B. Современная композиция в ретро-вкусе, с мягким ламбрекеном на вздержках.




 

В сочетаниях с ламбрекеном тоже могут быть вариации: многослойный верх и одноцветный низ, вертикальные полотнища разноцветные и т.д.

Нижние полотнища могут быть укороченными, до уровня подоконника, иметь овальный или фигурный, в том числе и фестончатый, вырез. Фестона­ми может быть вырезан и ламбрекен, но в этом случае он должен быть жест­ко закреплен и сделан из прямого, недрапированного полотнища. Иногда вертикальные полотнища подхватываются петлей из такой же ткани, лентой, крученым шнуром с кистями. Шнуры, кстати, сейчас в большой моде, они стали крупными, многоцветными, украшаются разными бубенчиками и де­корируют не только подхваты, но и ламбрекены и даже простенки.

Хочу подчеркнуть, что все эти драпированные атласно-гобеленовые ва­риации уместны только в гостиных ансамблях ретро-типа. Они не подходят ни для кантри, ни для контемпорари, ни для этно-, экзо-, эко-направлений. Если сложные многослойные композиции вам не по вкусу, для ретро-гости­ной можно сделать легкую одноцветную штору французского типа, драпиру­ющуюся на вздержках (так называемые шторы «помпадур»).

В стильных просторных гостиных современные дизайнеры нередко по­ручают шторам солирующую партию, формируя из них крупную декоратив­ную поверхность. В этом варианте ламбрекен может объединить два или да­же три окна, а в композицию включаются и простенки. В таком варианте два крайних полотнища справа и слева играют роль кулис, они должны быть зри­тельно уплотнены.

Со шторами по стилю и цвету соотнесены другие текстильные компонен­ты интерьера — обивка мебели, скатерти, ковры, портьеры. Для придания интерьеру единства ткань портьер можно повторить в скатерти, оклеить ею часть стены или филенки

Модные варианты драпированных ламбрекенов с перекидами через штангу.

Ткань ламбрекенов может быть и одинаковой, с вертикальными полотнищами, и более легкой, и более плотной.

 

дверей.Но весь текстильный «гардероб» комнаты из одинаковой ткани делать не стоит: скучно и утомительно.

В зависимости от стиля гостиной шторы могут быть выполнены из любо­го материала — шелка, атласа, льна и даже ситца. Если комната обставлена мебелью в стиле ампир или его современными модификациями, то драпи­ровки должны быть легкими, колорит — тональным: голубоватое с серебром, вишневое, палевое, серебристо-зеленое с кремовым. Сами полотнища долж­ны быть прямыми, неширокими и не доходить до пола. Очень уместны поло­сатые ткани — сочетание матовой и атласной полосы или цветной полосы с мелкорисунчатым полем. Это классика ампира.

К мебели в стиле бидермейер идут шторы с крупными складками и вола­нами, возможны фестоны, кисти, бахрома, различные причудливые наслое­ния тканей и форм. Сами ткани — сочных цветов, с растительным узором в виде гирлянд, с арабесками и лентами. Уместно сочетание матовых и блестя­щих тканей, бархата и атласа.

Стиль модерн любит плотные ткани (тонкое сукно, бархат, репс) буты-лочно-зеленого, болотно-зеленого или лиловато-серого цвета, а также пер-ламутрово-розовые и пепельно-фиолетовые оттенки. Композиции ламбре­кена и полотнищ строятся на удлиненных, провисающих очертаниях, неред­ко с асимметрией прихотливых форм.

Стиль кантри, естественно, чаще используется в загородных домах, но в этом духе можно оформить и столовую. Для столовой или гостиной в стиле кантри лучше всего выбирать ткани, выдержанные в традициях народного ткачества, с полосами, продержками и ромбовидным рисунком. Возможны также варианты из льна, небеленого, сероватого, так называемого сурового полотна или из цветного гладкокрашеного. Если фантазия поманит вас к де­ревенскому веселью, то из ситцев в сборках и оборках, с лентами, кружевами и прошвами можно сделать шторы в стиле «кадриль». Соответственно и ме бель надо стилизовать под деревен­скую, и скатерти и прочую утварь под­бирать в этих интонациях. Здесь по­дойдут фаянсовая расписная посуда и плетеные из лозы вещи.

Словом, любовь современной мо­ды к театральным эффектам можно реализовать в занавесях с полным ос­нованием. Перефразируя сказочника Евгения Шварца, шторы в близком родстве с театральным занавесом, по­этому с ними уместны художествен­ная игра и артистизм.

Детская комната требует совсем иного подхода к занавесям, нежели представительная гостиная. Окна в детской «переодеваются» по мере взросления ее обитателей, поэтому ничего слишком дорогого и стацио­нарного делать не надо. И лучше не устраивать штор до пола, чтобы не бы­ло соблазна их подергать. По тем же соображениям безопасности не надо делать тяжелых креплений. И, конеч­но, никакой легковоспламеняющейся синтетики.

Зайцев и медвежат на занавесях раннего детства в школьном подрост­ковом возрасте может сменить глад­кокрашеный лен, на котором пре­красно смотрятся аппликации — раз­ноцветные кубы, круги, треугольни­ки, звезды. Из тех же тканей можно сделать конверты для укладки пижам, а также разного рода чехлы на молни­ях в виде черепах или гусениц, куда очень удобно укладывать разную мяг­кую одежку и игрушки. Эти чехлы лег­ко превращаются в пуфы и служат для игр на полу. Старшим школьникам и студентам можно вешать шторы в клетку, полоску, с абстрактным ри­сунком. В комнате дочки шторы могут быть с кокетливыми оборочками, с цветочным рисунком, у сына — пост­роже. В выборе штор, впрочем, как ивсякой другой детской утвари, роди­телям надо чутко взаимодействовать с подрастающими детьми и идти навст­речу их вкусам, подчас даже дикова­тым.

При желании юные обитатели дет­ской могут сами расписать шторы в своей комнате. Суровое льняное по­лотно лучше всего подойдет для этого. Роспись делается масляной краской, которую выдавливают из тюбика на фарфоровое блюдце и разводят нит-рорастворителем – частями, по мере работы. Кисть берется мягкая, как для акварели. Кстати, такой вариант рас­писных штор вполне уместен и в кух­не, и в загородном доме.

Подвешивать шторы можно не только на кольца, но и на пришитые к полотнищу матерчатые петли, из той же ткани или цветные. На петли мож­но нашить пуговицы — это забавно и декоративно.

Шторы для домашнего кабинета должны создавать ощущение спокой­ствия и тишины, быть по-мужски ос­новательными, сдержанными, небро­скими. Классикой кабинетных «про­фессорских» гардин были темный ко-ротковорсный бархат на хлопчатобу­мажной основе, вельвет, сукно и тка­ни гобеленового типа, однотонные или со строгим, архитектоничным ри­сунком. Без колебаний можно искать гардинные кабинетные ткани не толь­ко среди мебельных обивочных мате­рий, но и среди тех, что употребляют­ся в одежде, — букле, бобрик, твид. Из такой же ткани можно сделать плед, накидки на диван и кресла, чехлы по­душек. Занятые умственным трудом люди обычно не выносят сложностей домашнего обихода, поэтому конст­рукция кабинетных гардин должна быть простой и удобной: вертикаль­ные полотнища, легко двигающиеся на кольцах, и стационарный ламбрекен. Штанга должна быть шире оконно­го проема, чтобы плотные шторы легко уходили в стороны, не загораживая световое пространство. Кабинетные шторы тоже можно декорировать не­броскими шнурами и кистями. Тюль для кабинетных ансамблей не имеет де­коративного значения, без него лучше вообще обойтись. Если все-таки он нужен для защиты от пыли, то не должно быть никакого блеска, крупного ги­пюрного рисунка и т.п.

Спальня — это единственное место в доме, где человек в полной мере принадлежит самому себе и не ограничен никакими деловыми соображени­ями. Обычно в спальне мебели немного, поэтому именно шторы (в сочета­нии с покрывалами на кроватях и портьерами, если они есть) создают осо­бый образ этой комнаты. Здесь уместны любые фантазии, любые стилевые варианты — воланы, драпировки, фестоны, сочетание рисунчатых и одно­тонных тканей, использование нежащих атласных фактур. Единственное утилитарное требование — чтобы шторы хорошо защищали от света. Если спальня служит одновременно и личной комнатой хозяйке дома, понадобит­ся тюль, короткий, до подоконника, или до пола — дело вкуса. Его цвет мо­жет перекликаться с другими драпировками, абажуром, напольным ковром. Из тюля можно сделать абажуры ночничков, например. Тюль, уложенный фестонами, с выразительным гипюровым рисунком, может быть и единст­венной тканью в шторах спальни, но в этом случае понадобится защита от света — жалюзи или спускающаяся циновка.

Жалюзи в их современном виде — из раздвижных, жестко фиксирован­ных текстильных или пластиковых полос — появились сравнительно недав­но. Их предки состояли из горизонтальных дощечек, скрепленных по бокам, и с механизмом переведения дощечек в перпендикулярное положение в светлое время дня. Иногда дощечки не раздвигались, а наматывались на ва­лик. Такие жалюзи устанавливались с внешней стороны дома. Нынешние жалюзи хорошо приспособлены к помещениям делового стиля, интерьерам конструктивистского и минималистского направлений. Они уместны в ком­нате студента, в гостиничном номере. Строго и элегантно они выглядят в кухнях типа кафе-бистро: минимум предметов, закрытые шкафы, хорошо моющиеся поверхности, нержавеющая арматура. Все деловито, удобно, ни­каких расслабляющих чаепитий. Но для кухни в роли домашнего клуба, да еще с сохранившимся старым буфетом и шелковым абажуром, шторы-жалю­зи противопоказаны. Цветные жалюзи неплохо выглядят в детской, в сочета­нии с цветной мебелью и игрушками. Но в жалюзи есть некая безликая раци­ональность, поэтому в жилом интерьере их надо использовать с осторожно­стью. Они враждебны старине и антиквариату, вообще жилищу с ретро-ин­тонациями.

Занавески в кухне должны легко стираться, хорошо пропускать свет и воздух, создавать ощущение свежести. «Веселенький» ситец, штапель, по­плин с цветочным рисунком, клеткой или полоской — испытанные, никогда не подводящие варианты. Вздержки, цветные шнуры, отделка лентами и тесьмой придадут натуральным тканям привкус кокетства, игры в деревен­ский стиль. Здесь можно не бояться некоторых излишеств: надоест — легкосменить. Этот стиль хорошо сочетается с кухонной мебелью из натурального дерева, с цветной керамической посудой. В небольшой и невысокой кухне рисунок штор не должен быть крупным, чтобы не лез в глаза и не утомлял. Оборки и ламбрекен можно сделать двойными, из той же ткани или из одно­тонной ткани-компаньона. Недавно в моду снова вошла тесьма с помпончи­ками — явный кивок в сторону консервативности и старины. Тюль в кухне тоже возможен, в том числе и цветной, но без металлизированной нити и ка­ких-либо претензий на роскошь.

И еще: мало что так выдает домашнее неблагополучие, как выгоревшие и пыльные занавеси. Сменить их не очень сложно, а обновление они принесут серьезное.

 

* * *

Занавеси — довольно древнее изобретение. Уже в древности с помощью полотнищ, развешанных между столбами и колоннами, создавались подобия комнат в больших общих помещениях. Они крепились на кольцах или наде­вались на штанги. Разглядеть это можно на античных росписях, мозаиках, вазах. Подобным же образом использовались занавеси и в Средневековье, и в эпоху Возрождения, вплоть до времен Шекспира. Обычай занавешивать окна — менеее древний. В старину окна прикрывали ставнями, а в южных странах от жаркого солнца защищали навесы-маркизы. Разного рода шторы и гардины получили развитие уже в Новое время, постепенно становясь за­метной частью интерьера. Они менялись в соответствии с модой, то падая тя­желыми складками в эпоху барокко, то кокетливо собираясь в воланы во вре­мена рококо, то скупо обрамляя строгие окна ампира. Настоящий расцвет оконных занавесей наступил с приходом бидермейера, с его любовью к оби­лию тканей. В эти годы, в середине XIX века, были изобретены практически все современные типы штор.

 

 

В.Вольпина «Азбука домашнего уюта»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: