Б) Условия и средства эстетического воспитания. Требования к отбору произведений искусства для детей.




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПОНЯТИЯ «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» И «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев). Такое определение имеет отношение к зрелой личности.

Однако и дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного воз­раста.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспи­тания ребенка. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

Составляющей процесса эстетического развития является художе­ственное образование - процесс усвоения искус­ствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

А) Задачи эстетического воспитания

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на фор­мирование эстетического отношения детей к окружающе­му.

Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование худо­жественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный резуль­тат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

К сожалению, это важное условие далеко не всегда учитывается и выполняется. В дошкольной педаго­гике довольно основательно представлена вторая группа задач. Ученые разработали теорию эстетического воспита­ния и конкретизировали ее для практики.

Первая группа задач в исследованиях и практике изуче­на в меньшей степени и чаще рассматривается как приклад­ная по отношению ко второй. Рассматривались вопросы восприятия детьми художественных произведений, иллюстраций к книгам, восприятия музыкальных произведений - эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников.

б) Условия и средства эстетического воспитания. Требования к отбору произведений искусства для детей.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Прежде всего это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по сво­ей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, краси­ва (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Эстетика быта включает в себя множество де­талей.

Это эстетика обстановки: вещей, которые окружа­ют ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к кра­сивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоян­но, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей).

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каж­додневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие инто­нации. И дело не только в том, чтобы речь была правиль­ной, необходимо, чтобы она была образной, интонацион­но богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с этическим).

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небреж­ность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цве­товой гаммы, неумение найти свой стиль - все это проти­воречит законам красоты.

Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представ­ления о красоте.

Эстетика бытастановится средством эстетического вос­питания, если взрослые обращают внимание ребенка на эс­тетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети виде­ли красоту вокруг себя в разных ее проявлениях. Нужно при­влекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цве­ты!», «Давай причешемся аккуратно, девочка всегда должна быть красивой». Подобные реплики могут звучать постоян­но. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и дей­ствию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеле­ному дивану - желтая или черная?» И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает его внимание на то, что цвета могут сочетаться или не соче­таться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эс­тетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их со­четании. Сама по себе природа - это условие для всесторон­него воспитания и развития ребенка. Средством она стано­вится, когда взрослый целенаправленно использует ее «вос­питательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заме­тить его красоты, а можно пройти всего один раз и остано­виться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы.

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется искусство: изобразительное, музыка, литература, архи­тектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему вы­сокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Из­вестно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания.

Художественной деятель­ность называется тогда, когда она непосредственно связа­на с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразитель­ная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присут­ствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой не­обходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры.

Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: