Обсуждена на заседании кафедры




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра поликлинической педиатрии

 

«Утверждаю»

заведующий кафедрой поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»________________20__ г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию для студентов

VI курса специальности «Лечебное дело»

по учебной дисциплине «Педиатрия»

 

Занятие №8 «Период новорожденности. Его физиологические особенности. Пограничные состояния. Работа в кабинете здорового ребенка. Патронаж новорожденных и грудных детей на дому (с патронажной сестрой или врачом). Оценка состояния здоровья. Признаки доношенности, техника ухода и вскармливания новорожденных. Рекомендации по сохранению лактации, режима питания и отдыха матери. Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного развития и наблюдение их на педиатрическом участке ».

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

«26 » августа 2016 г.

протокол № 1

 

 

Методическая разработка составлена доцентом кафедры, к.м.н. Галимовой О.И.

«______»_____________201 г.

 

 

г. Ставрополь, 2016 г

Занятие №8 «Период новорожденности. Его физиологические особенности. Пограничные состояния. Работа в кабинете здорового ребенка. Патронаж новорожденных и грудных детей на дому (с патронажной сестрой или врачом). Оценка состояния здоровья. Признаки доношенности, техника ухода и вскармливания новорожденных. Рекомендации по сохранению лактации, режима питания и отдыха матери. Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного развития и наблюдение их на педиатрическом участке».

2. Актуальность темы (мотивация):

Неонатальный период (первые 28 дней жизни) – это наиболее важный критический период онтогенеза человека. Сложность этого онтогенетического этапа определяется напряженностью процессов морфологической и функциональной перестройки, сопровождающих адаптацию ребенка к внеутробной жизни. Истоки многих хронических заболеваний лежат в перинатальном и неонатальном периодах онтогенеза. Инфекционные заболевания и процессы, которые вызывают возбудители, проникновение к плоду от инфицированной матери до родов или при прохождении ребенка по родовым путям, объединяют понятием внутриутробные инфекции.

Согласно данным мировой литературы, не менее чем у 10% новорожденных можно с помощью микробиологических, вирусологических и иммунологических исследований доказать наличие внутриутробного инфицирования.

3.Учебные и воспитательные цели:

3.1.Общая цель занятия - ознакомиться с особенностями течения периода новорожденности у доношенных и переношенных детей, изучить основные пограничные состояния, возникающие у новорожденных в раннем неонатальном периоде, ознакомиться с клиническими проявлениями, критериями диагностики и алгоритмом лечебных мероприятий у новорожденных с внутриутробной инфекцией, обучиться работе в кабинете здорового ребенка и патронажу новорожденного.

3.2Частные цели:

Студент должен знать:

1. Характеристику физиологически протекающего периода новорожденности.

2. Основные пограничные состояния, возникающие в раннем неонатальном периоде:

- физиологическая гипербилирубинемия;

- транзиторная убыль первоначальной массы тела;

- транзиторные особенности мочевыделительной системы;

- половой криз;

- транзиторный дисбактериоз;

- транзиторные нарушения теплового баланса;

- транзиторные изменения кожных покровов;

- транзиторные особенности неонатального гемопоэза;

- транзиторный неонатальный иммунодефицит.

3. Причины возникновения и варианты течения задержки внутриутробного развития.

4. Особенности клинических проявлений внутриутробных инфекций различной этиологии, критерии диагностики врожденного токсоплазмоза, врожденной краснухи, врожденной герпетической и цитомегаловирусной инфекции.

5. Принципы терапии, профилактики внутриутробных инфекций.

Студент должен уметь:

- провести оценку состояния новорожденного по шкале Апгар;

- проверить состояние физиологических рефлексов новорожденного, наличие стигм дизэмбриогенеза;

- оценить параметры физического развития новорожденного.

4. Схема интегративных связей. При подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные знания из следующих разделов:

Анатомия анатомическое строение плода и новорожденного.

Гистология – гистиогенез и органогенез, закладка и формирование органов и систем.

Физиология – особенности нервно-рефлекторной деятельности у плода и новорожденного. АФО различных органов и систем у плода и новорожденного.

Биохимия – особенности обмена веществ у новорожденного ребенка.

Акушерство – течение физиологически протекающей беременности, характеристика периодов родов, меры оказания неотложной помощи новорожденному в родильном зале, оценка по шкале Апгар, первичный туалет новорожденных.

Пропедевтика детских болезней – характеристика здорового доношенного новорожденного, весоростовые показатели, оценка нервно-рефлекторной деятельности, принципы ухода за новорожденным ребенком, вскармливание новорожденного.

5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во внеучебное время:

1. Современные проблемы неонатологии.

2. Особенности течения периода новорожденности.

3. Понятие о стигмах дизэмбриогенеза.

4. Основные пограничные состояния, возникающие у новорожденных в раннем неонатальном периоде;

-физиологическая гипербилирубинемия;

-транзиторная убыль первоначальной массы тела;

-транзиторные особенности мочевыделительной системы;

-половой криз;

-транзиторный дисбактериоз;

-транзиторные нарушения теплового баланса;

-транзиторные изменения кожных покровов;

-транзиторные особенности неонатального гемопоэза;

-транзиторный неонатальный иммунодефицит;

5. Причины возникновения и варианты течения задержки внутриутробного развития.

6. Основные параметры физического и нервно-психического развития новорожденного ребёнка.

7. Особенности клинических проявлений внутриутробных инфекций различной этиологии, критерии диагностики врожденного токсоплазмоза, краснухи, герпетической и цитомегаловирусной инфекций;

8. Врожденный сифилис, критерии диагностики, клинические проявления, алгоритм лечебных мероприятий;

9. Врожденная хламидийная инфекция - критерии диагностики, клинические проявления, алгоритм лечебных мероприятий;

10. Современные методы диагностики и терапии внутриутробных инфекций;

11. Принципы терапии, профилактики внутриутробных инфекций.

6. Рекомендуемая литература студенту:

Обязательная:

1.«Детские болезни»: учебник + CD/ под редакцией А.А. Баранова – 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. – 1008с.

2. «Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.

3. «Пропедевтика детских болезней»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2008. 464с.

4. «Детские болезни»: учебник в 2 т. + CD/ под ред. И.Ю. Мельниковой. – М., 2009.–540с.

5. Лекционный материал

Дополнительная:

1. «Неонатология» под редакцией Н.П. Шабалова, Санкт-Петербург, 1997г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: