В сочетаниях с ламбрекеном тоже могут быть вариации: многослойный верх и одноцветный низ, вертикальные полотнища разноцветные и т.д.
Нижние полотнища могут быть укороченными, до уровня подоконника, иметь овальный или фигурный, в том числе и фестончатый, вырез. Фестонами может быть вырезан и ламбрекен, но в этом случае он должен быть жестко закреплен и сделан из прямого, недрапированного полотнища. Иногда вертикальные полотнища подхватываются петлей из такой же ткани, лентой, крученым шнуром с кистями. Шнуры, кстати, сейчас в большой моде, они стали крупными, многоцветными, украшаются разными бубенчиками и декорируют не только подхваты, но и ламбрекены и даже простенки.
Хочу подчеркнуть, что все эти драпированные атласно-гобеленовые вариации уместны только в гостиных ансамблях ретро-типа. Они не подходят ни для кантри, ни для контемпорари, ни для этно-, экзо-, эко-направлений. Если сложные многослойные композиции вам не по вкусу, для ретро-гостиной можно сделать легкую одноцветную штору французского типа, драпирующуюся на вздержках (так называемые шторы «помпадур»).
В стильных просторных гостиных современные дизайнеры нередко поручают шторам солирующую партию, формируя из них крупную декоративную поверхность. В этом варианте ламбрекен может объединить два или даже три окна, а в композицию включаются и простенки. В таком варианте два крайних полотнища справа и слева играют роль кулис, они должны быть зрительно уплотнены.
Со шторами по стилю и цвету соотнесены другие текстильные компоненты интерьера — обивка мебели, скатерти, ковры, портьеры. Для придания интерьеру единства ткань портьер можно повторить в скатерти, оклеить ею часть стены или филенки
|
Модные варианты драпированных ламбрекенов с перекидами через штангу.
Ткань ламбрекенов может быть и одинаковой, с вертикальными полотнищами, и более легкой, и более плотной.
дверей.Но весь текстильный «гардероб» комнаты из одинаковой ткани делать не стоит: скучно и утомительно.
В зависимости от стиля гостиной шторы могут быть выполнены из любого материала — шелка, атласа, льна и даже ситца. Если комната обставлена мебелью в стиле ампир или его современными модификациями, то драпировки должны быть легкими, колорит — тональным: голубоватое с серебром, вишневое, палевое, серебристо-зеленое с кремовым. Сами полотнища должны быть прямыми, неширокими и не доходить до пола. Очень уместны полосатые ткани — сочетание матовой и атласной полосы или цветной полосы с мелкорисунчатым полем. Это классика ампира.
К мебели в стиле бидермейер идут шторы с крупными складками и воланами, возможны фестоны, кисти, бахрома, различные причудливые наслоения тканей и форм. Сами ткани — сочных цветов, с растительным узором в виде гирлянд, с арабесками и лентами. Уместно сочетание матовых и блестящих тканей, бархата и атласа.
Стиль модерн любит плотные ткани (тонкое сукно, бархат, репс) буты-лочно-зеленого, болотно-зеленого или лиловато-серого цвета, а также пер-ламутрово-розовые и пепельно-фиолетовые оттенки. Композиции ламбрекена и полотнищ строятся на удлиненных, провисающих очертаниях, нередко с асимметрией прихотливых форм.
Стиль кантри, естественно, чаще используется в загородных домах, но в этом духе можно оформить и столовую. Для столовой или гостиной в стиле кантри лучше всего выбирать ткани, выдержанные в традициях народного ткачества, с полосами, продержками и ромбовидным рисунком. Возможны также варианты из льна, небеленого, сероватого, так называемого сурового полотна или из цветного гладкокрашеного. Если фантазия поманит вас к деревенскому веселью, то из ситцев в сборках и оборках, с лентами, кружевами и прошвами можно сделать шторы в стиле «кадриль». Соответственно и ме бель надо стилизовать под деревенскую, и скатерти и прочую утварь подбирать в этих интонациях. Здесь подойдут фаянсовая расписная посуда и плетеные из лозы вещи.
|
Словом, любовь современной моды к театральным эффектам можно реализовать в занавесях с полным основанием. Перефразируя сказочника Евгения Шварца, шторы в близком родстве с театральным занавесом, поэтому с ними уместны художественная игра и артистизм.
Детская комната требует совсем иного подхода к занавесям, нежели представительная гостиная. Окна в детской «переодеваются» по мере взросления ее обитателей, поэтому ничего слишком дорогого и стационарного делать не надо. И лучше не устраивать штор до пола, чтобы не было соблазна их подергать. По тем же соображениям безопасности не надо делать тяжелых креплений. И, конечно, никакой легковоспламеняющейся синтетики.
Зайцев и медвежат на занавесях раннего детства в школьном подростковом возрасте может сменить гладкокрашеный лен, на котором прекрасно смотрятся аппликации — разноцветные кубы, круги, треугольники, звезды. Из тех же тканей можно сделать конверты для укладки пижам, а также разного рода чехлы на молниях в виде черепах или гусениц, куда очень удобно укладывать разную мягкую одежку и игрушки. Эти чехлы легко превращаются в пуфы и служат для игр на полу. Старшим школьникам и студентам можно вешать шторы в клетку, полоску, с абстрактным рисунком. В комнате дочки шторы могут быть с кокетливыми оборочками, с цветочным рисунком, у сына — построже. В выборе штор, впрочем, как ивсякой другой детской утвари, родителям надо чутко взаимодействовать с подрастающими детьми и идти навстречу их вкусам, подчас даже диковатым.
|
При желании юные обитатели детской могут сами расписать шторы в своей комнате. Суровое льняное полотно лучше всего подойдет для этого. Роспись делается масляной краской, которую выдавливают из тюбика на фарфоровое блюдце и разводят нит-рорастворителем – частями, по мере работы. Кисть берется мягкая, как для акварели. Кстати, такой вариант расписных штор вполне уместен и в кухне, и в загородном доме.
Подвешивать шторы можно не только на кольца, но и на пришитые к полотнищу матерчатые петли, из той же ткани или цветные. На петли можно нашить пуговицы — это забавно и декоративно.
Шторы для домашнего кабинета должны создавать ощущение спокойствия и тишины, быть по-мужски основательными, сдержанными, неброскими. Классикой кабинетных «профессорских» гардин были темный ко-ротковорсный бархат на хлопчатобумажной основе, вельвет, сукно и ткани гобеленового типа, однотонные или со строгим, архитектоничным рисунком. Без колебаний можно искать гардинные кабинетные ткани не только среди мебельных обивочных материй, но и среди тех, что употребляются в одежде, — букле, бобрик, твид. Из такой же ткани можно сделать плед, накидки на диван и кресла, чехлы подушек. Занятые умственным трудом люди обычно не выносят сложностей домашнего обихода, поэтому конструкция кабинетных гардин должна быть простой и удобной: вертикальные полотнища, легко двигающиеся на кольцах, и стационарный ламбрекен. Штанга должна быть шире оконного проема, чтобы плотные шторы легко уходили в стороны, не загораживая световое пространство. Кабинетные шторы тоже можно декорировать неброскими шнурами и кистями. Тюль для кабинетных ансамблей не имеет декоративного значения, без него лучше вообще обойтись. Если все-таки он нужен для защиты от пыли, то не должно быть никакого блеска, крупного гипюрного рисунка и т.п.
Спальня — это единственное место в доме, где человек в полной мере принадлежит самому себе и не ограничен никакими деловыми соображениями. Обычно в спальне мебели немного, поэтому именно шторы (в сочетании с покрывалами на кроватях и портьерами, если они есть) создают особый образ этой комнаты. Здесь уместны любые фантазии, любые стилевые варианты — воланы, драпировки, фестоны, сочетание рисунчатых и однотонных тканей, использование нежащих атласных фактур. Единственное утилитарное требование — чтобы шторы хорошо защищали от света. Если спальня служит одновременно и личной комнатой хозяйке дома, понадобится тюль, короткий, до подоконника, или до пола — дело вкуса. Его цвет может перекликаться с другими драпировками, абажуром, напольным ковром. Из тюля можно сделать абажуры ночничков, например. Тюль, уложенный фестонами, с выразительным гипюровым рисунком, может быть и единственной тканью в шторах спальни, но в этом случае понадобится защита от света — жалюзи или спускающаяся циновка.
Жалюзи в их современном виде — из раздвижных, жестко фиксированных текстильных или пластиковых полос — появились сравнительно недавно. Их предки состояли из горизонтальных дощечек, скрепленных по бокам, и с механизмом переведения дощечек в перпендикулярное положение в светлое время дня. Иногда дощечки не раздвигались, а наматывались на валик. Такие жалюзи устанавливались с внешней стороны дома. Нынешние жалюзи хорошо приспособлены к помещениям делового стиля, интерьерам конструктивистского и минималистского направлений. Они уместны в комнате студента, в гостиничном номере. Строго и элегантно они выглядят в кухнях типа кафе-бистро: минимум предметов, закрытые шкафы, хорошо моющиеся поверхности, нержавеющая арматура. Все деловито, удобно, никаких расслабляющих чаепитий. Но для кухни в роли домашнего клуба, да еще с сохранившимся старым буфетом и шелковым абажуром, шторы-жалюзи противопоказаны. Цветные жалюзи неплохо выглядят в детской, в сочетании с цветной мебелью и игрушками. Но в жалюзи есть некая безликая рациональность, поэтому в жилом интерьере их надо использовать с осторожностью. Они враждебны старине и антиквариату, вообще жилищу с ретро-интонациями.
Занавески в кухне должны легко стираться, хорошо пропускать свет и воздух, создавать ощущение свежести. «Веселенький» ситец, штапель, поплин с цветочным рисунком, клеткой или полоской — испытанные, никогда не подводящие варианты. Вздержки, цветные шнуры, отделка лентами и тесьмой придадут натуральным тканям привкус кокетства, игры в деревенский стиль. Здесь можно не бояться некоторых излишеств: надоест — легкосменить. Этот стиль хорошо сочетается с кухонной мебелью из натурального дерева, с цветной керамической посудой. В небольшой и невысокой кухне рисунок штор не должен быть крупным, чтобы не лез в глаза и не утомлял. Оборки и ламбрекен можно сделать двойными, из той же ткани или из однотонной ткани-компаньона. Недавно в моду снова вошла тесьма с помпончиками — явный кивок в сторону консервативности и старины. Тюль в кухне тоже возможен, в том числе и цветной, но без металлизированной нити и каких-либо претензий на роскошь.
И еще: мало что так выдает домашнее неблагополучие, как выгоревшие и пыльные занавеси. Сменить их не очень сложно, а обновление они принесут серьезное.
* * *
Занавеси — довольно древнее изобретение. Уже в древности с помощью полотнищ, развешанных между столбами и колоннами, создавались подобия комнат в больших общих помещениях. Они крепились на кольцах или надевались на штанги. Разглядеть это можно на античных росписях, мозаиках, вазах. Подобным же образом использовались занавеси и в Средневековье, и в эпоху Возрождения, вплоть до времен Шекспира. Обычай занавешивать окна — менеее древний. В старину окна прикрывали ставнями, а в южных странах от жаркого солнца защищали навесы-маркизы. Разного рода шторы и гардины получили развитие уже в Новое время, постепенно становясь заметной частью интерьера. Они менялись в соответствии с модой, то падая тяжелыми складками в эпоху барокко, то кокетливо собираясь в воланы во времена рококо, то скупо обрамляя строгие окна ампира. Настоящий расцвет оконных занавесей наступил с приходом бидермейера, с его любовью к обилию тканей. В эти годы, в середине XIX века, были изобретены практически все современные типы штор.
В.Вольпина «Азбука домашнего уюта»