Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций
Кассовые операции - операции с наличными деньгами, иностранной валютой, проводимые в кассах банков и предприятий.
Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Правила работы с наличными деньгами установлены в положении Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержденный ЦБ России 04.10.1993 года
При оформлении кассовых операций используются следующие документы:
- приходные кассовые ордера - форма КО-1
- расходные кассовые ордера - форма КО-2
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров - форма КО-3
- кассовая книга - форма КО-4
- журнал кассира-операциониста КМ-4
- справка-отчет кассира-операциониста КМ-6
- сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации КМ-7
-книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5
Прием наличных денег в кассу ведется по приходным кассовым ордерам, а выдача - по расходным кассовым ордерам. К ним прилагаются документы, на основе которых получены или выданы деньги.
Лицу, сдающему деньги, выдается отрывная квитанция, являющаяся частью приходного кассового ордера.
При выдаче наличных денег на расходном кассовом ордере или на приложенных к нему документах должна стоять подпись распорядителя кредитов. Документы же гасятся штампом ПОЛУЧЕНО или ОПЛАЧЕНО с указанием числа, месяца, года, что исключает возможность их повторного использования. Никаких подчисток и исправлений в приходных и расходных кассовых ордерах не допускаются.
Если деньги выдаются лицу, не работающему на данном предприятии, им должен быть предъявлен паспорт или иной его документ, реквизиты которого записываются в расходном кассовом ордере.
|
Учет кассовых операций осуществляется на счете 50 «Касса».
Счет является активный и предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе организации. Если в разрешенных законодательством случаях организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывается соответствующие субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты.
По дебету счета 50 «Касса» отражается приход денежных средств в кассу организации – корреспонденции со счетами учета источников поступления средств.
По кредиту счета 50 «Касса» отражается расход денежных средств из кассы организации – корреспонденции со счетами учета расчетов и затрат, показывающими направлении расхода средств.
Дебетовое сальдо 50 «Касса» указывает сумму остатка наличных денег в кассе организации на отчетную дату.
Безналичные формы расчетов
Подавляющее большинство расчетов между юридическими лицами, а также расчеты с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, осуществляются безналичном порядке. Это означает, что взаимные обязательства погашаются без использования наличных денежных средств. Безналичные расчеты производятся в основном с использованием услуг банков и других кредитных учреждений в порядке перечисления средств с расчетных, текущих и других счетов организаций.
Безналичные расчеты за товары, работы, услуги и по нетоварным операциям могут производиться без участия банков с применением векселей качестве платежного средства. Организации и ее контрагенты по согласованию друг с другом могут погашать обязательства путем зачета взаимной задолженности, минуя банки (например, при товарообменных операциях).
|
Плательщик и получатель средств самостоятельно выбирают формы расчетов и закрепляют их договором.
Безналичные расчеты с использованием услуг банков.
Для осуществления безналичных расчетов с использованием услуг банков и других кредитных учреждений организация открывает в них расчетные, текущие и иные счета. Банковскими операциями по счетам организации-клиентов являются: зачисление поступающих на счет клиента сумм; перечисление средств со счета клиента; депонирование средств на специальных счетах; зачисление остатка депонированных сумм на расчетный счет и другие операции.
Формы безналичных расчетов, производимых посредством банков
Безналичные расчеты между организациями, осуществляемые посредством кредитных учреждений, производятся в следующих формах:
платежными поручениями; по инкассо; чеками; по аккредитиву; с использованием корпоративных пластиковых карт.
Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов.
Документальное оформление банковских расчетных операций
Расчетные операции организаций, производимые посредством банков, оформляется банковскими расчетными документами: платежными поручениями; платежными требованиями-поручениями; платежными требованиями; инкассовыми поручениями; заявлениями на аккредитив; прочие.
|
Данные документы оформляют либо поручение банку, либо согласие на проведение банком операций по счетам организации.
Банковские расчетные документы оформляются на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД), раздел 0401000 «Платежная документация по безналичным расчетам через банки». Банковские расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать для них нужные реквизиты.
При несоответствии платежных документов установленным требованиям банк может уточнить содержание данного ему поручения. Банковские расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Подтверждением того, что банк исполнил представленные ему в банковских расчетных документах поручения, являются соответствующие записи в выписке из расчетного счета, получаемой организацией в согласованные сроки. Со своей стороны, экземпляры банковских расчетных документов прилагаются к выписке из расчетного счета для обоснования операций, проведенных банком по счету клиента.
Учет операций по расчетному и другим счетам в банке. Расчетные счета открываются юридическими лицами, имеющими самостоятельный баланс, для хранения денежных средств и осуществления денежных операций. Организации могут иметь неограниченное количество расчетных счетов в одном или разных банках.
После оформления договора банковского счета и согласно распоряжению управляющего банком, расчетному счету организации присваивается номер. Банк для внутреннего учета движения средств организации на каждый расчетный счет заводит лицевой счет, где ежедневно фиксирует все банковские операции по данному счету. Информация об открытии расчетного счета передается банком налоговой инспекции, на учете которой состоит данная организация.
Банковские операции по расчетному счету.
Банковскими операциями по расчетному счету являются операции:
- зачисление поступающих на счет клиента сумм;
- принятие от клиента и выдача ему со счета наличных денег;
- перечисление средств со счета клиента;
- депонирование средств на специальных счетах;
- зачисление остатка депонированных сумм на расчетный счет.
Некоторые платежи взыскиваются банком с расчетного счета в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов и в других случаях, установленных законом. К подобным платежам относятся: платежи, невнесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, социальные фонды; за таможенные процедуры; платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций, организаций связи, телефонной сети.
По дебету счета отражается сумма денежных средств, внесенных в кассы банков, сберегательные кассы, кассы отделения связи и пр., для зачисления на расчетный и иные счета организации, но еще не зачисленных по назначению - в корреспонденции с кредитом счета 50.
По кредиту счета отражаются средства, зачисленные на расчетный и иной счет – в корреспонденции с дебетом счетов 51,52. Сальдо счета отражает суммы переводов в пути на отчетную дату.
За отчетный период увеличился объем денежной массы в части как поступления денежных средств, так и их оттока.
Общая масса поступления денежных средств в отчетном году составила 143525 тыс. руб., а в предыдущем году сумма поступления средств была больше- 309155 тыс. руб.
Увеличение объема денежной массы на предприятии, как ввиду поступления денежных средств, так и их оттока можно позитивно оценить, поскольку оно является следствием роста масштабов производства и реализации продукции.
Отчет о денежных средств представлен в Приложении 3.
Следует помнить о необходимости проведения инвентаризации наличных рублевых и валютных остатков денежных средств и ценных бумаг. Кроме них в кассе хранятся бланки строгой отчетности.
5. Учет текущих обязательств и расчетов.
Счет 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами"
Счет предназначен для учета расчетов с подотчетными лицами по суммам денежных средства и (или) денежных документов, выдаваемых им учреждением под отчет.
Дебиторская задолженность подотчетных лиц отражается в сумме денежных средств, выданных ему по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается, либо в сумме денежных документов выданных подотчетному лицу на соответствующие цели.
Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, полученным ранее в подотчет.
Учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.
Сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) отражается на соответствующих счетах и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с подотчетными лицами в разрезе видов расходов (выбытий) - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в разрезе подотчетных лиц, видов выплат и видов расчетов (расчеты по выданным денежным средствам, расчеты по полученным денежным документам) в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по расчетам с подотчетными лицами.
Отражение операций по счету осуществляется в Журналах по расчетам с подотчетными лицами обособленно в части расчетов по выданным денежным средствам и расчетам по полученным денежным документам.
Операции по увеличению расчетов с подотчетными лицами оформляются следующими бухгалтерскими записями:
1)получение денежных средств подотчетным лицом при условии полного его отчета по ранее выданному авансу согласно его заявления с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020812560, 020813560, 020821560 - 020826560, 020831560, 020832560, 020834560, 020862560, 020863560, 020891560) и кредиту счетов 020111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 020134610 "Выбытия средств из кассы учреждения", 020127610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации";
2)выдача заработной платы (стипендий, пенсий, пособий) через подотчетное лицо, ответственное за выдачу заработной платы в тех случаях, когда из-за отдаленности структурного подразделения учреждения Платежная ведомость (ф. 0504403), подписанная руководителем бюджетного учреждения, по которой производятся причитающиеся работникам структурного подразделения выплаты, не может быть возвращена ответственным за выдачу лицом в кассу бюджетного учреждения в течение трех дней, отражается на основании Платежной ведомости (ф. 0504403) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020811560 - 020813560, 020862560, 020863560, 020891560) и кредиту счетов 020111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 020127610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации", 020134610 Выбытия средств из кассы учреждения";
3)получение подотчетным лицом денежных документов подотчет отражается по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020812560, 020813560, 020821560, 020822560, 020826560, 020834560, 020862560, 020863560, 020891560) и кредиту счета 020135610 "Выбытия денежных документов из кассы учреждения".
Операции по уменьшению расчетов с подотчетными лицами оформляются следующими бухгалтерскими записями:
1)принятые к бухгалтерскому учету суммы произведенных расходов на основании утвержденного руководителем Авансового отчета (ф. 0504049) с приложенными к нему оправдательными документами, отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020812660, 020813660, 020821660 - 020826660, 020831660, 020832660, 020834660, 020862660, 020863660, 020891660) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 010500000 "Материальные запасы" (010521340 - 010526340, 010531340 - 010536340), 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" (010621310, 010631310, 010634340), 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (010960212, 010960221 - 010960226, 010960290, 010960212, 010970221 - 010970226, 010970290, 010980212, 010980221 - 010980226, 010980290, 010990212, 010990221 - 010990226, 010990290), 021001560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам", 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (030212830, 030213830, 030221830 - 030226830, 030231830 - 030234830, 030291830), 030403830 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда", 040120200 "Расходы хозяйствующего субъекта" (040120213, 040120213, 040120221 - 040120226, 040120262, 040120263, 040120290);
2)выданные подотчетным лицом, ответственным за выдачу заработной платы, суммы заработной платы, пособий, пенсий, стипендий, иных выплат отражаются на основании Платежной ведомости (ф. 0504403) по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020811660 - 020813660, 020862660, 020863660, 020891660) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (030211830 - 030213830, 030262830, 030263830, 030291830);
3)возврат остатков подотчетных сумм отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020813660, 020821660 - 020826660, 020831660, 020832660, 020834660, 020881660) и дебету счетов 020111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства", 020134510 "Поступления средств в кассу учреждения";
4)списание с балансового учета задолженности подотчетных лиц, признанной согласно законодательству Российской Федерации нереальной ко взысканию отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020811660 - 020813660, 020821660 - 020826660, 020831660, 020832660, 020834660, 020862660, 020863660, 020881660) и дебету счета 040120273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов";
5)погашение задолженности подотчетного лица в сумме удержаний из его заработной платы отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (020821660 - 020826660, 020831660, 020832660, 020834660, 020862660, 020863660, 020891660) и дебету счета 030403830 "Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда".
6. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
В ООО «ДПМК Яльчикское» для учета затрат на производство применяют счет 20 «Основное производство», где по Дебету собираются затраты по статьям калькуляции:
1) Дт 20 Кт 10-1 материалы;
2) Дт 20 Кт 10-2 покупные полуфабрикаты;
3) Дт 10 Кт 20 возвратные отходы;
4) Дт 20 Кт 10, 15 транспортно-заготовительные расходы;
Итого: материалы
5) Дт 20 Кт 70 заработная плата рабочих;
6) Дт 20 Кт 69 начисления на зарплату рабочих;
7) Дт 20 Кт 97 расходы по освоению;
8) Дт 20 Кт 96 резерв на гарантийный ремонт;
9) Дт 20 Кт 28 потери от брака;
10) Дт 20 Кт 25 общепроизводственные расходы;
11) Дт 20 Кт 26 общехозяйственные расходы;
Итого: производственная себестоимость
12) Коммерческие расходы
Всего: полная себестоимость.
С Кредита этого счета списывается производственная себестоимость готовой продукции, сданной на склад из основного производство Дт 43 Кт 20.
По способу включения в себестоимость затраты на производство делятся на прямые и косвенные.
К прямым относятся: материалы; заработная плата рабочих; начисления на заработную плату рабочих; расходы по освоению; износ специнструментов; резерв на гарантийный ремонт; потери от брака и др.
К косвенным относятся: общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы.
Аналитический учет затрат на производство ведется в разрезе всех синтетических счетов по учету затрат на производство. Данные аналитического учета используют при составлении внутренней отчетности.
Для учета затрат применяется счет 23 «Вспомогательные производства»; по Дебету в течение месяца собираются затраты по статьям калькуляции; с Кредита затраты списываются и распределяются с учетом калькулирования себестоимости продукции вспомогательного производства (работ, услуг).
Основные статьи затрат:
1. Дт 23 - Кт 70 - заработная плата рабочих;
2. Дт 23 - Кт 69 - ЕСН;
3. Дт 23 - Кт 23, 60, 76, 51 - расходы топлива и электроэнергии;
4. Дт 23 - Кт 10 - вспомогательные и прочие материалы;
5. Дт 23 - Кт 02 - амортизация основных средств;
6. Дт 23 - Кт 60, 76; 23, 70, 69, 10, 71 - текущий ремонт;
7. Дт 23 - Кт 71, 50, 51, 05, 76 - прочие расходы (командировочные, представительские расходы, амортизация нематериальных активов, услуги со стороны).
Аналитический учет расходов ведется по статьям затрат и субсчетам счета 23, которые открываются по подразделениям вспомогательного производства.
При списании затрат Дт 20, 23 25, 26, 29, 44 Кт 23.
В ООО «ДПМК Яльчикское» для учета общепроизводственных расходов используют счет 25 «Общепроизводственные расходы»; по Дебету собираются общепроизводственные расходы по статьям затрат, с Кредита – списываются в конце месяца и включаются в себестоимость продукции. Счет закрывается, остатка не имеет, в балансе не показывается.
К общепроизводственным расходам относятся затраты по содержанию цехов и их обслуживанию, в т.ч.:
1) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация, расход энергии, расходы на ремонт, износ инструментов и др.) Дт 25 Кт 02, 70, 69, 23, 71, 10, 76;
2) цеховые расходы (зарплата цехового персонала, отчисления на социальные нужды, амортизация, ремонт и содержание основных средств цеха, расходы на охрану труда и техники безопасности, потери от простоев и т.д.) Дт 25 Кт 02, 70, 69, 23, 79, 60, 94
Списание общепроизводственных расходов на себестоимость продукции учитывается проводкой Дт 20, 23 Кт 25. Между видами продукции может распределяться пропорционально начисленной зарплате рабочих по видам продукции или пропорционально прямым затратам на производство.
В ООО «ДПМК Яльчикское» учет общехозяйственных расходов ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы», где по Дебету – в течение месяца учитываются расходы, связанные с содержанием офиса, заводоуправления и предприятия в целом; с Кредита – эти затраты списываются в конце месяца и распределяются между видами продукции. Счет закрывается, остатка не имеет, в балансе не показывается.
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведется по видам затрат:
1) расходы по содержанию аппарата управления, в т.ч. зарплата управленческого персонала и отчисления в социальные фонды, командировочные расходы, почтово-телеграфные, представительские расходы, амортизация и содержание легковых автомобилей, вычислительных центров, библиотек Дт 26 Кт 70, 69, 71, 62, 10, 60, 05, 76;
2) общехозяйственные расходы, в т.ч. зарплата рабочего персонала с отчислениями на социальные нужды, амортизация, ремонт и содержание зданий и сооружений общезаводского характера, расходы на охрану труда и подготовку кадров Дт 26 Кт 70, 69, 71, 02, 76, 60, 10;
3) некоторые виды налогов, сборов и отчислений, включаемых в общехозяйственные расходы, в т.ч. земельный налог, транспортный налог Дт 26 Кт 68;
4) общезаводские непроизводительные расходы, в т.ч. недостачи и потери от порчи материальных ценностей, потери от простоев и т.д. Дт 26, Кт 94, 28.
Общезаводские расходы списываются ежемесячно на счета по учету общепроизводственных затрат Д 20, 23 К 26.
К представительским расходам относятся затраты организации, связанные с приемом и обслуживанием других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, заключения договоров, а также аудиторов.
В состав представительских расходов входят расходы по оплате гостиниц, питания, культурного и бытового обслуживания, оплата автомобильного транспорта, оплата переводчика.
Представительские расходы относятся на затраты организации в полном объеме, если это подтверждается документами Дт 20, 26, 44 Кт 70, 69, 71, 76, 60, 50.
Подтверждающими документами являются счет гостиницы. Билеты на выставки, театры, концерты, счета общепита, ресторана, чеки АЗС и др.
Предельный размер расходов, принимаемых при налогообложении, составляет 4% от расходов предприятия на оплату труда работников за отчетный период.
Продукция (полуфабрикаты), не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также незаконченные работы, не принятые заказчиком, называются незавершенным производством, а затраты, относящиеся к ним, – затратами незавершенного производства.
К незавершенному производству относятся также изделия, не принятые отделом технического контроля (ОТК) или принятые ОТК, но не сданные на склад. Эти остатки ежемесячно оцениваются. Инвентаризация незавершенного производства проводится перед составлением годового отчета. Результаты инвентаризации оформляются Инвентаризационными ведомостями.
В межинвентаризационный период остатки незавершенного производства определяют по данным оперативного учета, их движение в натуральном измерителе. Ведение такого учета возлагается на диспетчерскую службу цеха или предприятия. Для учета используются первичные документы по учету выработки и сдаточные накладные при передаче деталей и полуфабрикатов в другие цехи и на склад.
Остатки незавершенного производства оцениваются по фактической производственной себестоимости.
Выявленные при инвентаризации излишки и недостачи оценивают согласно учетной политике: Дт 20, 23 Кт 91-1 – излишки зачисляют в доход организации, а на сумму недостач делают проводку Дт 94, Кт 20, 23.
Браком в производстве считаются изделия и полуфабрикаты собственного производства, которые по своим качественным параметрам не отвечают требованиям стандартов или технических условий, не могут быть использованы по своему прямому назначению либо требуют дополнительных затрат для устранения выявленных дефектов.
По месту обнаружения различают брак внутренний и внешний. Внутренний брак выявляется на предприятии еще до отправки продукции покупателям, внешний – выявляется покупателем.
В зависимости от вида брак подразделяют на исправимый и окончательный (неисправимый). Исправимый брак требует дополнительных затрат для доведения продукции до заданного качества. Особенностью неисправимого брака является то, что в этом случаев забракованная продукция изымается из производства.
В любом случае предприятие частично возмещает затраты на брак через удержания с виновников брака (рабочие-поставщики) и оприходованием материальных ценностей (отходов).
Для учета брака применяется счет 28 «Брак в производстве», активный. При списании потерь от брака Дт 28 - Кт 20. Потери от брака учитываются проводкой Дт 20 - Кт 28.
При учете затрат на использование брака Дт 28 - Кт 70, 69, 10, 25.
При учете себестоимости забракованной продукции Дт 28 - Кт 20.
При удержании из зарплаты за брак Дт 70 - Кт 28.
Потери от внутреннего окончательного брака слагаются из себестоимости забракованного товара за вычетом стоимости возвратных отходов, удержания с виновных лиц и сумм претензии к поставщикам за поставку недоброкачественного сырья.
Для учета затрат обслуживающих производств используется счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; счет Активный, калькуляционный. На данном счете учитываются затраты жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань), столовых, буфетов, детских дошкольных учреждений, домов отдыха, санаториев и т.д.
По Дебету учитываются затраты по статьям расходов Дт 29 - Кт 02, 04, 05, 10, 23, 25, 26, 60, 70, 69, 71, 76. С Кредита этого счета затраты списываются по выполненным работам, оказанным услугам и выпущенной продукции Дт 10, 40, 41, 43, 44, 45, 90, 26, 25, 26 - Кт 29.
К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся:
Столовая при заводе;
Участок подсобного хозяйства, теплица и огород;
Спортивно-оздоровительный комплекс.
Остаток по счету 29 показывает незавершенное производство на конец месяца.
Аналитический учет ведется по каждому обслуживающему производству и хозяйству и по статьям расходов.
7.Учет выпуска и продажи готовой продукции (работ, услуг)
В ООО «ДПМК Яльчикское» готовой продукцией считается продукция, которая прошла все стадии технологической обработки, испытана, укомплектована, соответствует стандартам и сдана на склад готовой продукции. Все операции по движению готовой продукции учитываются по фактической производственной себестоимости на счете 43.
Для учета готовой продукции применяется счет 43 «Готовая продукция», где по Дебету – поступление продукции из производства на склад Дт 43 - Кт 20, по Кредиту – отгрузка продукции Дт 45 - Кт 43 или ее продажа Дт 90-2 - Кт 43. Дебетовое сальдо показывает наличие продукции на складе предприятия.
Аналитический учет ведется по видам продукции в натуральных и стоимостных измерителях в оборотно – сальдовых книгах.
Учет готовой продукции на складе ведет зав. складом, который является материально-ответственным лицом.
Инвентаризация готовой продукции проводится по приказу руководителя инвентаризационной комиссией в присутствии материально-ответственного лица. Результаты инвентаризации заносят в инвентаризационную опись отдельно по каждому наименованию. При выявлении расхождений составляют в бухгалтерии сличительную ведомость.
Излишки готовой продукции приходуют Дт 43 - Кт 91-1.
Недостачу учитывают Дт 94 - Кт 43.
В процессе продажи продукции определяется полная себестоимость проданной продукции. Для учета продажи продукции предназначен счет 90 «Продажи», счет операционный. По Дебету учитывается производственная себестоимость проданной продукции Дт 90-2 - Кт 43, расходы на продажу Дт 90-2 - Кт 44 и начисляется НДС бюджету Дт 90-3 - Кт 68, а также начисляются акцизы по проданной продукции Дт 90-4 - Кт 68.
По Кредиту этого счета предъявляется сумма оплаты к покупателям на основании счета-фактуры Дт 62 - Кт 90-1.
Сравнивая Дебет и Кредит счета 90, выявляют финансовый результат от продажи продукции. Если Кредит больше Дебета, то учитывают прибыль проводкой Дт 90-9 - Кт 99, если Дебет больше Кредита, то учитывают убыток – Дт 99 - Кт 90-9.
Счет 90 в конце месяца закрывается, остатка не имеет, в балансе не показывается. К счету 90 открыты субсчета:
90-1 «Выручка» – учитываются поступления активов, признаваемые выручкой;
90-2 «Себестоимость продаж» – на этом субсчете учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка;
90-3 «НДС» – на этом субсчете учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);
90-4 «Акцизы» – на этом субсчете учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);
90-7 «Расходы на продажу»;
90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 делаются накопительно в течение отчетного года. При этом ежемесячно определяется финансовый результат от продажи продукции за отчетный месяц. По окончании отчетного года все субсчета открытые к счету 90 «Продажи» (кроме счета 90-9) закрываются внутренними записями на субсчет 90-9.
Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданной продукции по покупателям по продажным ценам.
При продаже продукции оформляется в зависимости от вида транспорта, товарно-транспортная накладная; счет-фактура (для учета НДС) и на оплату счета – платежное требование или платежное поручение.
В бухгалтерии ведется журнал учета расчетов с покупателями и заказчиками (по счету 62). Он открывается на месяц и заполняется в хронологическом порядке на основании предъявленных к оплате счетов.
По выписке банка или по кассовой книге в журнале делается отметка об оплате счета за продукцию. Продукция считается проданной, если она оплачена покупателем. До оплаты продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» Дт 45 - Кт 43. После оплаты списывается производственная себестоимость этой продукции (работ, услуг) влияет на финансовый результат организации и указывается в бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».
8. Учет финансовых результатов и использования прибыли
В ООО «ДПМК Яльчикское» доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции (товаров). Выручка принимается к учету в сумме поступления денежных средств и иного имущества и величины дебиторской задолженности (в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации").
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Кроме того, к расходам относятся возмещения стоимости основных средств и нематериальных активов в виде амортизации.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме оплате в денежной форме или иной форме или величины кредиторской задолженности (в соответствии с ПБУ 10/99 Расходы организации").
Сопоставляя доходы и расходы от обычных видов деятельности выявляется финансовый результат по ним, которые учитываются на счете 99 "Прибыль и убытки".
Финансовый результат от обычных видов деятельности определяется на счете 90 "Продажи". По счету 90 составляются следующие проводки:
Дт 62 - Кт 90-1 выручка
Дт 51 - Кт 62 оплата
Дт 90-2 - Кт 41, 43 учитывается себестоимость продаж
Дт 90-2 - Кт 44 расходы на продажу
Дт 90-3 - Кт 68 НДС, налог с продаж
Дт 90-4 - Кт 68 акцизы
Дт 90-9 - Кт 99 прибыль
Дт 99 - Кт 90-9 убыток (ежемесячно)
В конце года:
Дт 90-1 - Кт 90-9; Дт 90-9 - Кт 90-2; Дт 90-9 - Кт 90-3; Дт 90-9 - Кт 90-4
К счету 90 открыты субсчета:
90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «НДС»; 90-4 «Акцизы»; 90-7 «Расходы на продажу»; 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 производятся накопительно в течение отчетного года.
Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и кредитового оборота по счету 90-1 определяется финансовый результат (прибыль) или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 на счет 99. Таким образом, счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90-9) закрываются внутренними записями на субсчете 90-9.
Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданных товаров.
В ООО «ДПМК Яльчикское» счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов.
К счету 91 могут быть открыты субсчета: 91-1 "Прочие доходы";
91-2 "Прочие расходы";91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".
На субсчете 91-1 "Прочие доходы" учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами (за исключением чрезвычайных).
На субсчете 91-2 "Прочие расходы" учитываются прочие расходы (за исключением чрезвычайных).
Субсчет 91-9 предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 91-1 и 91-2 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 на субсчет 99. Таким образом, синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 (кроме субсчета 91-9), закрываются внутренними записями декабря
Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов.
В ООО «ДПМК Яльчикское» для учета прибылей и убытков применяют счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.
По Дебету счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по Кредиту – прибыли (доходы) организации.
Сопоставление дебетового и кредитового оборотов показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
На счете 99 в течение отчетного года отражаются:
1) финансовый результат от обычных видов деятельности: прибыль Дт 90-9 - Кт 99 или убыток Дт 99 - Кт 90-9;
2) сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц: прибыль Дт 91-9 - Кт 99 или убыток Дт 99 - Кт 91-9;
3) потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожар, авария, национализация) Дт 99 - Кт 10, 41, 70, 69, 50, 51 – потери и расходы, а доходы – это приход ценностей, оставшихся от чрезвычайных обстоятельств Дт 10, 41 - Кт 99.
В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности;
4) начисленные платежи налога на прибыль и платежи по пересчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также налоговые санкции, штрафы Дт 99 - Кт 68.
На счете 99 по Дебету учитывается убыток, по Кредиту – прибыль. По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря учитывается чистая прибыль Дт 99 - Кт 84 или непокрытый убыток Дт 84 - Кт 99.