Проведите трехуровневый анализ одного из товаров, реализуемых Вашей организацией.
Решение:
Трехуровневый анализ товара предполагает рассмотрение таких компонентов (рис. 2), как сущность товара, фактический и добавленный товар.
Рис. 2. Трехуровневый анализ товара
Сущность товара отражает то, что удовлетворяет запросы, потребности покупателя. В этом смысле организация продает не товар (услугу), а решения проблем потребителя. В таблице даны примеры формулировки сущности некоторых товаров (услуг).
Товар | Сущность товара |
Сверло | Отверстие |
Ручка «Parker» | Подарок |
Видеокассета | Развлечение |
Услуги ресторана | Приятное времяпрепровождение |
Фактический товар характеризуется его свойствами (функции и характеристики), качеством (включая надежность), дизайном, названием и упаковкой. Часто речь идет о пакете товаров (услуг). Важно иметь детальное описание товара или пакета товаров (услуг) в терминах, понятных потребителю.
Добавленный товар включает в себя все, что предлагается покупателю помимо основного товара: поставку и кредитование, монтаж и послепродажное обслуживание, гарантии, страховку, консультации. Дополнительными услугами можно повысить ценность предлагаемого потребителю товара.
Правильное определение своих потребителей и их нужд является решающим фактором в достижении успеха в бизнесе. Однако немногие компании начинают с этого. Обычно основой становится наличие хорошей идеи товара; в результате многие компании ставят товар (услугу) во главу маркетинговой деятельности. Однако необходимо учитывать, что рынок и запросы потребителей меняются со временем и что товары должны изменяться соответственно.
|
Сфера деятельности ОАО "Хабаровский НПЗ" определяется следующим: переработка нефти, производство и реализации нефтепродуктов (различные вида бензина, топлива и т.д.)
Произведем трехфакторный анализ производимого предприятием товара, а именно – бензина.
ОАО "Хабаровский НПЗ" реализует следующие виды бензина: АИ – 95, АИ – 92, дизельное топливо и др.
Сущность товара отражает то, что удовлетворяет запросы, потребности покупателя. В этом смысле организация продает не товар, а решения проблем потребителя.
В данном конкретном случае сущность товара – заправка автомобиля. Если у потребителя есть автомобиль (средство передвижения), то ему необходимо регулярно производить его заправку, в противном случае машина не сможет ездить и от нее не будет никакого толку. Автомобиль не сможет удовлетворять потребности потребителя и решать его проблемы при отсутствии топлива.
Фактический товар характеризуется его названием, свойствами, качеством. Марки бензина, реализуемые предприятием имеют неплохие свойства и характеристики. АИ – 95 и АИ – 92 имеют высокое октановое число, что свидетельствует об определенном уровне качества. К тому же на все марки бензина предприятие имеет специальный паспорт качества. В данном документе указано: значение по ГОСТу или ТУ (техническим условиям), концентрация свинца, температура перегонки, концентрация смол, индукционный период (способность бензина к длительному хранению) и т.д.
Качество обслуживания на АЗС НК "Альянс" (в состав которого входит "Хабаровский НПЗ") также высокое. На каждой автозаправочной станции в числе работников имеются заправщики. Водитель, подъехав к колонке имеет возможность заправить свой автомобиль не выходя из машины, прибегнув к услугам заправщика.
|
Добавленный товар включает в себя все, что мы предлагаем покупателю помимо основного товара. Так, помимо бензина и дизельного топлива, реализуемого на АЗС, предприятие предлагает небольшой ассортимент товаров, которые водитель имеет возможность приобрести прямо на автозаправочной станции. К числу таких товаров относятся: сигареты нескольких марок, карточки экспресс оплаты услуг сотовой связи, соки, минеральная вода, жевательная резинка и пр.
Но рынок и запросы потребителей меняются со временем, а потому и товары должны изменяться соответственно. Главная задача любого предприятия – умение владеть ситуацией, не упускать дополнительных возможностей привлечения потребителей, следить за спросом на товары, обращать внимание на потребности и запросы потребителей, чтобы вовремя предложить покупателю именно то, что ему необходимо.
Список использованной литературы
1. Анн Х., Багиев Г., Тарасевич В. Маркетинг. – СПБ.: Питер, 2004. – 736 с.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2004. – 656 с.
3. Кузьмина Е.Е., Шаляпина Н.М. Теория и практика маркетинга. – М.: Кнорус, 2005. – 224 с.
4. Лебедева. Маркетинговые исследования рынка. - М.: Инфра-М, 2005. –
5. 192 с.
6. Минаев Д. В. Маркетинг в схемах и моделях. – Ростов н/д: Феникс,
7. 2004. – 480 с.
8. Терещенко В. Маркетинг: новые технологии в России. – СПб.: Питер, 2004. - 416 с.
9. Токарев Б. Е. Маркетинговые исследования. – М.: Юристъ-Гардарика, 2004. – 900 с.
10. Федько В. П., Федько Н. Г. Основы маркетинга. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 480 с.