В) Виды и характеристика художественной деятельности детей.




Практическая деятельность ребенка — игра, занятия, выполнение определенных обязанностей — имеет важное значение для его эстетического развития. Из­вестно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. И особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественной деятельностью ребенка. Художественной деятель­ность называется тогда, когда она непосредственно связа­на с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразитель­ная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присут­ствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой не­обходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствуют развитию фантазии, а также помогают выразить свои ощущения и эмоции.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. Особенно важно для развития детского изобразительного творчества, эстетического восприятия знакомство с произведениями изобразительного искусства. Знакомясь с картинами художников, ребенок учится видеть в них прекрасное. Художник создает художественный образ, и дети могут видеть, как ярко и выразительно передано в картине то, на что они сами не обратили до этого внимания. И ребенок старается в процессе рисования придать своим работам выразительно-образное содержание. Пользуясь рисунком, цветом, силуэтом, ребенок изображает предмет, явление, придавая ему определенный характер — сказочный или реалистический, в котором сочетается и фантастический вымысел, и жизненная правда.

В процессе аппликации ребенком может быть ярко представлена форма, цвет и величина изображаемого предмета, а также композиция нескольких элементов. Поэтому процесс аппликации особенно способствует развитию чувства ритма, цвета и формы. Лепка дает возможность показать предмет в трехмерном изображении. Пользуясь глиной, пластилином, ребенок может придать предмету любую форму, менять ее несколько раз, достигая большего совершенства. Изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». Музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей (импровизация типа «Дождик» «Листики», «Снежинки» и т.д.).

Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.

Все виды музыкальной деятельности имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, в песенном, музыкально-игровом и танцевальном творчестве. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Кроме этого к музыкальной деятельности детей относятся музыкально-дидактические игры.

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи.

Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи.

Из русских народных сказок, произведений классиков — А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других дети получают яркие, незабываемые впечатления.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, такие образы, мимо которых дети проходили бы мимо. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром». Есенинские слова проникают в душу и рождают эстети­ческие чувства.

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порою на всю жизнь.

Одна из форм детской художественной деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры-драматизации. Театрализованные игры представляют собой разыгры­вание в лицах литературных произведений (сказки, расска­зы, специально написанные инсценировки).

А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности » ребенка. Оставаясь игрой, они развивают твор­ческие способности и представляют со­бой специфический вид художествен­ной деятельности.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актерства.

Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в пол­ном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего тем, что при разыгрывании спектакля в дея­тельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей.

Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими сло­вами, их заботит результат, которого они добились. А ре­зультат - это то, как изобразили, как разыграли произве­дение. На достижение этого результата направлено внима­ние педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспи­тательное значение театрализованных игр.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.

У опытно­го педагога дети стремятся к художественному изображе­нию литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д. Возможности приобщения дошколь­ников к творческой художественной деятельности в процес­се подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычай­но высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, по­тому что в деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особен­ностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драмати­ческому, театральному. Дошкольники знакомятся с разны­ми видами театрального искусства. При грамотном руко­водстве у детей формируются представления о работе ар­тистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понима­ние, что спектакль готовит творческий коллектив (все вме­сте творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осоз­нают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Поз­же это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.

Занятия разными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, способствуют эстетическому воспитанию.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: