ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА




ПРОГРАММА

экспедиционного лагеря с творческими мастерскими

«Школа Русского Слова»

30 июня – 11 июля 2019 г.

 

(в рамках проекта «Звезда полей Николая Рубцова:

живые уроки на Толшме»)

 

Марина Кошелева

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ НИКОЛАЯ РУБЦОВА:

ЖИВЫЕ УРПОКИ НА ТОЛШМЕ»

Река Толшма, протекающая на юге Тотемского района Вологодской области, издавна соединяет Русский Север с Поволжьем. Благодаря творчеству гения места поэта Николая Рубцова, на его «тихой родине», в «долине детства», сформировалось особое, мифопоэтическое, пространство, в котором человек находится в тесной, животворящей связи с природой.

Такое пространство может стать весьма притягательным для современных молодых людей, отдающих предпочтение не стандартным развлечениям, а путешествиям «без границ» с возможностью увидеть местность изнутри, глазами местных жителей, поучаствовать в мастер-классах, в работе творческих мастерских, обменяться опытом.

Это пространство может стать весьма интересным и для местных жителей, которые смогут увидеть свою малую родину в новом свете, в качестве объекта интереса, наблюдения, восхищения, познания, когда происходит соприкосновение с уходящей в прошлое традиционной культурой, познаются новые страницы истории, открывается поэтическая красота природы и всё привычное, что их окружает с детства, обретает новое позитивное смысловое наполнение.

Цель проекта – создание в МО «Толшменское» Тотемского района Вологодской области своеобразной толшменской модели образовательного туризма, в которой жители и гости вовлекаются в изучение и возрождение «Толшменской картины мира», отраженной в творчестве гения места поэта Николая Рубцова.

 

Для достижения цели предполагается решить четыре задачи:

 

1. Формирование концептуального образа территории МО «Толшменское» как объекта образовательного туризма через:

 

1.1.Издание краеведческого сборника «Толшменская картина мира» - 16.01.2019

1.2.Издание альбома-путеводителя «Толшма: от устья к истокам» - 20.04.2019

1.3.Создание музыкального видеоролика по итогам проекта – 30.09.2019

 

2. Формирование комплексной образовательной площадки "Рубцовское поле", на которой традиционное на Толшме земледелие сопрягается с образами Николая Рубцова через организацию производственной практики для студентов Тотемского политехнического колледжа в МО Толшменское с подготовкой мастер-классов на объекте "Рубцовское поле" с параллельными литературно-музыкальными вечерами – 22.05.2019

 

3. Создание "Рубцовских троп" с туристическо-образовательными программами (ТОП), проводимыми в русле концепции "живые уроки".

 

3.1. Разработка, изготовление и установка 2 навигационных стендов с QR – кодами

3.2.Разработка и апробация туристических маршрутов с «живыми уроками»

3.3.Расчистка и маркировка экологических троп.

 

4. Продвижение концептуального образа территории МО "Толшменское" и ТОП в долине реки Толшмы и российских регионах через апробацию форматов событий для каждого из времён года, вводимых в Календарь МО «Толшменское» в качестве ежегодных:

 

4.1. Зима. «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ ». 17-20 января. В дополнение к введённому Приходским Советом Храма Николая Чудотворца ежегодному колокольному звону в ночь на 19 января и освящению воды Толшмы, а также с учётом опыта АНО «Бирюзовый дом» проведения в 2017 и 2018 годах праздников «Крещенские вечера на Толшме», начиная с января 2019 года вводятся в качестве ежегодных:

4.1.1. Акция «Свободный микрофон у Рубцовского камня» (чтение стихотворений).

4.1.2. Презентация книжных изданий (в 2019 г. – «Толшменская картина мира глазами участников экспедиций»).

4.1.3. Презентация творческих работ жителей МО «Толшменское» и участников экспедиций и пленэров в МО «Толшменское» в прошедшем году (в 2019 г. – Выставка рисунков и живописи ГБОУ «Московский Академический Художественный Лицей Российской Академии Художеств» (рук. пленэрной группы Ксения Лебедева) и Студии «Юный художник» ГБОУДО «Зеленоградский Дворец творчества детей и молодежи» (Рук. Пленэрной группы Асия Лебедева).

4.1.4. Встречи жителей и гостей МО «Толшменское» с авторами творческих работ.

4.1.5. Крещенские вечера на Толшме с прогулками под звёздами и гостеванием на сельских подворьях.

 

4.2. Весна. «НИКОЛА ВЕШНИЙ». 24-26 мая. Апробация весенних экскурсионных программ, в том числе мастер-классы на «Рубцовском поле» (вспашка земли, посев семян), сопряжённые, через театрализацию и литературно-музыкальные вечера, с «Толшменской картиной мира».

 

4.3. Лето. «ШКОЛА РУССКОГО СЛОВА». 12 - дневный экспедиционный лагерь с творческими мастерскими. В 2019 году планируется проведение ШРС в период с 30 июня по 11 июля с приездом по маршруту Галич-Чухлома-Солигалич (1 ночь)-Переезд-Монзенская железная дорога-Гремячий-Никольское (7 ночей) и отъездом по маршруту село Никольское –Тотьма (2 ночи) – Биряково (1 ночь) – Вологда.

 

4.4. Осень. «ДОЖИНКИ». Сентябрь. Апробация осенних экскурсионных программ, в т.ч. мастер-классы на «Рубцовском поле» (уборка урожая, осенняя вспашка поля), сопряженные, через театрализацию и литературно-музыкальные вечера, с «Толшменской картиной мира». Подведение итогов проекта.

 

В рамках проекта в апреле 2019 года планируется проведение Акции «Бирюзовое кольцо Русского Севера» с презентацией краеведческого сборника «Толшменская картина мира глазами участников экспедиций», альбома-путеводителя «Толшма: от устья к истокам» и Программы экспедиционного лагеря Школы Русского Слова в Тотьме, Вологде, Череповце, Санкт-Петербурге и Москве.

 

ПРОГРАММА

экспедиционного лагеря с творческими мастерскими

«Школа Русского Слова»

30 июня – 11 июля

 

30 июня. Воскресенье

«Привет, Россия, родина моя!»

7-00 Встреча участников на ж/д станции г. Галич. Поезд № 068 из Москвы прибывает в Галич в 7 час 19 мин, поезд № 103 из Санкт-Петербурга - в 6 час 12 мин. Проезд по маршруту Галич-Чухлома-Солигалич с обзорными экскурсиями по городам, посещением Авраамиево-Городецкого монастыря. Ночлег в г. Солигалич.

 

1 июля. Понедельник

«Дай дорогу, пеший!»

Экскурсионная программа в г. Солигалич. Вечером - выезд к остановке «Переезд» Монзенской железной дороги. История Монзенской железной дороги, её значение в жизни российской глубинки и отражение в творчестве Николая Рубцова. Проезд на мотовозе до станции Гремячий.

 

«Окунись, душа, в чистую волну!»

По дороге Гремячий – Никольское осмотр Алексеевской Толшемской церкви (1868 г.) в бывшей деревне Игошево и посещение Святого источника. Прибытие в село Никольское. Ознакомление с темами проектов и условиями творческих конкурсов по тематике: словесность (страницы из дневника, эссе, стихотворения, интервью), рисунок и живопись, фотография, флористический коллаж, экологический альбом, исполнительское мастерство. Запись на экскурсии и мастер-классы. Творческие работы выполняются в период со 2 по 6 июля. Итоги конкурсов подводятся 7 июля.

 

2 июля. Вторник

«Под крышею детдома»

Мемориальный дом-музей Н.М. Рубцова. Жизнь и творчество поэта Н.М Рубцова. Рубцовские места села Никольского. Этнографическая экспозиция «По следам миновавших времён». История поселков спецпереселенцев. Экскурсия по селу с посещением Храма Николая Чудотворца. История возрождения Храма.

 

«Крепче Серого камня»

Ландшафтная площадка «Между берёзой и сосной». Рубцовский камень. Происхождение природных валунов на Толшме. Роль камня в хозяйственной жизни местных жителей. Отражение горы холма, камня в местном фольклоре, Священном писании и лирике Николая Рубцова.

 

«Закружило меня от села вдали »

Поход «По лягам к Серому камню». Лесная дорога к болоту и посёлкам спецпереселенцев. Серый камень. Лес и болото в местном фольклоре и в жизни и творчестве Николая Рубцова. Лес и пожары. Из истории службы пожарной безопасности на Толшме (19 век). Пожарное депо в Николе.

 

3 июля. Среда

«Над рекою, где бакен желт»

Выезд на Нижнюю Толшму. Паромная переправа Усть-Толшма. Село Красное. Подозёрок (старое русло Толшмы). Церковь Благовещенская Усть-Толшемская (1852). Дома зашугомских плотников. Лава (навесной мост) на реке Толшме. Деревня Слобода (включает прежнюю деревню Макарово). Речные промыслы. Дом художника Георгия Попова. Жизнь и творчество «Толшменского Пиросмани». «Дворянские гнёзда» Слободы. Священнический род Толстиковых. Священнический род Быстровых. Усть-Толшма в жизни и творчестве Николая Рубцова. Поход из села Красного в деревню Манылово (7 км).

 

«На отдых, на мёд с молоком»

«Маныловский улусец». Манылово. Бор. Дом председателя колхоза «Сигнал» В.А. Жданова. Погост. Старая дорога. Река Маныловица. Сосновый бор в Соколово. Музей крестъянских ремёсел на подворье «Маныловица» семьи Новоселовых. Северная кухня. Переезд в деревню Воротишна.

 

4 июля. Четверг

«Школа моя деревянная…»

Экскурсия по школьным музеям МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа» и мастер-классы по выбору.

 

«Ты тему моря взял и тему поля»

«Тема поля» в творчестве Николая Рубцова. Мастер-класс по сенокосу на «Рубцовском поле» у деревни Пузовка. Посещение Никольской сельской библиотеки и Никольского Дома культуры. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.

«Мы встретились у мельничной запруды»

Деревня Камешкурье. Рубцов и Камешкурье. Перекат Камешник. Плес Сиперовской излучины. Река (плёс, перекат, гата, старица) в жизни местных жителей, местном фольклоре и в лирике Николая Рубцова.

 

5 июля Пятница

«Как будто чаша, полная питья»

Село Успенье. Успенская Толшемская церковь (1829). Деревня Фролово. Село Предтеча. Иоанно-Предтеченская (1776 г.) и Воскресенская (1787 г.) Толшемские церкви. Родники. «Живая» и «Мертвая» вода. Икона «Чудо Георгия о змие» (1707 г., Иосааф Клепиков).

 

«Русский огонёк»

Аникин Починок. Дом Марии Ивановны Богдановой. Поход: Аникин Починок- Синицыно-Галкино-Суровцево-Трызново-Пузовка-Никольское

 

6 июля. Суббота

«Я был в лесу листом!»

Экологическая программа в палаточном лагере «Школы практической экологии» (местечко «Борок»). Голубая глина. Лекарственные травы Толшмы. Вода, огонь и травы в ночь на Ивана Купалу. Баня.

 

7 июля. Воскресенье.

«Перед дорогою большой»

Оформление результатов работ по проектам и творческих работ. Предъявление работ жюри конкурсов. Определение победителей. Литературно-музыкальный вечер с театрализацией.

 

8 июля. Понедельник

«Тот город зелёный и тихий»

Экскурсионная программа в Тотьме. Мастер-классы в Петровской художественной школе.

9 июля. Вторник

«Плыть, плыть, плыть…»

Посещение Школы путешественников Федора Конюхова. Мастер-классы по управлению лодками и катамаранами. Посещение Дедова острова.

 

10 июля. Среда

«Матушка, который час?»

Выезд в Биряково. Посещение родовой деревни Рубцовых Самылково, Спасо-Преображенского Храма. Знакомство с деятельностью культурно-просветительской организации «Стрелица» по созданию музей в родовом доме Рубцовых. Посещение Музея сельско-хозяйственной техники.

 

11 июля. Четверг

«Вологда – земля для меня священная».

Выезд в Вологду. Обзорная экскурсия по городу с посещением музеев по выбору. Отъезд.

 

Кошелева М.Н.

ТОЛШМЕНСКАЯ МОДЕЛЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация

 

Приведен обзор «точек роста» в сфере образовательного туризма в муниципальном образовании «Толшменское» Тотемского района Вологодской области, включая опыт проведения экспедиций по изучению территории в период с 2012 по 2018 годы. Предложена Толшменская модель образовательного туризма и пути ее формирования в ходе решения четырех задач проекта «Звезда полей: живые уроки на Толшме».

 

Ключевые слова: Толшма. Образовательный туризм. Гений места. Рубцовское поле. Рубцовские тропы. Толшменская картина мира. Экспедиции. Творческие мастерские. Школа Русского Слова. Толшма: от устья к истокам.

 

Решая одну из наиболее актуальных задач России – развитие внутреннего туризма – необходимо учитывать мировую тенденцию: подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону так называемого «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85% путешественников [12:139] отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не тех стандартных туристических развлечений и экскурсионных маршрутов, что предлагает туроператор, а возможность увидеть посещаемую местность изнутри, глазами местных жителей, получить новые знания, впечатления и переживания в месте, где когда-то происходили значительные события или жили великие люди. О необходимости переживания событий непосредственно на изучаемой местности говорил патриарх отечественного краеведения Н.П. Анциферов (1889-1958): «Переживание есть тоже один из путей познания» [2:329]. Вышесказанное говорит о перспективности развития в местности с богатым культурно-историческим наследием образовательного туризма. Его отдельные виды уже появились в муниципальном образовании (МО) «Толшменское» Тотемского района Вологодской области.

Река Толшма, протекающая на юге Тотемского района Вологодской области, издавна соединяет Русский Север с Поволжьем. И географически, и сакрально территория долины реки Толшмы находится в пространстве, которому историк В.О. Ключевский дал название «Заволжская Фиваида» [3:576]. Еще во времена великого князя Ивана III здесь, «на диком лесу», начали появляться храмы. Их брали под свою опеку российские государи, жаловавшие устроителей охранными грамотами с повелением «дворы ставити и пашни розпахивати» [16:231-237]. На обустроенные деревни Толшмы нередко совершались набеги. С севера шли лихие люди-новгородские ушкуйники, прорывающиеся на вольные берега Волги, с юга,– несущие пожары и разорение «казанцы» и «литовцы».

Исторические реалии «Заволжской Фиваиды» [6:3] нашли отражение в стихотворении «Видения на холме» [13:9] поэта Николая Рубцова, который провел на Толшме свои отроческие годы (1943-1950). Двадцатью годами позднее здесь же он напишет свою великую книгу «Звезда полей». Благодаря творчеству гения места на его «тихой родине», в «долине детства», сформировалось особое, мифопоэтическое, пространство, и этот факт, в соединении с богатейшей историей края, его уникальной природой и особенностями местного народного мировосприятия, дает хорошие возможности для развития в долине реки Толшмы образовательного туризма [12:140 ].

Одна из разновидностей такого туризма - обучающие программы в сочетании со спортивными и досуговыми мероприятиями – уже практикуется на территории МО «Толшменское» в экологическом палаточном лагере, организуемом ВРО МАН «Интеллект будущего» [11 ]. Нерегулярность проведения этих лагерей на Толшме (география проведения – вся вологодская область) и относительно узкий профиль обучения не позволяют данной разновидности оказывать серьезное влияние на развитие образовательного туризма на Толшме.

Еще один вид образовательного туризма - участие в научно-практических конференциях – начинает вводить на Толшме Тотемское музейное объединение (ТМО). Начиная с января 2019 года основная часть научно-практической конференции «Рубцовские чтения» будет проходить в селе Никольском. Однако если учесть, что рубцовскую конференцию ТМО организует только один раз в три года, то можно увидеть, что значение данного вида образовательного туризма также не может быть достаточно весомым. Следует особо отметить, что по инициативе Мемориального дома-музея Н.М Рубцова (ТМО) и Никольской школы им. Н.М. Рубцова в селе Никольском введены ежегодные январские детские краеведческие конференции. Однако говорить о туризме здесь не приходится, поскольку в них участвуют только местные школьники.

Весьма перспективным может стать в МО «Толшменское» такой вид туризма, как научные и учебные стажировки. Уже дважды (в 2017 и 2018 годах) в село Никольское приезжали участники стажировок, организованных Тотемским музейным объединением в партнерстве с администрацией района и Фондом развития общественных инициатив района «Соль земли» для победителей конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Участники знакомились с опытом проектной деятельности Мемориального дома-музея Н. М. Рубцова, Никольской школы, ВРО МАН «Интелект будущего» и АНО «Бирюзовый дом». Однако кратковременность пребывания участников этих стажировок непосредственно на Толшме (несколько часов) не позволяет считать их туристами МО «Толшменское».

Весомый вклад в развитие образовательного туризма на территории МО «Толшменское» внесли экспедиции и пленэры, организованные в период с 2012 по 2018 годы АНО «Бирюзовый дом» и его московскими и региональными партнерами, на основе концепции «Бирюзовое кольцо Русского Севера» [ 7:582 ]: «Журавли над Николой» (2012), «Бирюзовое кольцо Русского Севера» (блок «Острова свои обогреваем», 2013, 2014), «На Безымянной высоте» (2015), «Я рос на этих берегах» (2016), «Толшма–долина детства» (2017), «Тихая моя родина» (2018).

Палитру используемых в образовательном туризме средств пополнили мероприятия инициированного АНО «Бирюзовый дом» общественного движения «Школа Русского слова» [ 8 ]. Старт работы «Школы» был дан 12 июня 2014 года, когда, в День России, был совершен первый сплав по реке Толшме. В сплавах 12 и 13 июня участвовали гости из Москвы, Вологды и Череповца. Вслед за сплавом состоялась презентация ландшафтной площадки «Между березой и сосной» на Церковной горе. Годом позднее, в августе 2015 года, на этой площадке по инициативе А.В. и М.Н. Кошелевых был установлен символ «Школы Русского Слова» - «Рубцовский камень» с высеченной на нем строкой: «Взбегу на холм и упаду в траву…».

В начале 2016 года АНО «Бирюзовый дом» выдвинул ландшафтный памятник «Церковная гора» на региональный конкурс «Вологодчина: сокровища Русского Севера» и организовал его продвижение в трехмесячном марафоне. В результате – второе место «Церковной горы» и авторская программа А.и М. Кошелевых по этому ландшафтному памятнику с «Рубцовским камнем».

Оценивая экспедиции АНО «Бирюзовый дом» и мероприятия «Школы Русского Слова», участник экспедиции 2014 года канд. фил. наук Мария Акимова писала: «Такого рода программы являются практически готовым решением сразу целого ряда вопросов и проблем. Они объединяют в себе несколько функций: поминовение; паломничество; продолжение историко-культурной традиции, создание творческого кластера, воспитание подрастающего поколения; сохранение «своих островов»: поддержка традиционных народных ремесел и промыслов в глубинке; помощь в восстановлении прихода; обретение корней, родства; сглаживание «граней меж городом и селом», прогрессирующего год от года диссонанса мегаполисов и малых городов» [ 1:184 ]. По отзывам многочисленных участников экспедиций, они «едут в Никольское москвичами, а возвращаются россиянами» [ 9:119 ]. После пребывания на духовной родине Николая Рубцова приходит осознание его строк: «Мать России целой – деревушка. Может быть – вот этот уголок» [ 13:272 ]..

Несмотря на высокую оценку участниками экспедиционных программ и мероприятий Школы Русского Слова, следует отметить недостатки и в этой разновидности образовательного туризма на Толшме. Отсутствие на областном и федеральном уровнях информации об уникальности территории, отсутствие логистики, смягчающей проблему низкой транспортной доступности территории, отсутствие регулярности, связанной с фактическим отсутствием грантового финансирования проектов АНО «Бирюзовый дом» из-за несоответствия места ее регистрации (г. Москва) месту фактической деятельности - МО «Толшменское» Тотемского района Вологодской области.

Анализ показывает, что недостатки перечисленных видов образовательного туризма на Толшме будут минимизированы при создании Толшменской модели образовательного туризма, предполагающей более полное использование имеющихся ресурсов бюджетных учреждений образования и культуры и АНО «Бирюзовый дом» при введении на территории пяти точек роста: 1. площадки «Рубцовское поле» для сельско-хозяйственной практики студентов Тотемского политехнического колледжа; 2. туристическо-образовательных программ (ТОП) «Живые уроки на Рубцовских тропах», подготовленных АНО «Бирюзовый дом» совместно с жителями МО «Толшменское»; 3. летнего 12-дневного экспедиционного лагеря с творческими мастерскими «Школа Русского Слова»; 4. ежегодной научно-практической краеведческой конференции «Толшма: от устья к истокам»; 5. четырех событий, вводимых в календарь МО «Толшменское» для ежегодной презентации ТОП для разных аудиторий в разное время года: «Звезда полей» (январь), «Никола Вешний» (май), «Школа Русского Слова» (июль) и «Дожинки» (сентябрь).

Предполагается что толшменская модель образовательного туризма будет отражена в альбоме-путеводителе «Толшма: от устья к истокам», в котором через карты, художественные фотографии и лаконичные тексты будут сопряжены два пространства: географическое (историко-культурные, природные и людские достопримечательности территории) и мифо-поэтическое (образы и символы Николая Рубцова, раскрывающие истинное значение поэзии гения места – возрождение и утверждение глубинных народных идеалов).

Описанная модель может дать импульсы к развитию всех выше перечисленных видов образовательного туризма на Толшме, как действующих, так и потенциально возможных. Отдельные программные модули палаточного лагеря ВРО МАН «Интеллект будущего» могут быть использованы в «Школе Русского Слова». Тотемское музейное объединение, имеющее блестящий опыт организации научно-практических конференций, сможет проводить такие конференции ежегодно. При этом один раз в три года конференция на Толшме «Рубцовские чтения» будет включать в себя краеведческую составляющую. Уровень детской конференции, введенной по инициативе Мемориального дома- музея Н.М Рубцова (ТМО) и Никольской общеобразовательной школой им. Н.М Рубцова, может повыситься до межрегионального и федерального за счет появления новых участников, создавших интересные исследовательские и творческие работы в «Школе Русского Слова». Весьма вероятным представляется в связи с вышесказанным и появление на Толшме такого вида образовательного туризма, как научные и учебные стажировки.

Переход от существующей реальности к образу будущего – толшменской модели образовательного туризма - планируется осуществить в рамках проекта «Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки на Толшме». Проектом предусматривается решение четырех задач: 1. формирование образа территории МО «Толшменское» как объекта образовательного туризма; 2. формирование комплексной образовательной площадки"Рубцовское поле », на которой традиционное на Толшме земледелие сопрягается с образами Николая Рубцова»; 3. создание "Рубцовских троп" с туристическо-образовательными программами (ТОП), проводимыми в русле концепции "живые уроки"; 4. продвижение концептуального образа территории МО "Толшменское" и туристическо-образовательных программ (ТОП) в долине реки Толшмы и российских регионах.

Первая задача будет решена через выпуск сборника «Толшменская картина мира» (фрагменты текстов бесед ученых-филологов со старожилами Толшмы, статьи ученых и краеведов, графические рисунки художников) и альбома-путеводителя «Толшма от устья к истокам», отражающего образ территории и толшменскую модель образовательного туризма.

Вторая задача, предполагающая введение в Толшменскую модель образовательного туризма сельско-хозяйственной составляющей, имеет свою историю. В апреле 2016 года АНО «Бирюзовый дом» в презентации «Конь в село соседнее понесет меня» [4:15 ], подготовленной по результатам участия в Форуме «Деревня – душа России и направленной в Общественную палату Российской Федерации и в правительство Вологодской области, обосновал необходимость создания в селе Никольском: 1. «Образовательной площадки сельско-хозяйственного ВУЗа» и 2. «Литературного музея «Долина детства: слово, звук, образ» [ 5:106-112 ], предназначенного для изучения, воссоздания и продвижения «Толшменской картины мира», отраженной в поэзии Н.М. Рубцова».

Получить грантовые средства на реализацию идей не удалось, и тогда создатели АНО «Бирюзовый дом» за счёт собственных средств сформировали музейно-выставочный центр (МВЦ) с выставочным залом, библиотекой, литературной гостиной и арт-резиденцией и представили его в апреле 2017 года под привычным для местных жителей названием «Бирюзовый дом». Вместе со школьниками в мае 2017 года был проведен символический посев злаковых культур на «Школьном поле». Выращенные колосья ржи, пшеницы и овса находятся сейчас в школе в кабинете труда и в МВЦ «Бирюзовый дом».

Проросли также зерна, заложенные в презентации «Конь в село соседнее понесет меня», отправленной в Общественную палату РФ. В 2016 году отделом сельского хозяйства и продовольствия Тотемского муниципального района был подготовлен проект «Увеличение посевных площадей Тотемского района на 2017-2022 г.г.». На его основе 30 июля 2018 года было подписано трехстороннее соглашение между администрациями района, муниципалитета и Тотемского политехнического колледжа о проведении в 2019 году сельско-хозяйственной практики студентов колледжа в МО «Толшменское». Это решение получило отражение в проекте «Звезда полей: живые уроки на Толшме».

Решение о введении производственной практики студентов на Толшме было для руководства колледжа не простым. Для колледжа удобнее проводить практику на производственной базе, расположенной рядом с Тотьмой. Здесь есть поля, техника и общежитие для студентов. В находящейся в 80 километрах территории «Толшма», труднодоступной в распутицу, есть только поля, которые за 8 лет отсутствия работ уже начали зарастать деревьями. В этих условиях АНО «Бирюзовый дом» выразил готовность к партнерству с администрациями района, муниципалитета и колледжа с предоставлением в 2019 году на безденежной основе инфраструктуры МВЦ «Бирюзовый дом» (арт-резиденция, выставочный зал, библиотека, литературная гостиная) для производственной практики студентов. В ответ администрация МО «Толшменское» и руководство Тотемского политехнического колледжа взяли на себя обязательства по волонтерской помощи при очистке и маркировке «Рубцовских троп» протяженностью 2100 метров, создаваемых в окрестностях села Никольского.

Введение объекта «Рубцовское поле» имеет важное значение не только в экономическом, но и в символическом смысле. Образы «поля» (слово повторяется в произведениях Николая Рубцова 72 раза [14:233 ]), является неотъемлемой частью «Толшменской картины мира». Наличие такой – региональной – картины на Толшме в данный момент не очевидно, но события 2012-2018 годов убедительно показывают наличие на Толшме «сильных точек памяти культуры», подталкивающих к «художественной рефлексии» [15:120 ]. Это, по авторитетному мнению профессора Г.В. Судакова, является одним из признаков наличия на территории собственного, регионального «текста». Аргументы о наличии такого «текста» приведены автором в статье «Мифопоэтическое пространство «Толщма – долина детства» в качестве базы для формирования образа будущего территории МО «Толшменское» [10:75 ].

Третья задача проекта предполагает доработку, описание и апробирование в 12 дневном экспедиционном лагере «Школа Русского Слова» ТОП восьми «Рубцовских троп», сформированных АНО «Бирюзовый дом» и его партнёрами – жителями МО «Толшменское» - во время экспедиций: 1. «Над рекою, где бакен желт» (Усть-Толшма); 2. «Музей крестьянских ремесел» (д. Погост); 3. «По лягам к Серому камню» (по лесной дороге к поселкам спецпереселенцев); 4. «Закружило меня от села вдали…» (лес, болото), 5.«Жемчужины Камешкурья (река, плес, перекат, гата, старица); 6. «Взбегу на холм и упаду в траву» (гора, холм, камень); 7. «От Благовещенья до Успения» (храмы долины реки Толшмы); 8. «Дай дорогу, пеший!» (Монзенская железная дорога). Соответствующие сюжеты были представлены на страницах газеты «Тотемские вести» и в группе «Бирюзовый дом» социальной сети ВКонтакте».

Четвертая задача проекта – «Продвижение концептуального образа территории МО "Толшменское" и туристическо-образовательных программ в долине реки Толшмы и российских регионах» - решается через события толшменского календаря– «Звезда полей», «Никола Вешний», «Школа Русского Слова» и «Дожинки», публикацию в СМИ, организацию пресс-тура в МО «Толшменское» и через акцию «Кольцо» - презентацию изданий проекта и туристическо-образовательных программ на маршруте: «Тотьма-Вологда-Москва-Санкт-Петербург-Череповец-Вологда-Тотьма».

Ожидается, что Толшменская модель образовательного туризма, созданная в проекте «Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки на Толшме», даст не только мощный импульс для развития территории МО «Толшменское» с перспективой создания рабочих мест для молодежи, но

и окажется полезной для других территорий Русского Севера.

 

Использованная литература:

 

1. Акимова М.С. Программа «Острова свои обогреваем» (по местам, связанным с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова) в историко-культурной перспективе.// «… Звезда труда, поэзии, покоя…»: К 80-летию Н.М. Рубцова: Сб.ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ.иссед. Отд. Литературоведения; Отв.ред. Ревякина А.А.; Ред.сост. Анашкина О.И. – М., 2016. – 240 с. с 174-186

2. Анциферов Н.П. Краеведный путь в исторической науке. (Историко-культурные ландшафты).// Краеведение. - №6 – 1928 – с. 321-338

3. Ключевский В.О. О русской истории. – МА.: Просвещение, 1993. - с. 576

4. Конь в село соседнее понесет меня. Презентация АНО «Бирюзовый дом» для Общественной палаты РФ, апрель 2016 г., Москва, с. Никольское

[ Электронный ресурс ] - URL: https://vk.com/doc181467553_476760879

5. Кошелева М.Н. Литературный музей «Долина детства: Звук. Слово. Образ» // Судьба и творчество Николая Рубцова в культурном контексте современной России. Сборник материалов научных конференций с международным участием «Рубцовские чтения» (сентябрь 2013, январь 2016). – Тотьма, 2016. – с.106-112

6. Кошелева М.Н. «Заволжская Фиваида на реке Толшме». Газета «Тотемские вести», 17 сентября 2016 года, с. 3

7. Кошелева М.Н. Программа дополнительного образования и патриотического воспитания подростков и юношества России «Бирюзовое кольцо Русского Севера» в качестве инструмента для активизации социально-трудового потенциала в регионе» // Сборник «Материалы III международной научно-практической конференции «Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование.», г. Вологда, 28-29 марта 2013 г., часть 2, с. 582

8. Кошелева М.Н. Школа Русского Слова в селе Никольском как фактор развития духовной родины поэта Николая Рубцова. // Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки: материалы I Всерос. Науч.-практ.конф. (18-21 сентября 2014 г. под ред. А.М. Новоселова, А.А. Чернеги. – Тотьма: МБУК «Тотемское музейное объединение», 2014.

9. Кошелева М.Н., Акимова М.С. Опыт использования экспедиций «Бирюзовое кольцо Русского Севера» в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания // Актуальные вопросы изучения мировой культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия-Запад-Восток // «Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие». XVII Кирилло-Мефодиевские чтения 24 мая 2016 г.

10. Кошелева М.Н. Мифопоэтическое пространство «Толшма – долина детства» в качестве базы для формирования образа будущего территории МО «Толшменское» // Русский Север-2017: проблемы изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия: сборник материалов межрегиональной научной конференции МБУК «Тотемское музейное объединение». Тотьма-Вологда: ООО ЦКИ «Пава», 2017

11. Огарков А.А. Областная школа практической экологии: вологодский вариант. – Обшест. Малая акад.наук «Интеллект будущего», Вологод. регион. отд-ние; - Вологда: Интеллект будущего, 2018

12. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей. // Проблемы современно экономики: материалы IV Международной конференции (г. Челябинск, февраль 2015 г.) – Челябинск: Два комсомольца, 2015

13. Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

14. Сидоренко М.Н. Словарь языка и рифм поэзии Н. Рубцова. – Научное издание. – Череповец: Издательство «Порт-Апрель», 2005

15. Судаков Г.В. В.И. Белов и проблема «Вологодского текста» // Вологодский текст в русской культуре: сборник статей по материалам конференции / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос.ун-т.- Вологда: Легия, 2015, с 118

16. Указные грамоты городовым воеводам и приказным людям 1613-1626 // под ред. И.В. Пугача – М., Круг. 2012

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: