Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра поликлинической педиатрии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой поликлинической педиатрии
д.м.н., профессор Н.А. Федько
«___»________________20__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическому занятию для студентов
VI курса специальности «Лечебное дело»
по учебной дисциплине «Педиатрия»
Занятие №8 «Период новорожденности. Его физиологические особенности. Пограничные состояния. Работа в кабинете здорового ребенка. Патронаж новорожденных и грудных детей на дому (с патронажной сестрой или врачом). Оценка состояния здоровья. Признаки доношенности, техника ухода и вскармливания новорожденных. Рекомендации по сохранению лактации, режима питания и отдыха матери. Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного развития и наблюдение их на педиатрическом участке ».
Обсуждена на заседании кафедры
«26 » августа 2016 г.
протокол № 1
Методическая разработка составлена доцентом кафедры, к.м.н. Галимовой О.И.
«______»_____________201 г.
г. Ставрополь, 2016 г
Занятие №8 «Период новорожденности. Его физиологические особенности. Пограничные состояния. Работа в кабинете здорового ребенка. Патронаж новорожденных и грудных детей на дому (с патронажной сестрой или врачом). Оценка состояния здоровья. Признаки доношенности, техника ухода и вскармливания новорожденных. Рекомендации по сохранению лактации, режима питания и отдыха матери. Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного развития и наблюдение их на педиатрическом участке».
|
2. Актуальность темы (мотивация):
Неонатальный период (первые 28 дней жизни) – это наиболее важный критический период онтогенеза человека. Сложность этого онтогенетического этапа определяется напряженностью процессов морфологической и функциональной перестройки, сопровождающих адаптацию ребенка к внеутробной жизни. Истоки многих хронических заболеваний лежат в перинатальном и неонатальном периодах онтогенеза. Инфекционные заболевания и процессы, которые вызывают возбудители, проникновение к плоду от инфицированной матери до родов или при прохождении ребенка по родовым путям, объединяют понятием внутриутробные инфекции.
Согласно данным мировой литературы, не менее чем у 10% новорожденных можно с помощью микробиологических, вирусологических и иммунологических исследований доказать наличие внутриутробного инфицирования.
3.Учебные и воспитательные цели:
3.1.Общая цель занятия - ознакомиться с особенностями течения периода новорожденности у доношенных и переношенных детей, изучить основные пограничные состояния, возникающие у новорожденных в раннем неонатальном периоде, ознакомиться с клиническими проявлениями, критериями диагностики и алгоритмом лечебных мероприятий у новорожденных с внутриутробной инфекцией, обучиться работе в кабинете здорового ребенка и патронажу новорожденного.
3.2Частные цели:
Студент должен знать:
1. Характеристику физиологически протекающего периода новорожденности.
2. Основные пограничные состояния, возникающие в раннем неонатальном периоде:
|
- физиологическая гипербилирубинемия;
- транзиторная убыль первоначальной массы тела;
- транзиторные особенности мочевыделительной системы;
- половой криз;
- транзиторный дисбактериоз;
- транзиторные нарушения теплового баланса;
- транзиторные изменения кожных покровов;
- транзиторные особенности неонатального гемопоэза;
- транзиторный неонатальный иммунодефицит.
3. Причины возникновения и варианты течения задержки внутриутробного развития.
4. Особенности клинических проявлений внутриутробных инфекций различной этиологии, критерии диагностики врожденного токсоплазмоза, врожденной краснухи, врожденной герпетической и цитомегаловирусной инфекции.
5. Принципы терапии, профилактики внутриутробных инфекций.
Студент должен уметь:
- провести оценку состояния новорожденного по шкале Апгар;
- проверить состояние физиологических рефлексов новорожденного, наличие стигм дизэмбриогенеза;
- оценить параметры физического развития новорожденного.
4. Схема интегративных связей. При подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные знания из следующих разделов:
Анатомия – анатомическое строение плода и новорожденного.
Гистология – гистиогенез и органогенез, закладка и формирование органов и систем.
Физиология – особенности нервно-рефлекторной деятельности у плода и новорожденного. АФО различных органов и систем у плода и новорожденного.
Биохимия – особенности обмена веществ у новорожденного ребенка.
Акушерство – течение физиологически протекающей беременности, характеристика периодов родов, меры оказания неотложной помощи новорожденному в родильном зале, оценка по шкале Апгар, первичный туалет новорожденных.
|
Пропедевтика детских болезней – характеристика здорового доношенного новорожденного, весоростовые показатели, оценка нервно-рефлекторной деятельности, принципы ухода за новорожденным ребенком, вскармливание новорожденного.
5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во внеучебное время:
1. Современные проблемы неонатологии.
2. Особенности течения периода новорожденности.
3. Понятие о стигмах дизэмбриогенеза.
4. Основные пограничные состояния, возникающие у новорожденных в раннем неонатальном периоде;
-физиологическая гипербилирубинемия;
-транзиторная убыль первоначальной массы тела;
-транзиторные особенности мочевыделительной системы;
-половой криз;
-транзиторный дисбактериоз;
-транзиторные нарушения теплового баланса;
-транзиторные изменения кожных покровов;
-транзиторные особенности неонатального гемопоэза;
-транзиторный неонатальный иммунодефицит;
5. Причины возникновения и варианты течения задержки внутриутробного развития.
6. Основные параметры физического и нервно-психического развития новорожденного ребёнка.
7. Особенности клинических проявлений внутриутробных инфекций различной этиологии, критерии диагностики врожденного токсоплазмоза, краснухи, герпетической и цитомегаловирусной инфекций;
8. Врожденный сифилис, критерии диагностики, клинические проявления, алгоритм лечебных мероприятий;
9. Врожденная хламидийная инфекция - критерии диагностики, клинические проявления, алгоритм лечебных мероприятий;
10. Современные методы диагностики и терапии внутриутробных инфекций;
11. Принципы терапии, профилактики внутриутробных инфекций.
6. Рекомендуемая литература студенту:
Обязательная:
1.«Детские болезни»: учебник + CD/ под редакцией А.А. Баранова – 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. – 1008с.
2. «Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.
3. «Пропедевтика детских болезней»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2008. 464с.
4. «Детские болезни»: учебник в 2 т. + CD/ под ред. И.Ю. Мельниковой. – М., 2009.–540с.
5. Лекционный материал
Дополнительная:
1. «Неонатология» под редакцией Н.П. Шабалова, Санкт-Петербург, 1997г.