Билет 45. Антропологический поворот в философии образования.




Антропология как наука о человеке была предложена ещё в 17 столетии и представляла собой религиозно-философское учение о двойственной духовно-телесной природе человека. Вряд ли можно оспорить, что человек — это такое существо, которое ищет и находит представление о собственной сущности и строит свою жизнь в соответствии с этим идеалом. Будучи незавершенным природой, он осуществляет себя в культуре и даже самые простейшие жизненные акты осуществляет не инстинктивно, а в соответствии с общественными образцами.

Антропологический поворот в философии 20 столетия, связанный с именами В.Соловьева, М.Шелера, Х.Плесснера, М.Бубера, В.Несмелова, Н.Бердяева и др. был вызван уже не столько реакцией против научного подхода к человеку, сколько с необходимостью изменения классической философии, которая абсолютизировала разум и сводила человека к абстрактной идее. Не только разум и поиски истины, но и духовные переживания высших ценностей: стремление к любви, вере,надежде,нравственной солидарности отличают людей от животных. Рассматривая человека как культурное и социальное существо, философская антропология не редуцирует его к психофизиологическим и социальным структурам, а считает свободным и отвественным субъектом решений и поступков.

Несмотря на усвоение биологического и этнографического материала, в целом философская антропология тяготеет к методам гуманитарнах наук, которые рассматривают человека не как объект, а как чувствующее и переживающее существо, способное к саморефлексии. Если ранее полагали, что всеобщие и необходимые понятия и принципы достижимы лишь на основе разума, и что чувства и переживания людей индивидуальны и противоречивы, то отмеченные мыслители, указали на достаточно твердый порядок сердца, выражающийся в ценностной структуре личности. В любви и вере человек также выходит за рамки животных инстинктов и определяет свои желания высшими ценностями, которые он считает божественными или общечеловеческими.

 

Билет 46. Актуальные философские проблемы образования: в эпоху компьютеризации, информационных технологий и глобализации.

Современная техногенная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существующую ранее тему - сохранение жизни на Земле и возникновение человечества.

Эти проблемы вызваны Глобальными проблемами современности, которая появилась в результате объективных причин развития общества,

Функция философии - сформировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Только с Философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности, в которой находятся.

Глобальными проблемами называются те проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, то есть те, которые носят общечеловеческий характер- Глобальные проблемы охватывают весь земной шар. Особенности глобальных проблем: По своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей но и судьбы всего человечества в целом; Для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий по крайней мере большинства населения планеты; Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, Нерешённость глобальных проблем может привести в будущем к серьёзным возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания,Первая - интернациональные: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка,Вторая - возникают в результате взаимодействия общества и природы. Обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами, освоение Мирового Океана и космического пространства,Третья - связана с системой человек - общество. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.Преодоление глобальных проблем дело очень серьёзное и нерешенное.

Однако многие исследователи связывают преодоление Глобальных кризисов (не проблем, а их резкого обострения) с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и её гуманизации.

Новый гуманизм должен включать в себя как минимум три начала:

  1. Чувство глобальности;
  2. Нетерпимости к насилию;
  3. Любовь к справедливости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: