ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА В СУДОВЫХ СЧМ





 

Для судовых условий характерна групповая операторская деятельность, при которой межличностные отношения внутри коллектива, моральные, эмоциональные и психофизиологические свойства и особенности каждого оператора оказывают существенное влияние на эффективность решения общей задачи.

Степень централизации управления судном и судовой техникой, состав и число операторов, участвующих в управлении, определяют иерархическую структуру уровней управления на судне. Система уп­равления первого уровня состоит из одного или нескольких операторов, выполняющих одну функцию и обслуживающих одно или несколько технических звеньев. Пример подобных судовых СЧМ - главная энергетическая установка с входящими в нее элементами или радиоприемопередающие средства, а также обслуживающие их судовые специалисты. В двухуровневую судовую систему управления могут входить локальные СЧМ с обслуживающими их операторами (первый уровень) и, например, вахтенный механик с пультом управления техническими средствами судна (второй уровень). Высшим, третьим уровнем управления, является система «капитан - средства управления судном». В зависимости от иерархических уровней управления на судне и содержания выполняемых задач операторы одного уровня управления могут работать параллельно (независимо друг от друга), последовательно или комбинированно, а операторы разных уровней управления, кроме того, работают под контролем и регулированием их деятельности старшим оператором.

Судовые СЧМ, как правило, замкнутые, сложные, целенаправленные системы управления. В них оператор получает информацию об объекте опосредованно через систему технических устройств и, обычно, в закодированном виде, т.е. действует с информационными модег лями реальных объектов или оперативных задач.

Информационную модель реализуют с помощью различных средств отображения информации (СОИ). Наиболее часто оператор получает информацию визуально (до 90% случаев), реже — в речевой или другой форме, в связи с тем, что пропускная способность зрительного канала самая высокая, а СОИ в этом случае наиболее легко технически реализуемы. Кроме того, из двух типов мышления (образного и словесно-логического) у большинства людей превалирует образное мышление.

Основу деятельности оператора при решении оперативных задач составляет образно-концептуальная модель (ОКМ) - комплексный, соотнесенный с объектом и решаемой задачей динамический образ, складывающийся в результате отражения в представлении оператора динамики объекта управления. Составляющими ОКМ являются ее временная и семантическая структуры, причем первая имеет преобладающее значение. Оператор основное внимание сосредоточивает не на протекании процесса, а на его отклонениях от нормы с известным упреждением, предвидением дальнейшего хода решения оперативной задачи. На основании этого формируют ситуативные оперативные модели, гипотезы, план и программу действий, систему подзадач, т.е. подготавливают решения с учетом тех технических средств, при помощи которых его можно реализовать.

В соответствии с критериями, определяющими характер переработки информации в процессе труда, трудовая деятельность может быть трех типов: энергетическая, для которой характерны непосредственные механические воздействия человека на предметы труда; управляющая, заключающаяся в преобразовании энергии внешних по отношению к человеку источников; эвристическая, которая дает увеличение количества информации путем творческого процесса. Управляющий труд охватывает операторный класс, заключающийся в управлении техникой, и оперативный, заключающийся в руководстве людьми. Деятельность судовых специалистов нельзя отнести к тому или иному типу в чистом виде. Как правило, она охватывает несколько типов и классов, один из которых является преобладающим, другие — второстепенными.

В системе «судно — экипаж — водный путь» судоводитель выступает в роли оператора, хотя для его деятельности характерна широкая направленность, поскольку судовождение нельзя втиснуть в чисто технические рамки: в определенном смысле судовождение - это искусство. Деятельность судоводителя имеет иногда большую логическую сложность, он должен обладать интуицией и умением предвидеть развитие складывающейся обстановки. Судовождение относится к творческим видам труда, в нем большой удельный вес занимает процесс формирования новых и сложных программ действия на основе эвристических нестандартных стратегий. В то же время значительная часть его легко подвергается стереотипизации, когда простая программа действий создает более или менее законченный стереотип, что особенно характерно для работы судоводителей на уровне помощников капитана.

При рассмотрении их профессиональных особенностей целесообразно выделить две группы: руководители (капитаны и старшие помощники при выполнении обязанностей капитана) и операторы (вахтенные помощники капитана). Для первой группы (уровень управления) характерны переработка большого количества одновременно и последовательно поступающей информации, обработка ее при дефиците времени, умение брать ответственность на себя, принимать вовремя необходимые решения и отдавать своевременные и четкие распоряжения, умение контролировать как себя, так и подчиненных, сосредоточивать свое внимание на фактах действительности, а не на собственных переживаниях. Для второй группы (уровень эксплуатации) также характерны поступление значительного количества информации, умение ее обработать, выполнение командных функций, однако в сложных экстремальных ситуациях, как правило, вся ответственность обычно переходит на лиц первой группы, что и определено нормативными документами, а для вахтенных помощников остаются в основном подчиненные функции. От них требуется, в первую очередь, большая надежность как исполнителей, хорошая реакция, умение быстро соображать и понимать капитана, большая выносливость к нагрузкам. Их можно рассматривать как специалистов сенсомоторного профиля, так как именно они работают у пультов управления, воспринимая, перерабатывая и добиваясь исполнения команд, полученных от капитана. Безошибочность, четкость работы, правильные своевременные доклады помощников освобождают капитана от второстепенных вопросов, необходимости постоянного контроля за их работой, появляется время для обдумывания обстановки и логических действий, для мышления в условиях более интенсивной работы. Нужно сказать, что судоводителей обеих групп следует рассматривать как специалистов самой высокой категории нервно-эмоционального труда.

В деятельности судовых механиков возрастает доля работ энергетического типа, заключающихся в выполнении ремонтно-наладочных работ. Труд радиооператоров в основном определяется функциями, относящимися к операторному классу управляющего типа; функции, относящиеся к оперативному классу, практически отсутствуют.

Наиболее сложные вопросы управления судном возникают у судоводителя при наступлении плохой видимости и использовании РЛС. Деятельность судоводителя как оператора РЛС постоянно связана с необходимостью принимать решения в условиях непрерывно меняющейся обстановки. Во время наблюдений число возможных изображений может быть очень велико, поэтому судоводитель-оператор, видя отметку эхо-сигнала, может принять только одно из двух решений: отметка принадлежит действительно объекту или отметка ложная. При принятии решений судоводитель-оператор использует свои знания и опыт.

 





Читайте также:
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.