Таблица 11. 1 - Формирование цен
Элементы цены | ||||
Себестоимость производства и продажи товаров (услуг, работ) | Прибыль производителя | Косвенные налоги (акциз, НДС) | Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника) | Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) |
Оптовая цена пред-приятия | ||||
Оптовая отпускная цена промышленности | ||||
Оптовая цена закупки | ||||
Розничная цена |
Как видно из приведенной схемы, основу цены продукции составляет ее себестоимость, которая характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. При определении расходов, связанных с производством и реализацией продукций на предприятиях руководствуются статьей 253 Налогового кодекса РФ. Согласно ей удельный вес себестоимости в цене продукции не должен быть ниже 35%, а прибыль не превышать 20%. При этом величина НДС установлена 18% стоимости продукции.
Прибыль в стоимости продукции является обязательным элементом цены. Она рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости продукции.
Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, единовременные пособия на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.
Важное место в структуре цены занимают налоги, размер которых устанавливает государство. В нефтяной и газовой промышленности оптовые цены предприятий используется для расчета между структурными подразделениями ВИНК- Вертикально-интегрированные нефтяные компании (например, между производителем и сбытовой организацией, входящими в ВИНК). Механизм установления этих цен основывается на трансфертном ценообразовании. Трансфертная цена применяется между подразделениями одной компании. Как правило, она ниже рыночной.
|
Оптовые отпускные цены промышленности используют ВИНК для реализации продукцию оптовому потребителю на внешнем рынке.
Розничные цены устанавливаются при реализации продукции конечному потребителю (на сырую нефть розничных цен нет).
Кроме вышеуказанных на нефтеперерабатывающих предприятиях, которые выпускают достаточно большую номенклатуру продукции используют также средневзвешенные цены. Онииспользуются нефтепереработчиками для расчета экономической эффективности своей деятельности.
Одной из составных частей деятельности предприятия является формирование ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.
Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли, удержание рынка.
Обеспечение выживаемости предприятия — главная цель фирмы, которая осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, т. е., когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта продукции (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта, иногда производители даже идут на использование заниженных цен с тем, чтобы после утверждения себя на рынке с лихвой их компенсировать.
Максимизация прибыли заключается встремлении компании с максимальной для себя пользой использовать выгодную конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.
|
Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.
На систему ценообразования, а, соответственно, на ценовую политику предприятия, оказывает большое влияние изменение покупательной способности рубля и курса иностранных валют к рублю. Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность, т. е. деньги обесцениваются.
Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен.
Методы ценообразования на продукцию НГК
В отраслях НГК различают два основных подхода в ценообразовании:
- затратный подход, основанный на калькулировании себестоимости продукции с учетом некоторой нормы прибыли, на которую рассчитывает производитель (руб./ед.);
- рыночный (коммерческий) подход, при которомцена определяется исходя из соотношения спроса и предложения на рынке.
При этом используются следующие механизмы установления цены:
- контрактная цена, в назначении которой принимают участие только 2 стороны: покупатель и продавец;
- биржевая цена, которая устанавливается через механизм биржевых торгов.