне его населяли, помимо греков, монахи из традиционно православных стран — России, Болгарии, Сербии, Грузии, Румынии, однако сегодня на Святой Горе подвизаются монахи со всех уголков мира. Впечатляющий пример тысячелетнего мирного сожительства и доброго сотрудничества монахов делает Афон истинным вселенским центром братского союза православных всех стран и народов.

С древности до наших дней Святая Гора является священным местом безмолвия и подвижничества. Образ жизни святогорских монахов подчинен главной цели их пребывания на Афоне — непрестанному молитвенному служению Богу. За время своего существования Святая Афонская Гора взрастила великие сонмы святых, и сейчас ее жизнь отмечена живым присутствием богопросвещенных старцев.

Особо почитается на Афоне Богородица, считающаяся игуменией Святой Горы. Согласно древнему преданию, вскоре после Вознесения Спасителя Пресвятая Богородица по пути на Кипр посетила Афон. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив обитателям полуострова о Христе, Богородица произнесла: «Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына моего; и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века, и аз буду теплая заступница к Сыну моему о месте сем и о пребывающих в нем».

Святая Гора — место, где с древности сохраняется подлинная монашеская традиция, и многие русские святые побывали здесь, чтобы ей научиться. «Повесть временных лет» сообщает нам, что первым из них был преподобный Антоний Печерский, который в середине ХI века был пострижен на Афоне в монашество и отправлен обратно в Киев с благословением и пророчеством о том, что от него произойдет на Руси множество иноков.

Известно, что уже в ХI веке на Святой Горе был основан первый русский монастырь — обитель Ксилу́ргу. Во второй половине ХII века русской монашеской общине Ксилургу был передан пришедший к тому моменту в упадок монастырь во имя великомученика Пантелеимона. Начиная с этого времени монастырь Святого Пантелеимона стал основной обителью русских на Афоне.

На рубеже XV–XVI веков между Афоном и московскими великими князьями были установлены официальные отношения. В 1509 году великий князь Василий III подтвердил свое ктиторство по отношению к Пантелеимонову монастырю, а также покровительство Святой Горе в целом и отправил на Афон большую милостыню. Отдельной грамотой великий князь извещал афонское священноначалие о разрешении посылать святогорских иноков в Россию для сбора пожертвований, а братия Пантелеимонова монастыря получала привилегию посылать старцев за милостыней к московскому князю. С этого времени приезды монастырских посольств на Русь стали регулярными.

Впоследствии на протяжении XVI–XVII веков щедрыми благотворителями Афона были цари Иоанн IV, Федор Иоаннович, Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Во многом благодаря их пожертвованиям афониты справлялись с теми неисчислимыми материальными трудностями, которыми были обременены святогорские монастыри в тяжелые годы турецкого владычества. Помощь Афону из Российской империи не оскудевала и в XVIII веке: ее размеры и сроки выплат были строго регламентированы по инициативе Петра I.

Приносили плоды и духовные связи России с Афоном: в конце XVIII века многочисленные русские иноки, опытно познав на Святой Горе школу старчества и аскетического делания под руководством преподобного Паисия (Величковского) и его учеников, стали возвращаться на родину и возрождать на Руси традиции старчества. К середине XIX века монастыри, придерживающиеся аскетической школы преподобного Паисия, располагались в 30 епархиях, в том числе Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. Столь известное ныне оптинское старчество обязано своим возникновением именно Афону.

В течение XIX века интерес России, самой сильной православной державы в мире, к Святой Горе не ослабевал. Число русских монахов на Афоне стремительно росло. При покровительстве Императорского Дома Романовых с невиданным размахом шло строительство русских скитов св. Андрея Первозванного, Илии пророка и Новой Фиваиды. К 1912 году русские монахи составляли половину населения Святой Горы. Однако революция 1917 года и последующие трагические события привели к резкому ослаблению русско-афонских связей.

(По материалам Православной энциклопедии)

 

 

МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ПАВЛА

Краткое житие преподобного Павла Ксиропотамского

Преподобный Павел Ксиропотамский, в миру носивший имя Прокопий, был сыном византийского императора Михаила I, который царствовал в 811–813 годах. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Но ученость и почетное положение в свете не увлекали Прокопия. Оставив все мирское и сменив богатые одежды на нищенское рубище, он покинул Константинополь и ушел на Святую Гору, на место Ксиропота́м (что в переводе с греческого означает «сухая река»), построил себе келью и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел.

Из смиренномудрия преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам.

Вскоре Ксиропотамский монастырь наполнился множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление обителью одному из братии, ушел в отдаленную пустыню, находящуюся у юго-западных склонов горы Афон, где и стал уединенно жить в пещере. Однако его строгое безмолвие вскоре было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Так вокруг преподобного возникло еще одно братство которое положило начало новой обители, впоследствии получившей имя святого Павла.

Заранее извещенный Господом о своей кончине, преподобный призвал к себе братию Ксиропотамской обители, а также свое новособранное братство, и дал им последнее наставление.

В день кончины святой Павел надел мантию, прочитал молитву святого Иоанникия, которую произносил постоянно: «Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе», — и приобщился Святых Христовых Таин. Похоронить свое тело святой Павел завещал на полуострове Лонгос (ныне Ситония), расположенном напротив Святой Горы. Но по воле Божией корабль с всечестными мощами преподобного прибило к берегам Константинополя, где император и патриарх с благоговением приняли эту многоценную реликвию и торжественно положили в Великой церкви. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святого Павла были перенесены на Запад и сейчас предположительно находятся в Милане.

 

 

История монастыря

Обитель Святого Павла расположена в юго-западной части Афонского полуострова, у западного подножия горы Афон, в полутора километрах от побережья, на высоте около 150 метров над уровнем моря.

Монастырь был основан преподобным Павлом Ксиропотамским в конце IX века и был посвящен Божией Матери. На протяжении XI–XIII веков обитель сильно страдала от набегов пиратов и ее игумены прилагали большие усилия, чтобы защититься от морских разбойников. В 1307 году монастырь был окончательно разорен каталонскими наемниками, которые были приглашены византийским императором Андроником II для борьбы с турецкой армией, но затем подняли против него мятеж и принялись опустошать византийские владения. Таким образом, обитель потеряла канонический статус монастыря, перестала быть самостоятельной и стала принадлежать Ксиропотамскому монастырю на правах келии (так на Афоне называются не только комнаты монахов, но и стоящие отдельно от монастыря и принадлежащие ему монашеские жилища небольших размеров, имеющие свой маленький храм).

Возрождение обители Святого Павла началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима (Радони) и Антония (Пагаси), происходивших из двух известных княжеских родов. Благодаря их трудам и стараниям, разрушенный монастырь был выкуплен, полностью восстановлен и снова обрел свой канонический статус, поэтому они почитаются новыми ктиторами обители.

Большую материальную помощь монастырю оказывали византийские императоры из династии Палеологов, а также правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи. Георгий Бранкович в 1447 году построил для обители большой соборный храм во имя великомученика Георгия Победоносца и подарил на содержание монастыря крупные земельные владения в Сербии. Его дочь царица Мара также много благодетельствовала и покровительствовала монастырю в тяжелые годы, последовавшие за турецким завоеванием, и завещала ему подворье Езова в городе Серрес, включавшее в себя 1800 гектаров земли.

Начиная с XVI века обитель поддерживают правители Валахии (историческая область в современной Румынии), считавшие Святую Гору Афон оплотом Православия и относившиеся к ней с большим благоговением. Так, в 1522 году Неанко Воевода с сыном Феодосием, господарем валашским, построили монастырскую сторожевую башню, где монахи могли бы укрываться от набегов пиратов.

Благотворили обители и другие правители Валахии на протяжении XVI–XVII веков. Новым великим благодетелем монастыря считается святой мученик Константин Бассараб, в 1700 году на собственные средства восстановивший монастырскую больницу, трапезную и сторожевую башню. Также святым Константином был построен небольшой храм в честь равноапостольных Константина и Елены, который до наших дней не сохранился.

Большую помощь монастырю оказывали и многие русские цари, в частности Иоанн Грозный, Алексей Михайлович и Петр I. В монастырской библиотеке хранится грамота 1754 года, выданная российской императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра I, монахам обители Святого Павла и разрешающая им сбор милостыни в России. Елизавета Петровна делала в обитель богатые вклады, ей подражали и другие русские государи. Благодаря этому, а также сбору пожертвований монастырь Святого Павла много раз выплачивал долги и покрывал расходы на восстановление обветшавших зданий.

С момента своего возрождения в 1365 году обитель Святого Павла населялась по преимуществу иноками из Сербии. Русский монах и паломник Василий (Григорович-Барский), в первый раз посетив обитель Святого Павла в 1725 году, свидетельствует, что в ней жили сербские монахи и богослужение совершалось на славянском языке. Однако, прибыв в монастырь во второй раз в 1744 году, он не находит здесь ни одного монаха сербского происхождения: насельниками являются одни греки и церковная служба совершается на греческом.

В начале XIX века в монастырь пришел архимандрит Анфим (Комнин). Будучи экономом обители, он построил две трети западной части монастыря, а также всю южную, верхнюю часть крепостной стены и колокольню. При нем в 1816 году священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский, заложил и освятил фундамент нового соборного храма.

В это время обитель была особножительной. Особножительные, или идиоритмические, монастыри — это особый вид православных монастырей, в которых монахам дозволяется иметь личную собственность; общим для всех насельников таких монастырей является только богослужение и трапеза в праздничные дни, во всем остальном каждый монах живет по собственному усмотрению. От них отличаются общежительные монастыри, где монах не имеет ничего своего, живет в строгом послушании игумену, ежедневно участвует в общем богослужении и трапезе.

Благодаря трудам отца Анфима и собранным им средствам стало возможным будущее преобразование монастыря из особножительного в общежительный, к чему он всей душой стремился. Архимандрит Анфим по праву почитается новым ктитором обители. Накануне Греческого восстания он удалился в Валахию и в обитель уже не возвращался.

Много бед монастырь Святого Павла претерпел во время Греческого национально-освободительного восстания 1821 года и оккупации Афона турецкими войсками: обитель опустела и монахи стали возвращаться туда лишь после 1830 года. В этот непростой период инокам очень помогло пособие российских императоров Александра I и Николая I: были выплачены огромные долги, в которые впал монастырь.

Свидетельством начавшегося возрождения обители стал переход к общежительному уставу, совершенный в 1839 году. Много потрудился для воплощения и утверждения этой идеи благочестивый игумен Софроний (Калигас). При нем было окончено строительство западной стены монастыря, а в 1845 году освящен новый соборный храм в честь Сретения Господня, действующий и поныне. Игумен Софроний написал молебные каноны на Сретение Господне и Пресвятой Богородице в честь ее чудотворной иконы «Мироточивая», а также «Поучение о трезвенном делании и умной молитве». Он явил собою пример мудрого, смиренного, беззлобного и простого пастыря, всей душой болеющего за любимую им обитель. Игумен Софроний упокоился в 1882 году, его мощи хранятся в монастырской усыпальнице и издают благоухание.

К началу ХХ века все основные работы по восстановлению обители были завершены, но пожар, вспыхнувший 4 января 1902 года, уничтожил бóльшую часть юго-западной стороны монастыря, колокольню, а также библиотеку, где сгорели 220 славянских рукописей и 70 икон. Однако бóльшую часть сокровищ библиотеки удалось сохранить благодаря подвигу монаха Давида, который задохнулся в дыму, спасая бесценные реликвии. Вскоре при поддержке греческого правительства, братских святогорских обителей и пожертвований благочестивого народа монастырь удалось восстановить в еще большем величии.

28 октября 1907 года обитель сильно пострадала от большого землетрясения, а 13 сентября 1911 года — от наводнения, истребившего монастырские сады, огороды и виноградники.

В 1924 году, в результате обмена населением между Грецией и Турцией после Второй греко-турецкой войны, монастырь потерял многие подворья, которые были национализированы греческими властями для расселения беженцев.

25 мая 1920 года настоятелем обители был избран Серафим (Пандазатос), известный представитель великой плеяды святогорских игуменов. Он много потрудился на благо любимого монастыря: утвердил общежительный устав, постриг большое число монахов, был успешным строителем обители.

В XIX и ХХ веках из монастыря Святого Павла произошли известные иерархи Элладской Православной Церкви, а также многие афонские подвижники благочестия. В течение пяти лет послушание духовника обители Святого Павла нес русский архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) — известный во всем православном мире духоносный старец и автор всемирно известной книги о преподобном Силуане Афонском. Это уникальный в современной истории Афона случай, когда духовником греческого монастыря был русский монах. Знаменитый старец Иосиф Исихаст (1898–1959) последние восемь лет своей жизни пребывал со своим братством в Новом скиту, принадлежащем монастырю Святого Павла. Известный старец Паисий Святогорец (1924–1994), отличавшийся даром рассуждения и высотой подвижнической жизни, людям, просившим его указать обитель для принятия пострига, всегда рекомендовал монастырь Святого Павла как общежительный монастырь со старыми и добрыми афонскими традициями.

С 4 декабря 1974 года и по сей день настоятелем обители Святого Павла является игумен Парфений (Мурелатос), происходящий с острова Кефаллиния и пришедший в монастырь в 1954 году. Отец Парфений широко известен как опытный духовник многих монахов, клириков и мирян. За годы его игуменства были проведены большие реставрационные работы, усовершенствован устав обители и улучшены условия быта, восстановлены келии, находящиеся на территории монастыря, а также построены новые; устроены многие сады и огороды.

В 1989 году обитель Святого Павла отпраздновала 150-летие своей общежительной жизни, что, безусловно, является важной духовной вехой в ее тысячелетней истории.

С 2006 года обитель получает материальную помощь из России: особенно большие вклады в монастырь делают Русское афонское общество и Благотворительный фонд Святителя Василия Великого. В 2007 году на средства, пожертвованные из России, начато строительство храма над пещерой, где жил основатель монастыря, — преподобный Павел. Имена всех древних и новых благодетелей обители внесены в особый список и поминаются во все праздничные и воскресные дни на великой вечерне и Божественной литургии.

Монастырю Святого Павла принадлежат два скита: Новый скит в честь Рождества Божией Матери, который населяют 45 монахов, и скит Лакку в честь святого великомученика Димитрия Солунского, где подвизаются 25 иноков. Общее число братии обители вместе с насельниками скитов составляет 110 человек.

Кроме иноков греческого происхождения, в монастыре живут и изучают афонскую монашескую традицию монахи и послушники, прибывшие из России, Ливана, Сирии, Румынии, Англии и Америки. В числе выходцев из обители нынешний Антиохийский патриарх Иоанн X, митрополит Трипольский Ефрем, митрополит Веррийский Павел и многие другие.

Соборный храм обители освящен в честь праздника Сретения Господня и имеет два придела: великомученика Георгия Победоносца и преподобного Павла Ксиропотамского. Храм полностью построен из мрамора; колонны, кивоты для икон и иконостас работы 1901 года также мраморные. Кроме того, в келейных корпусах монастыря находятся небольшие храмы в честь преподобного Герасима Кефаллинийского, святителей Анфима Никомидийского, Николая Мирликийского, Григория Богослова, равноапостольных Константина и Елены и другие.

В верхней части одного из келейных корпусов монастыря, рядом со сторожевой башней, сохранился древний храм великомученика Георгия Победоносца с уникальными фресками и иконостасом 1554 года. Фрагменты фресок того же периода сохранились также в коридорах келейного корпуса.

Особый интерес представляет монастырская библиотека: в ней хранится около 500 рукописей (среди них грамоты византийских императоров и фирманы турецких султанов), 18 000 старопечатных книг, а также иконы и другие монастырские реликвии.

Три главных торжественных праздника обители: престольный праздник Сретения Господня (2 февраля по старому стилю); день успения основателя обители — преподобного Павла Ксиропотамского (28 июля по старому стилю); обретение мощей преподобного Герасима Кефаллинийского (20 октября по старому стилю).

 

Святыни монастыря

Среди святынь и драгоценных реликвий, с великим благоговением хранимых в священной обители Святого Павла на Святой Горе Афон, первое место занимают Честны́е Дары, преподнесенные восточными волхвами Богомладенцу Христу, как об этом повествует вторая глава Евангелия от Матфея. Волхвы принесли вочеловечившемуся Господу золото, ладан (ароматная смола, воскуряемая на богослужении) и смирну (благовонное вещество из аравийского дерева, бывшее частью состава для умащения тел умерших). Золото хранится в виде 28 пластин разной формы (квадратных, прямоугольных, трапециевидных), искусно украшенных различными орнаментами в технике филиграни. Размер каждой пластины — приблизительно 5х7 сантиметров. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити подвешены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны, общим числом 70.

По причине огромной ценности Даров волхвов, прежде всего духовной — как предметов, освященных прикосновением Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, а также материальной — исторической и археологической, они надежно хранятся в 10 особых ковчегах в монастырской ризнице, а для поклонения паломникам и удовлетворения запросов об их привозе в различные епархии Греции отделяется только их часть.

Помимо 10 ковчегов с Честными Дарами волхвов в священной обители Святого Павла хранятся два серебряных ковчега с крестами, содержащими большие части Животворящего Древа Креста Господня. Один из этих ковчегов является даром благочестивой российской императрицы Елизаветы Петровны: он хранится в алтаре соборного храма обители и ежедневно выносится для поклонения монастырским паломникам. Другой, с золотым византийским крестом, содержащим самую большую в обители часть Животворящего Древа Креста, — находится в монастырской ризнице и торжественно переносится в соборный храм для поклонения два раза в год: на праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Еще одна великая святыня обители — это кованый железный крест основателя монастыря преподобного Павла Ксиропотамского, с которым он никогда не расставался, нося его на груди.

Также в обители хранятся древние чтимые иконы Божией Матери. В центральной части соборного храма, с правой стороны, перед иконостасом, находится мраморный кивот-проскинитарий с чудотворной иконой Богородицы «Мироточивая». Эта икона получила свое название от благоухающего мира, которое она источала в древности. Празднование Богородицы в честь Ее святой иконы «Мироточивая» совершается в первое воскресенье октября (по старому стилю), а на каждой воскресной вечерне ей служится молебен с каноном. По преданию, эта икона была принесена в обитель из Константинополя, из монастыря Мирелеон, построенного отцом преподобного Павла, императором Михаилом.

Древнейшей из икон Богородицы, хранимых не только в монастыре Святого Павла, но и на всей Святой Горе, является чудотворная икона Божией Матери «Зерцало». По преданию, она принадлежала императрице Феодоре и была перенесена в обитель преподобным Павлом Ксиропотамским. Святая императрица Феодора известна тем, что при ней в 843 году в Константинополе был созван церковный собор, который восстановил и окончательно утвердил иконопочитание. Православная Церковь установила особое празднование в честь этого события — Торжество Православия, ежегодно совершаемое в первое воскресенье Великого поста. В этот день икона «Зерцало» выносится на поклонение верующим, прибывшим в обитель.

В алтаре соборного храма, на горнем месте, находится древняя икона Богоматери «Нисиотисса», подаренная обители в 1385 году ее благодетелем Николаем Пагаси. В ризнице монастыря хранятся иконы Божией Матери «Одигитрия» и «Филатусса», а также многие другие.

Величайшим сокровищем монастыря Святого Павла являются благодатные и чудотворные мощи святых. Они с благоговением хранятся в алтаре соборного храма Сретения Господня и выносятся для поклонения в день празднования памяти того или иного святого. Среди множества угодников Божьих, чьи мощи хранятся в обители, — апостол Андрей Первозванный, великомученик и целитель Пантелеимон, священномученик Харалампий, мученица Агафья, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник.

 

 

<Перед следующей главой на отдельной странице:>

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

2 глава, стихи 1–12

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу? Они же сказали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

 

 

ДАРЫВОЛХВОВ

История святыни

Среди предметов, связанных с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, которые хранила Пресвятая Богородица, были и Честны́е Дары волхвов. По преданию, незадолго до Своего Успения (в переводе с церковнославянского это слово означает «сон»; так в Православии называется блаженная и безболезненная кончина святых, угодивших Богу) Божья Матерь вместе со Своей Честной Ризой и Поясом передала Честные Дары Иерусалимской церкви. В Иерусалиме они находились приблизительно до 404 года, когда византийский император Аркадий перенес их в столицу Византии — Константинополь.

В 1200 году архиепископ города Новгорода Антоний совершил паломничество в Константинополь и на основе своих впечатлений написал книгу «Паломник». В этом сочинении русский богомолец рассказывает о святынях, увиденных им в столице Византии, и среди прочего упоминает о Дарах Волхвов, хранившихся в храме Святой Софии.

В Константинополе святыня находились до завоевания города крестоносцами в 1204 году, после чего вместе с другими сокровищами была перенесена во временную столицу Византии — Никею. После изгнания крестоносцев в 1261 году при императоре Михаиле Палеологе Честные Дары были возвращены в Константинополь, где пребывали вплоть до его порабощения турками в 1453 году.

После захвата Константинополя турецким султаном Магомедом II Завоевателем его мачеха царица Мара, сербка по происхождению и благоговейнейшая христианка, в 1470 году собственноручно принесла Честные Дары на Святую Гору Афон, чтобы передать их в обитель Святого Павла, большим благодетелем которой был ее отец — правитель Сербии Георгий Бранкович.

По святогорскому преданию, когда Мара поднималась от монастырской пристани к обители, ей явилась Пресвятая Богородица и не позволила идти дальше, чтобы не нарушать запрет на посещение Святой Горы женщинами. Благочестивая царица послушалась и, передав монахам Честные Дары, вернулась на корабль.

С тех пор они хранятся в монастыре Святого Павла и почитаются как великая святыня, от которой по изволению Божьему исходит неизреченное благоухание и проистекают чудесные исцеления.

Позднее на месте передачи Даров была построена часовня, а там, где Маре явилась Богоматерь, был установлен крест, называемый «крестом Царицы». До начала XX века в монастырском архиве хранился турецкий документ, свидетельствовавший о передаче Марой Честных Даров монастырю, но эта рукопись погибла в страшном пожаре, постигшем обитель Святого Павла в 1902 году.

 

Что тебе принесем, Христе? (Слово настоятеля монастыря Святого Павла архимандрита Парфения на поклонение Честны́м Дарам волхвов)

В Ветхом Завете, в Четвертой книге Царств, повествуется о великих чудесах, которые совершались от милоти, то есть от накидки святого пророка Илии. Эти чудеса происходили даже после того, как пророк был взят на небо. А в книге Деяний апостольских евангелист Лука повествует о том, что благодать святых апостолов была столь велика, что тень апостола Петра совершала чудеса, а платки и опоясания с тела апостола Павла исцеляли немощных и прогоняли нечистых духов. История нашей Церкви показывает, что даже вещи, принадлежавшие святым, становятся носителями Божественной благодати. Однако если они скрывают в себе столь многую благодать, то насколько велико должно быть благословение, получаемое от священнейших предметов, связанных с земной жизнью Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа?

Помимо Честного Креста, в мире сохранилось еще очень небольшое количество святынь, бывших в соприкосновении с пречистым Телом Богочеловека Христа при Его земной жизни, среди которых благоговейное и смиренное приношение от трех восточных волхвов Новорожденному Господу — Честные Дары.

Сия святыня на протяжении веков хранится на Святой Афонской Горе, в нашей священной обители преподобного Павла. Неизреченное благоухание, которое источают Честные Дары, а также их целебная и чудотворная благодать делают эту святыню не только сокровищем нашего монастыря, но и укреплением его братии.

И вот эти самые Честные Дары, мои боголюбивые братья, находятся сегодня перед нами, предложенные к поклонению. Наша святая Церковь воздала этим предметам особенную честь, назвав их Честными Дарами. Словом «Дары» они именуются в Священном Писании, но без эпитета «Честные» — это определение приложено Церковью позже. Вообще, Честными Дарами в Церкви называется величайшее сокровище всего мира — Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которых христиане причащаются за каждой Божественной литургией. Но теми же самыми словами — Честные Дары — Церковь почтительно называет и Дары волхвов. Конечно же, это разные, несопоставимые вещи. И, безусловно, благодать, даруемая Богом при поклонении Честным Дарам волхвов, никак не может сравниться с благодатью, получаемой человеком при святом Причащении. Однако, вне всякого сомнения, Честные Дары волхвов являются для нашей Церкви драгоценнейшей святыней и источником благодати. Ведь Честной Крест есть слава Церкви, кровь святых мучеников — ее багряница, священные мощи святых — ее похвала, святые и чудотворные иконы — ее богатство, а Честные Тело и Кровь Господа — ее таинственное и величайшее сокровище. Продолжая это перечисление, мы можем сказать, что Честные Дары волхвов — это драгоценнейшее достояние Церкви.

Поговорим же теперь о символическом значении Честных Даров и о должном подражании трем восточным волхвам в поклонении Господу.

«И открыв, — повествует о волхвах Евангелие от Матфея, — сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Церковь в рождественских песнопениях восклицает: «…И сокровища своя усердно отверзше, дары



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: