Типовые Задачи и задания





1. Затраты рабочего времени составляют (час):

В стране Германия Польша Россия
Товар А
Товар В
Товар С
Товар D

З/п в Германии в 8 раз выше, чем в РФ, а в Польше – равна з/п в РФ.

Какие товары будут производиться в РФ, а какие в Германии? (Использовать принцип абсолютных преимуществ).

 

2. Производственные возможности России и Белоруссии при неизменных альтернативных (вмененных) издержках производства:

Россия или 8 млн т зерна или 4 млн т картофеля
Белоруссия или 2 млн т зерна или 6 млн т картофеля

У какой страны сравнительное преимущество?

Какое количество зерна и картофеля производилось в обеих странах до специализации, если известно, что в каждой из стран направляли равное количество ресурсов на производство зерна и картофеля?

Какое максимальное количество зерна и картофеля могут произвести страны вместе взятые после международной специализации? (Привести графики и аналитическое решение).

 

3. В стране функция спроса на товар имеет вид: QD = 40 – P, а функция предложения QS = –10 + P (P в руб., Q в млн ед.). В остальном мире функция спроса на товар имеет вид: QD = 60 – P´30, а функция предложения QS = –10 + P´30 (P в $, Q в млн ед.).

Какова цена на товар в отсутствие внешней торговли в стране и в остальном мире?

Каковы экспортные возможности страны?

Каковы импортные возможности остального мира?

Какая мировая цена будет при свободной торговле?

Какое количество товара страна может экспортировать в открытой экономике? (Принять курс 30 руб./$) (Привести графики и аналитическое решение).

 

4. Показать на рисунке с кривыми внутреннего спроса и предложения на товар влияние уменьшения импортной таможенной пошлины:

– на величину (объем) спроса;

– на изменение общего дохода отечественных изготовителей.

5. Каков ВВП страны, рассчитанный по курсу ППС, если рассчитанный по обменному курсу он составляет 100 млрд $. Курс обмена 30 руб./$, курс ППС = 10 руб./$.

 

6. ВВП страны Х составляет 30% от ВВП страны Y, ВВП которой составляет 5% от ВМП. Сколько процентов составляет ВВП страны Х от ВМП?

 

7. Доля РФ в ВМП составляла 3,6% в 1990 г., а сейчас составляет 2%.

На сколько процентов уменьшился ВВП?

На сколько процентных пунктов уменьшился ВВП?

 

8. Рассчитать курс ППС в конце года, если в начале года он был равен 10 руб./$, а инфляция была в РФ 21%, в США 10%.

 

9. Спрос и предложение на валюту: МD = 500 – 10Е, МS = –200 + 10E.

Определить плавающий обменный курс Е (руб./$).

Определить валютные интервенции ЦБ при фиксированном курсе
Е = 25 (руб./$).

 

10. Номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта t = 30%, доля стоимости импортного сырья в цене конечного продукта в условиях отсутствия таможенных пошлин a1 = 70%, номинальный тариф на импортное сырье t1 = 10%. Определить значение эффективной таможенной пошлины Z (уровень защиты отечественных производителей). Обсудить полученный результат.

 

11. Составить таблицу географического распределения мирового экспорта товаров (с указанием удельного веса наиболее крупных экспортеров и импортеров) и показать на графике развитие мировой торговли за последние 25 лет.

12. Составить таблицу географического распределения мирового экспорта услуг (с указанием удельного веса наиболее крупных экспортеров и импортеров).

 

13. Проследить динамику мировых цен на нефть за последний год, используя данные периодической печати и Интернета.

 

14. Предположим, что спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в США имеют следующую динамику:

Цена, $
Объем спроса, шт.
Объем предложения, млн шт.

Спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в Японии имеют следующую динамику:

 

Цена, $
Объем спроса, шт. 2,5 2,1 1,5 1,0
Объем предложения, млн шт.

 

Постройте графики рынков транзисторных приемников США и Японии.

Предположим, что между двумя странами осуществляется свободная взаимная торговля. Какова будет равновесная цена на радиоприемник?

Какая страна будет экспортировать радиоприемники в другую страну?

Каков будет объем экспорта?

Предположим, что США вводят импортную пошлину. Что произойдет с объемом экспорта и импорта?

15. Предположим, что страны А и Б производят два товара – велосипеды и теннисные ракетки; обе страны используют общую валюту. В таблице показаны затраты труда на производство двух товаров А и Б (часов на единицу выпуска).

