Тема: Закономерности и особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка. Методика усвоения практической грамматики дошкольниками.




Основные понятия: грамматика; синтаксис; пунктуация; морфология; грамматический строй.

Основные вопросы:

1. Теоретические основы и механизмы формирования грамматического строя речи дошкольниками.

2. Основные закономерности усвоения детьми морфологической и синтаксической системы русского языка.

3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей на разных возрастных этапах. Словообразование и словотворчество у детей, его особенности.

4. Проблема диагностики грамматического строя речи у дошкольников.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам практического занятия, выполнение заданий.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, выполнение практических заданий.

Литература для подготовки к занятию

Основная:

  1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 138 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/23997.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез [Электронный ресурс]: монография/ Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 192 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/24029.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  3. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с.

Ушакова Т.Н. Речь. Истоки и принципы развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ушакова Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 256 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7429.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - 400 с. –

2. Арушанова А. Г. Дошкольный возраст: формирование грам­матического строя речи // Дошкольное воспитание. — 1993. -№ 9. - С. 58.

3. Лямина Г. М. Особенности грамматического строя речи у маленьких//Дошкольное воспитание. — 1968. — № 8.

4. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2001-144 с.

5. Развитие речи дошкольника. / Под ред. О. С. Ушаковой - М., 1990

Задания для СРС:

  1. Перечислить условия, необходимые для усвоения детьми норм грамматики и разработать проект их реализации в условиях ДОУ и семьи.

2. Составить таблицу «Появление грамматических категорий у детей» (по Гвоздеву А.Н.)

Морфологических

возраст пример задачи
1. 2.2г. 3.    

Синтаксических

возраст пример задачи
1г.10мес.    

 

3. Представьте материал к обследованию сформированности грамматической стороны речи детей на разных этапах детства. Доказать целесообразность предлагаемого алгоритма обследования грамматики у дошкольников.

 

Практическое занятие № 8(2 часа)

(проводится в интерактивной форме «Ролевая игра»)

Тема: Закономерности и особенности развития связной речи дошкольников.

Основные понятия: речь; диалог; монолог; контекстная речь; ситуативная.

Основные вопросы:

1. Теоретические основы связной речи.

2. Методика развития диалогической речи у детей:

- разговор с детьми – основной путь формирования связной речи у дошкольников;

- беседа как метод обучения связной диалогической речи детей дошкольного возраста.

4. Методика проведения бесед с детьми. (Анализ видеозаписи).

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию: изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам практического занятия, выполнение заданий.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, выполнение практических заданий.

Литература для подготовки к занятию

Основная:

  1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 138 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/23997.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез [Электронный ресурс]: монография/ Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 192 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/24029.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  3. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с.

Ушакова Т.Н. Речь. Истоки и принципы развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ушакова Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 256 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7429.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

1. Лосева Л. М. Как строится текст. Под ред. Г. Я. Солганика – М: Просвещение,

2. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи [Текст]. - Улан-Удэ, 1974.

3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной – М: Педагогика. - 1985.

4. Чиндилова О. В. Приемы развития литературной речи детей дошкольного возраста / Чиндилова О. В. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 6. - С. 24-28.

 

Задания для СРС

1. Аннотировать статью В.И. Логиновой и Л.М. Гурович «Развитие разговорной речи дошкольников», определить линию усложнения руководства разговорами детей дошкольного возраста

2. Предложите тематику разговоров с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Конспектировать статью Н.М.Крыловой «Беседа в детском саду», провести сопоставительный анализ позиций Н.М.Крыловой и Э.П. Крыловой.

4. Разработать конспект беседы. Проанализировать вопросы к беседе в соответствии с рекомендациями Н.М. Крыловой, обосновать их целесообразность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: