ШТОРЫ
Любая часть убранства интерьера выполняет три дела: свое непосредственное предназначение, эстетическую функцию и психологическую. Про непосредственное, то есть утилитарное, понятно: на стульях сидят, лампы светят, зеркала отражают. Про эстетику — тоже: без красоты никакая польза не мила. Хотя, конечно, о красоте у всех людей понятия разные, и некоторым людям наиболее красивым кажется лаконизм вещи и точное следование задаче. То есть для них красиво то, что максимально отражает функцию. (Такой подход и стиль принято называть функциональным.) А вот психологическая роль предметов бывает не вполне явной. У одних эта роль может быть сведена к ощущению комфорта. (Впрочем, и понятие о комфорте двойственно — удобство пользования и удовольствие, получаемое от этого удобства.) А другие группы вещей вступают со своими хозяевами в более сложные, подчас прямо-таки эмоциональные отношения. К таким особо «чувствительным» предметам помимо зеркал и светильников относятся шторы.
Комната с незанавешенным окном выглядит как случайное пристанище, лишенное собственного стиля и уюта. Пространство кажется пустым и беззащитным. Никакие ухищрения с тонированными стеклами, никакие жалюзи не заменят ткани, смягчающей жесткую геометрию окна и ограждающей от посторонних глаз внутреннюю жизнь дома. Оконный проем и прилегающая к нему стена — это элементы архитектуры, которые входят в жилое пространство, они жестки и неуступчивы. Ткани около окна создают пластичный переход от архитектурной «недвижимости» к мягкому и изменчивому миру комнат.
Оконные занавеси нередко дополняются дверными, которые должны приглушать шумы и создавать чувство укрытости, защищенности. В русском языке существует несколько слов, означающих занавеси: шторы, гардины, портьеры и, наконец, занавески. Эти слова воспринимаются почти синонимами, но разница в их значении есть. Самое распространенное слово — штора. Это слово европейского происхождения и встречается во французском и немецком языках, которые позаимствовали его из латыни. Происхождение слова «гардина» имеет несколько объяснений. Мне больше всего нравится его связь с французским словом garde — охрана, стража.
|
Варианты подвески вертикальных полотнищ штор (без ламбрекенов).
Подхваты - на лентах и шнурах, с бантами, розетками, кистями. Модная подвеска на тканевых петлях.
Гардины — это самые плотные занавеси во всю ширину окна, обычно темные и мягкие. Именно их вешают в кабинетах и спальнях, чтобы защищать покой хозяев. Портьерами (от франц. porte — дверь) называют занавеси для дверей. В старину в русском языке для таких занавесей были другие названия — дверница и за-пон, а уж к концу XVIII века эти вещи «офранцузились». А занавески сохранили не только свое русское происхождение, но и изначально легкомысленный нрав. Вряд ли этим словом мы назовем солидное сооружение для кабинетов или гостиных. А вот в кухне, на дачной веранде занавескам, легким и непринужденным, самое место.
Уже по названиям понятно, что у разных занавесей есть разные «профессии» и что их форма, материал, конфигурация определяются назначением комнат. Они подбираются в соответствии с общим ансамблем и связаны со стилем мебели, колоритом стен и обивки. Занавеси могут быть аккомпанементом ансамбля, а могут играть в нем ведущую партию, причем в последние годы такое премьерство штор очень в моде.
|
По своей роли в квартире гостиная (а нередко она же и столовая) имеет несколько демонстративный характер. Ее обставляют в расчете на присутствие гостей, в том числе и неожиданных. Шторы при этом играют очень ответственную роль. Обычная конфигурация штор состоит из горизонтальной полосы, декорирующей крепежную штангу или прикрывающей ее, — ламбрекена, а также вертикальных полотнищ, обычно двух, реже одного или четырех. Нередко плотные шторы дополняются тюлем посередине. Тюль может быть белым или цветным, в виде простой.сетки или с рисунком, крупным или мелким. Как правило, шторы проектируются в двух зрительных вариантах — дневном и вечернем, и каждый из них должен иметь законченную композицию. Раздвинутые полотнища штор и тюль во всю площадь окна составляют основу дневного варианта. Ламбрекен, как правило, неподвижен.
Многие годы, от конца 1950-х до начала 1990-х, классикой для стильного решения штор были полотнища от пола до потолка и нередко во всю ширину простенка. В дневное время, раздвигаясь, они освобождали световое поле и свисали по бокам крупными складками. Мода на длинные и широкие шторы
Варианты перехватов и отделки штор.
Обратите внимание на модные кисти и бубенчики.
держалась в нашей стране очень долго, потому что они, кроме своей основной, решали еще несколько задач: скрывали уродливую батарею, обобщали и этим зрительно увеличивали невысокое и небольшое пространство. Но сейчас в тех домах, где есть гостиные, шторам уже нет необходимости скрывать неэстетичные подробности советского быта. Они вполне могут позволить себе быть фантазийными, и нынешняя мода это с удовольствием осуществляет.
|
Некоторые шторные композиции освобождаются от традиционных ламбрекенов на кольцах или, напротив, предпочитают именно ламбрекены сделать центром всего замысла. Потолки стали выше, следовательно, и для крупных ламбрекенов появляется место. Ламбрекен может быть сделан жестким, то есть натянут на каркас, нередко асимметричный или фигурно вырезанный. Очень популярны ламбрекены с перекидом через штангу, причем величину и расположение воланов можно варьировать (такой прием использовался еще во времена ампира). Драпированные или с фестонами, отделанные шнурами, бубенчиками и розетками ламбрекены могут к тому же варьироваться по цвету. Их можно сделать из той же ткани, что и полотнища, или добавить другую ткань-компаньон. Возможно, что компаньонов будет даже два. Дополнительные ткани могут участвовать и в вертикальных полотнищах. Причем по нынешним требованиям совсем не обязательно, чтобы ткани были однотипными по структуре. Вполне стильно воспринимаются сочетания гобелена с шелком, репсом, атласом и даже полупрозрачным одноцветным нейлоном. Более легкие одноцветные ткани могут драпироваться самостоятельно, но очень выразительно они смотрятся в виде подкладок, мелькающих в тяжелых складках основных штор. (Из таких тканей можно сделать подушки на диван — это придаст законченность ансамблю.)
В сочетаниях важно соблюдать цветовое и фактурное равновесие. Активной по фактуре, с орнаментом может быть только одна из тканей, а другие — одноцветные, в тон фона или основной расцветки. Красиво смотрятся и контрастные сочетания, но при этом основная ткань и ее компаньоны должны сильно отличаться по густоте цвета: если основная ткань яркая, то приглушенными, пастельных оттенков должны быть сопровождающие, и наоборот.
A. Самая простая композиция штор из двух вертикальных полотнищ.
Пригодна для интерьеров дизайн- или эко-стиля. Может быть из полупрозрачной ткани,
в этом случае хороша спускаемая циновка или горизонтальные жалюзи.