 

Товар Страна
А Б
Велосипеды
Ракетки

 

Какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров?

Рассчитайте для каждой страны альтернативные издержки производства велосипедов, выраженные в ракетках, и альтернативные издержки производства ракеток, выраженные в велосипедах. Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве велосипедов?

Предположим, что международная торговля отсутствует. Каждая страна имеет 300 работников, занятых 40 часов в неделю. Первоначально в каждой стране половина работников занята в производстве велосипедов, а другая половина – в производстве теннисных ракеток.

Рассчитайте объемы производства (ед. в неделю) велосипедов и ракеток в каждой стране и заполните таблицу.

  Страна А Страна В Суммарно
Велосипеды      
Ракетки      

Теперь предположим, что начался процесс международной торговли. Специализация стран осуществляется следующим образом: страна, обладающая сравнительным преимуществом в производстве теннисных ракеток, выпускает только ракетки; другая страна производит велосипеды на уровне суммарного объема производства, имевшего место при отсутствии торговли, направляя оставшиеся трудовые ресурсы на выпуск ракеток. Рассчитайте объем производства (ед. в неделю) велосипедов и ракеток в каждой стране, заполните таблицу и покажите, какие выгоды могут иметь обе страны от международной торговли.

  Страна А Страна В Суммарно
Велосипеды      
Ракетки      

 

16. Допустим, в стране X затраты труда в часах на производство теннисных мячей – 6 ч, на производство теннисных ракеток – 2 ч; в стране Y на производство теннисных мячей – 1 ч, на производство ракеток – 4 ч.

Страна Товар
Мячи Ракетки
Страна X
Страна Y

Принять продолжительность рабочей недели за 36 ч.

Объяснить, в производстве какого товара страна X имеет относительное преимущество и почему?

Рассчитать альтернативную цену ракеток, выраженную через цену мячей для стран X и Y.

Определить, в каком интервале будет располагаться цена равновесия на ракетки в случае развития торговли между странами?

Подсчитать выигрыш стран от международной торговли, если каждая страна будет специализироваться на производстве одного продукта и обменивать его на продукт другой страны целиком?

Построить линии торговых и производственных возможностей для каждой страны.

17. Бразилия вводит тариф на экспорт сахара в размере 20 долларов за 1 т.На основании данных, приведенных в таблице, рассчитайте следующие величины:

а) выигрыш бразильских потребителей от введения тарифа;

б) потери бразильских производителей от введения тарифа;

в) размер поступлений в госбюджет экспортной пошлины;

г) чистый эффект от введения экспортной пошлины на сахар для национального благосостояния Бразилии.

  Без тарифа С тарифом
Мировая цена сахара, $
Объем внутреннего потребления, млн т
Объем внутреннего производства, млн т

18. При свободной торговле каждый доллар стоимости единицы продукции в текстильной промышленности распределяется следующим образом: 40% (т.е. 40 центов) составляет добавленная стоимость, 30% (или 30 центов) – затраты на хлопковую пряжу и 30% (или 30 центов) – на прочее волокно. Допустим, правительство вводит тарифы на импорт текстиля в размере 25% и на импорт хлопковой пряжи в размере 16,7% (или 1/6). Цена единицы продукции (без тарифа) 1 $. Рассчитать распределение стоимости единицы продукции после введения двух тарифов на импорт.

 

19. Небольшая страна импортирует товар X. Мировая цена этого товара равна 10 долларов. Кривая внутреннего предложения товара X в этой стране определяется уравнением: S = 50 + 5 Р, а уравнение кривой спроса имеет вид: D = 400 – 10 Р. Предположим, что страна ввела специфический таможенный тариф в размере 5 за каждую единицу товара X. Рассчитайте влияние таможенного тарифа на:

а) благосостояние потребителей;

б) доходы производителей;

в) доходную часть государственного бюджета;

г) благосостояние страны в целом.

20. Изучите структуру экспорта товаров и услуг из России и импорта товаров и услуг в Россию. Как можно изменить структуру экспорта и что для этого нужно? Можно ли изменить структуру экспорта услуг в короткие сроки, чтобы добиться положительного сальдо в торговле услугами?

 

21. По данным World Investmen Report (сайт Юнктад) проанализируйте объемы прямых иностранных инвестиций и его распределение по регионам и странам мира, структуру стран-инвесторов.

 

22. Экономика описана следующими данными:

1) экспорт товаров составляет 19650 $;

2) импорт товаров составляет 21758 $;

3) граждане страны получают доход от иностранных инвестиций в виде процентных выплат из-за рубежа в размере 3621 $;

4) страна выплачивает зарубежным инвесторам доход в виде процентов в размере 1394 $;

5) расходы граждан данной страны на туризм составляют 1919 $;

6) доходы данной страны от туризма составляют 1750 $;

7) односторонние трансферты страны равны 2388 $;

8) отток капитала из страны составляет 4174 $;

9) приток капитала в страну составляет 6612 $.

Используя данные, рассчитайте сальдо текущего счета движения капитала и платежного баланса страны. Каковы изменения величины официальных валютных резервов страны?

23. Предположим, что существует система золотого стандарта. Доллар США имеет фиксированное золотое содержание при цене 20,67 долларов за 1 унцию, а британский фунт – 4,25 ф. ст. за 1 унцию золота.

Каков обменный курс доллара на фунт стерлингов? Предположим, что вы начинаете осуществлять коммерческие операции, имея 85 ф. ст. при обменном курсе 6 долларов = 1 ф. ст.

Какое количество золота вы могли бы купить в Великобритании?

Предположим, что вы не покупаете золото в Британии, а обмениваете свои фунты на доллары. Какое количество золота вы смогли бы купить затем в США?

Если вы после этого посылаете золото обратно в Великобританию, то сколько оно будет стоить в фунтах?

Как долго будет, по-вашему мнению, сохраняться курс обмена 6 долларов = 1 ф. ст.?

Опишите возможные события, если бы обменный курс составил 3 доллара = 1 ф. ст.

24. Поясните при помощи графиков влияние протекционистской и фритредерской внешнеторговой политики на обменный курс (е) и доход (Y) в условиях системы плавающего обменного курса.

 

25. Рынок труда в двух странах (X и Y) характеризуется следующими данными. Функция спроса на труд в стране X имеет вид: DL = 5000 – 20W, а в стране Y: DL = 3500 – 5W. Функция предложения труда в стране X имеет вид: SL = 2000 + 10W, а в стране Y: SL = 1500 + 5W.

Каков уровень равновесной заработной платы (долларов в месяц) и уровень равновесной занятости (тыс. человек) в каждой из стран?

Предположим, что в обеих странах сняты все ограничения на перемещение рабочей силы. Какими будут направление миграции рабочей силы и ее величина?

Предположим, что в результате передвижения рабочей силы в стране эмиграции равновесная часовая ставка заработной платы выросла на 10 долларов. Как изменится объем эмиграции из этой страны?

Каким будет новый уровень равновесной заработной платы в принимающей стране?

 


ПРИМЕР ТЕСТА ДЛЯ БЫСТРОЙ ФРОНТАЛЬНОЙ
ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ

 

Заполните таблицу по приведенному примеру и сдайте преподавателю для поверки: плюсом обозначены правильные утверждения на вопросы с номерами 1…10.

 

Тест № 3 Фамилия, имя студента

 

+ + + +

 

Тест № 3. Теории торговли

 

1. Из теории абсолютных преимуществ следует, что страны должны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками.

2. Страна имеет сравнительное преимущество в производстве товара, если альтернативная стоимость производства этого товара в этой стране больше, чем в другой стране.

3. В соответствии с теорией соотношения факторов производства (Хекшера–Олина), трудоизбыточная страна экспортирует капиталоемкий товар.

4. В соответствии с теоремой Рыбчинского (об изменении структуры факторов), увеличение экспорта в одних отраслях приводит к падению производства в других отраслях.

5. Конкурентные преимущества зависят, в частности, от степени развития смежных отраслей, по теории М. Портера.

6. Закон сравнительных преимуществ применим лишь для двух стран.

7. Из наличия сравнительного преимущества следует наличие абсолютного преимущества в производстве товара.

8. Из абсолютного преимущества следует сравнительное преимущество страны в производстве товара.

9. Международный рынок – часть национальных рынков.

10. В МЭО заимствуется теория государственного регулирования экономики из неоклассической школы.

 

Замечание: такие короткие тесты могут быть устными, составляются преподавателем по каждой теме. Оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» соответствует количеству правильных ответов 9, 8, 7.


ТЕСТ ИТОГОВЫЙ

 

1. Укажите преобладающий характер связей между мегасубъектами:

A) преобладают отношения, основанные на религиозных предпочтениях;

Б) преобладают отношения, основанные на заключенных политических союзах;

B) распространение рыночных отношений ограничено;

Г) преобладают рыночные отношения между мегасубъектами.

 

2. Укажите три ведущих торгово-экономических блока в современной мировой экономике:

A) МБРР; Д) СНГ; И) США;

Б) НАФТА; Е) НАТО; К) АТЭС;

В) СЭВ; Ж) ООН; Л) ЮНИДО;

Г) АТР; 3) ЕС; М) ОПЕК.

 

3. Укажите характерные черты современной мировой экономики конца XX – начала XXI в.:

А) углубление международного разделения труда;

Б) возрастание объемов международной торговли;

В) изменение качества международной торговли;

Г) интенсификация миграционных процессов труда и капитала;

Д) развитие сферы международных услуг;

Е) интенсификация международного обмена научно-техническими знаниями;

Ж) развал СССР и мировой социалистической системы;

3) дальнейшая интернационализация капитала, производства, собственности через интернационализацию процессов обмена;

И) генеральная тенденция развития современной мировой экономики – глобализация;

К) все перечисленное.

 

4. Интернационализация международных экономических отношений проявляется в следующих процессах:

A) достижение высокой степени свободы торговли и финансово-кредитной сферы, взаимозависимость воспроизводственных процессов мегасубъектов;

Б) растущая взаимозависимость и взаимосвязь отдельных национальных экономик;

B) формирование многоуровневой системы экономических связей, объединяющих мегасубъекты в глобальный экономический комплекс;

Г) организация единого экономического пространства;

Д) поиск и завоевание национальной экономикой определенной ниши в современной мировой экономике;

Е) развитие устойчивых экономических связей между странами, выходе воспроизводственного процесса за национальные границы.

 

5. Традиционными количественными показателями открытости экономики являются:

A) экспортная квота;

Б) квотирование экспорта;

B) импортная квота;

Г) квотирование импорта;

Д) внешнеторговая квота;

Ж) квотирование внешней торговли;

3) объем реэкспорта;

И) объем компенсационных сделок.

 

6. Укажите основной стимул участия мегасубъектов в международном разделении труда:

A) доступ к источникам сырья и энергии;

Б) снижение издержек;

B) передел сфер влияния между странами;

Г) получение доступа к новым технологиям и знаниям;

Д) политические мотивы.

 

7. Какую теорию характеризует следующее выражение?

«Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-либо товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

A) теория предельной полезности;

Б) теория факторов производства;

B) теория Хекшера–Олина;

Г) теория абсолютных преимуществ А. Смита;

Д) теория относительных преимуществ Д. Рикардо.

 

8. Научно-техническая революция в современных условиях повлияла на международное разделение труда (МРТ) следующим образом:

A) основным направлением МРТ становится массовое производство;

Б) наиболее динамично развивающимся направлением МРТ является обмен технологиями, патентами;

B) увеличивается сфера предоставления информационных услуг;

Г) основным направлением развития МРТ является транспорт;

Д) интенсивно развивается туризм.

9. Лидерство в отрасли и на мировом рынке завоевывают и удерживают фирмы, которые

A) улавливают новую потребность, возникшую на рынке;

Б) развивают экономический и технологический потенциал, заключенный в новой технологии;

B) занимаются промышленным шпионажем;

Г) активно реагируют на изменение внутренней и внешней среды;

Д) совершенствуют менеджмент.

 

10. Укажите страны, входящие в ЕС:

А) Кипр; Н) Франция;

Б) Финляндия; О) Германия;

Б) Испания; П) Великобритания;

Г) Люксембург; Р) Монако;

Д) Нидерланды; С) Италия;

Е) Бельгия; Т) Исландия;

Ж) Греция; У) Ирландия;

3) Мальта; Ф) Австрия;

И) Турция; X) Швейцария;

К) США; Ц) Дания;

Л) Норвегия; Ч) Португалия;

М) Швеция; Ш) Лихтенштейн.

 

11. Технический прогресс является:

A) условием экономического роста;

Б) целью экономического роста;

B) результатом экономического роста;

Г) побочным эффектом экономического роста.

 

12. Первое место по конкурентоспособности среди стран современной мировой экономики занимают США, поскольку эта страна:

А) использует достижение инновационных технологий во всех секторах национальной экономики;

Б) реализует принцип «первопроходца» во всех секторах национальной экономики;

В) считает политику в области НТП сферой реализации национальных интересов и отдает ей приоритетные позиции;

Г) осуществляет стратегию повышения доли наукоемкой продукции в национальной экономике;

Д) все ответы верны.

 

13. Вторая половина XX в. по сравнению с его серединой характеризуется:

А) значительным повышением тарифных барьеров;

Б) значительным понижением тарифных барьеров;

В) неизменностью по сравнению с серединой XX в.;

Г) неизменностью в течение всей второй половины XX в.

 

14. Зоны свободной торговли – это:

А) области, в которых не работает налоговое законодательство;

Б) районы, где разрешен любой вид деятельности;

В) обширные регионы, куда государство направляет прямые инвестиции;

Г) участки, где проводятся общественные работы в большом объеме;

Д) районы, не охваченные государственным таможенным режимом.

 

15. Всемирная торговая организация является международной организацией:

A) созданной в качестве противовеса ГАТТ;

Б) осуществляющей валютно-финансовые расчеты на еврорынках;

B) разрешающей военные конфликты;

Г) консолидирующей миротворческие силы;

Д) являющейся преемницей ГАТТ.

 

16. В результате международной трудовой миграции при прочих равных условиях получают чистый экономический выигрыш:

А) рабочие, оставшиеся в стране-доноре, и предприниматели в стране-доноре;

Б) предприниматели в стране-доноре и рабочие в стране-реципиенте;

В) рабочие в стране-доноре и рабочие в стране-реципиенте;

Г) предприниматели и в стране-доноре и в стране-реципиенте.

 

17. Какая из перечисленных ниже характеристик страны-реципиента окажет решающее влияние на рост трудовой миграции?

А) географическое местоположение и размеры принимающей страны;

Б) либерализация правил въезда в страну из-за рубежа;

B) повышение уровня реальной заработной платы в принимающей стране;

Г) либерализация правил выезда из страны за рубеж.

 

18. Укажите основные причины вывоза капитала:

A) невозможность эффективного вложения капитала в вывозящей стране;

Б) стремление вложить капитал по более высокой норме прибыли;

B) освоение новых и удержание завоеванных ниш на диверсифицированных международных рынках;

Г) развитие национальной экономики принимающей страны;

Д) распространение передового производственного опыта в прини­мающих странах.

19. Предпринимательский капитал вывозится в форме:

A) прямых инвестиций;

Б) портфельных инвестиций;

В) ссуд;

Г) займов.

 

20. Укажите характеристики прямых инвестиций:

A) покупка акций местных органов власти;

Б) предоставление займа местной компании;

B) создание собственного производства за границей;

Г) покупка контрольного пакета акций местной компании.

 

21. Приток иностранных инвестиций в страну обеспечивается созданием следующих условий для их реализации:

А) необходимо предоставить дополнительные льготы и привилегии;

Б) необходимо защитить их от «некоммерческих» политических рисков;

B) достаточно предоставить стандартный, минимальный набор международных правил инвестирования;

Г) для иностранного инвестора вполне достаточен национальный режим инвестирования.

 

22. Выберите из перечисленных вероятных предпосылок конвертируемости национальной валюты ту, которая описана в модели IS-LM:

A) либерализация внешнеэкономических связей;

Б) достижение макроэкономической стабилизации показателей реального и финансового секторов данной национальной экономики;

B) укрепление экспортного потенциала;

Г) темпы снижения покупательной способности национальной валюты не должны превышать уровень инфляции в странах, чьи валюты используются в международных экономических отношениях.

 

23. Торговый баланс – это:

A) сумма экспорта товаров за год;

Б) сумма импорта товаров за год;

В) разница доходов и расходов государства;

Г) разница между стоимостью национального экспорта и импорта.

 

24. Что из названного ниже не характеризует расчетный баланс? Расчетный баланс:

А) составляется на определенную дату;

Б) характеризует страну как международного должника или как международного кредитора;

В) дает возможность определить оптимальную текущую денежно-кредитную политику государства;

Г) позволяет судить об объеме денежных требований к стране и обязательствах страны перед другими странами.

 

25. Перед вами три компонента, формирующие международные валютные отношения. Выберите один, имеющий принципиальные отличия от других, с точки зрения его места и роли в международных валютных отношениях:

А) экю;

Б) евро;

В) СДР (специальные права заимствования).

 

26. В мировой экономической практике действуют показатели, определяющие место страны в международных экономических отношениях. Выберите из предложенных ниже вариантов тот, который позитивно характеризует современную Россию:

A) уровень и динамика развития национальной экономики;

Б) степень открытости и вовлеченности в международное разделение труда;

B) развитость внешнеэкономических связей;

Г) степень адаптированности к международной хозяйственной жизни и влияния на нее.

 

27. Перед вами перечень компонентов российского экспорта в страны Западной Европы. Выберите компонент российского экспорта, являющийся основным, и поясните, к какой из составляющих мирового рынка он относится: к рынку базовых товаров или к рынку готовых изделий:

A) промышленная продукция;

Б) полуфабрикаты;

В) электроэнергия;

Г) сельскохозяйственная продукция;

Д) станки, оборудование;

Е) топливно-сырьевые ресурсы.

 

28. Как измеряется объем мирового товарооборота?

А) объемом экспорта;

Б) объемом импорта;

В) суммой объемов экспорта и импорта.

 

29. Покупатель оплатил стоимость товара, доставку товара от пункта изготовления до порта отгрузки и погрузку его на корабль.

Какая цена была использована в этом случае в контракте?

А) ФАС;

Б) ФОБ;

В) СИФ.

 

30. Режим наибольшего благоприятствования означает, что обе страны предоставляют друг другу такие же преимущества и льготы, которые они

А) предоставили некоторым другим странам;

Б) предоставили всем другим странам;

В) предоставят некоторым другим странам;

Г) предоставят всем другим странам;

Д) предоставили и предоставят (в будущем) некоторым другим странам;

Е) предоставили и предоставят (в будущем) всем другим странам.

 
 

Темы курсовых работ

 


1. Этапы развития мирового хозяйства и эволюция международных экономических отношений.

2. Международные экономические отношения на этапе глобализации мирового хозяйства.

3. Проблемы открытости национальной экономики и ее экономической безопасности.

4. Эволюция ГАТТ/ВТО и формирование глобального торгового режима.

5. Состояние международной торговли услугами и перспективы участия в ней России.

6. Конкурентоспособность в условиях глобализации мировой экономики.

7. Характеристика торгового режима России в сфере услуг и переговоры по ГАТС.

8. Тарифная политика России в отношении торговли товарами.

9. Россия на мировом рынке товаров.

10. Россия на мировом рынке услуг.

11. Россия и Всемирная торговая организация.

12. Проблемы незаконного использования объектов интеллектуальной собственности в России.

13.Совершенствование правовой охраны интеллектуальной собственности как условие вступления России в ВТО.

14.Свободные экономические зоны в мировой экономике.

15.Оффшорные финансовые центры мировой экономики.

16.ТНК, их роль в международном движении капитала и глобализация мировой экономики.

17.Глобализация мировых финансовых рынков.

18.Проблемы привлечения иностранных капиталов в экономику России.

19.Роль свободных экономических зон в привлечении иностранных инвестиций.

20.Проблемы «бегства» капитала из России.

21.Место России на мировом рынке ссудного капитала.

22.Проблемы урегулирования внешней задолженности России.

23.Место России в мировой валютной системе.

24.Взаимосвязь валютных отношений с воспроизводством и торговлей.

25.Роль золота в мировой валютной системе.

26.Позиции основных национальных валют в мировой валютной системе.

27.Особенности формирования и проблемы устойчивости валютного рынка в России.

28.Мировые центры трудовой миграции и особенности их формирования.

29.Международная миграция рабочей силы в России.

30.Проблемы «утечки умов» из России.

31.Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия и прогноза на XXI в.

32.Развитие интеграционных процессов в рамках мировой торговли.

33.Интеграционные процессы в рамках СНГ.

34.Интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе.

35.Взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами.

36.Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов.

37.Региональная (географическая) структура внешнеторговых связей России, факторы и перспективы ее изменения.

38.Роль региональных соглашений в системе мировой торговли (на примере одного из рыночных блоков).

39.Перспективы Российских региональных торговых соглашений.

40.Проблемы вступления России в ВТО.

41.О соотношении тенденций региональной интеграции и глобализации.

42.Аграрный протекционизм развитых стран и международная торговля.

43.Оффшорные зоны и оффшорный бизнес.

44.Иностранные инвестиции в России: правовые основы и методы стимулирования.

45.Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании.

46. Ценообразование в мировой торговле.

47. Государственное регулирование внешней торговли.

48. Регулирование внешнеэкономической деятельности России.

49. Новые тенденции в области вывоза капитала и развитие международных экономических отношений на его основе.

50. Проблемы международной специализации и кооперации в системе международных экономических отношений.

51. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

52. Инвестиционный климат и его составляющие.

53. Создание и функционирование предприятий с иностранными инвестициями в России.

54. Экономическая интеграция в рамках Европейского союза.

55. Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике.

56. Место России в системе современных международных экономических отношений.

57. Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта.


ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы

В соответствии с учебным планом студенты обязаны написать и защитить курсовую работу по дисциплине «Международные экономические отношения». Курсовая работа должна быть написана каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателя кафедры. Курсовая работа – это краткое, самостоятельное научное изложение какой-либо проблемы на основе изучения материала книг, монографий, статей, журналов и периодической печати. В ней должно найти отражение современное понимание основ анализа экономического процесса, сущности экономических явлений, законов экономического развития, основ внешнеэкономической деятельности.

Темакурсовой работы предлагается студенту из прилагаемого перечня, утвержденного на кафедре. Студент может также предложить, по согласованию с руководителем, свою тему, соответствующую проблематике данного курса.

Руководитель курсовых работ проводит регулярные консультации. Особое значение имеет первая консультация, когда студентов знакомят с методикой работы, подбором литературы и составлением плана. Вся подготовительная работа (подбор литературы, согласование плана с руководителем и т.д.) должна быть окончена в течение одного месяца, а сдана курсовая работа не позднее 10 дней до начала зачетной сессии, если кафедрой не установлены другие сроки. На одной из консультаций студент обязательно представляет руководителю план курсовой работы и список литературы для согласования. Основные этапы работы:

1) выбор темы;

2) подбор и изучение литературы по теме;

3) составление плана;

4) подбор и обработка статистического и практического материала по отрасли, стране или мировой экономике;

5) написание текста и оформление работы.

 

2. Составление плана курсовой работы и сбор материала

План должен отражать основное содержание работы и обеспечивать последовательность изложения иправильный отбор материала. Текст работы нужно делить на главы (части, разделы) всоответствии с планом. Каждый раздел работы должен быть озаглавлен как в плане, так и в тексте работы.

Для составления плана необходимо ознакомиться с основными литературными идругими источниками. Подбор литературы (монографии, статьи в журналах, статистические сборники и др.) проводится по предметным и алфавитным каталогам (в том числе компьютерным) в публичных библиотеках и библиотеке ПГУ. Желательно использовать литературу на иностранных языках, включая периодические издания. Рекомендуется обращаться к ежегодникам и другим статистическим изданиям ООН и международных экономических организаций. Рекомендуется использовать экономические словари, экономическую энциклопедию. В случае необходимости используются законодательные и нормативные материалы.

Рекомендуемая периодика на русском языке: журналы «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы экономики», «Внешняя торговля», «Внешнеэкономический бюллетень», «Российский экономический журнал», «Экономист» и другие; газеты «Бюллетень иностранной коммерческой информации», «Финансовая газета», «Финансовые известия», «Экономика и жизнь», «МН – бизнес», «Коммерсантъ», «Бизнес и банки», «Пензенская правда» и другие.

Нормативные материалы (законы, постановления, инструкции) печатаются в официальных изданиях («Собрание Указов Президента и постановлений Правительства РФ», «Российская газета»), а также в вышеперечисленных изданиях.

Всю отобранную литературу надо внимательно изучить, сделать выписки в отдельной тетради с указанием автора, названия работы, страницы, источника. Статистический материал обрабатывается и сводится в таблицы, диаграммы, схемы. Не следует излагать материал в форме общих, трафаретных рассуждений, механического переписывания готовых положений из источников.

Во введении (до 3 страниц) обосновывается актуальность и значение темы, формулируются цели и основные задачи работы. В основной части должно быть, как правило, 3–4 главы. В заключении (1–3 страницы) делаются теоретические выводы и практические предложения, вытекающие из содержания работы. Должны быть четко согласованы цель, задачи, выводы. Последние должны содержать сведения, доказывающие достижение поставленных целей.

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.139 с.