Манипуляция общественным мнением




 

В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения.

Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять ). В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление).

Под манипулированием общественным мнением можно понимать один из способов господства и подавления воли граждан через программирование их поведения. Данное воздействие направлено не на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипуляторам направлении.

Воздействие на общественное мнение – одна из ведущих функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения – весь культурный контекст данного общества.

СМИ стали главным инструментом манипулирования общественным мнением. «А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». Поэтому многие ученые считают, что СМИ создают символический образ реальности, по-другому квазиреальность.

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

1. Использование внушения.

Например, в 1971 году в рамках фильма «Я и другие», ученые провели психологический эксперимент над студентами: их раздели на две группы и показали каждой из групп фотографию одного человека, попросив дать его психологический портрет. Первой группе сказали, что на фотографии изображен опасный преступник, узнав об этом, студенты начали описывать его, как человека холодного, скрытного, глаза которого выдают преступное начало, а с годами в его лице вылеплялись черты, отображающие жесткость, также у него был грубый, топорный нос, который обычно не присущ лицам с большим интеллектом. Второй же группе сказали, что это портрет очень большого ученого. Описания были таковы: человек на фотографии является очень деятельным и мягким, с добрым прищуром глаз, и, очевидно, что это хороший человек, с юмором, любит детей и пр.

Из всего этого следует, что мы видим то, что хотим увидеть. Психологическая установка – это неосознанная настроенность, готовность воспринять что-то определенным образом, а мы считаем: «это мое мнение».

2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.

Применяется в случае, когда, например, анонсируется единичное шокирующее событие, а выводы, следующие из него, распространяются на всю систему.

3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

Метод, который тесно связан с предыдущим. В этом случае мы имеем дело с распространением слухов и «додумываний», относительно предмета обсуждения.

4. Метод под названием «нужны трупы».

То есть эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т.д. Попросту, эмоциональное зомбирование.

5. Метод «страшилок».

Когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол. В результате живописного рассказа всей ужасности большего зла меньшее зло представляется уже не как зло, а как предпочтительный вариант.

6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.

В подобной ситуации имеет место сокрытие информации.

7. Метод фрагментации.

Он заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего сознанию аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира.

8. Многократные повторы или «метод Геббельса».

Используя этот метод, необходимо повторять ложь как можно чаще, чтобы публика в неё поверила. Это внушение. На этом же основана вся реклама, а заодно и многие из броских новостей бульварных газет.

9. Создание лжесобытий, мистификация.

В этом случае создаётся событие, которого не было, и выдаётся за факт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: