Существует два основных понимания творчества:
1. Творчество – социально обусловленная духовно-практическая деятельность, целью которой является создание новых, социально значимых и эстетических консфукций,
2. Творчество – постепенное творение человеком самого себя, самоусовершенствование личности независимо от социальной среды.
Тезисы о свободе:
1. Свободы не существует
2. Если существует, то только в творчестве
3. Если существует в творчестве, то как источник трагедии
Свобода физическая – свобода движений и действий.
Свобода политическая – избавление от государственного насилия, бюрократизма и т.д.
Свобода экономическая – отказ от экономического принуждения, жесткого контроля за производством и торговлей, самостоятельный выбор работы по найму.
Свобода духовная – интеллектуальная и нравственная автономность
Если человек подчинен нравственным законам и не может нарушать моральных запретов, то это не свобода, а необходимость. Единственная свобода человека это творчество, но эту свободу надо понимать в ограниченном и условном смысле.
Но главные страдания начинаются, когда продукт творчества выноситься на публичное обозрение. Творец подвергается насмешкам, упрекам, угрозам, преследованиям.
Следовательно, в творчестве содержится не сама свобода, а лишь обещание которому не суждено сбыться. Все что выдается за свободу – выбор цели, воплощение цели – это иносказание, употребляемое для обозначения каких-то изменений человеческого бытия.
Творчество и свобода
Человек – существо социальное. Жизнь людей взаимообусловлена. Иначе говоря, люди как физически, так и духовно творят друг друга. Между ними складываются связи, рожденные социальностью, т.о. общество – это сумма социальных связей. Общество – это та сила, которая делает человека человеком, оно постоянно меняется. Кант выводит нравственную свободу из разумности человека, побуждающей его жить по моральным законам. А так как разум у всех один, то и нравственные законы едины. Если человек подчинен нравственным законам и не может нарушать моральных запретов. то это уже не свобода, а необходимость. Назначение общества Кант видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Заключая общественный договор, люди не жертвуют своей свободой, а лишь создают правовые условия для более надежного и упорядоченного пользования ею. Единственная свобода человека это творчество, но и эту свободу надо понимать в ограниченном и условном смысле. Человек не может быть свободен от общества, а так как творчество создают люди, то и оно носит зависимый от общества характер. С творчеством связаны самые счастливые и радостные минуты жизни. Β процессе творения можно изведать редкие переживания – вдохновение, вспышки озарения, гордость от рождения великого, но бывают и отрицательные эмоции, вызванные недовольством собой, отвращение к результатам долгих усилий.
|
Но главные страдания начинаются, когда продукт творчества выносится на публичное обозрение (художественное произведение, картина и т.д.) тогда возможно, что творец подвергнется насмешкам, упрекам, угрозам, преследованиям.
Следовательно, в творчестве содержится не сама свобода, а лишь обещание которому не суждено сбыться, и получается, что выдается за свободу – является выбором цели, а воплощение цели – это иносказание, употребляемое для обозначения каких-то изменений человеческого бытия.
|
***
«Многогранность человека как личности — воплощение индивидуальных особенностей — позволяет изучать его во всех проявлениях существования и деятельности как „homo sapiens" — человека разумного, как „homo politicus" — человека общественного, как „homo consuments" — человека-потребителя, как „homo liber" — человека свободного. Для определения коммуникативной личности особое значение имеет изучение „homo loquens" — человека говорящего, т.е. реализующего себя как коммуникативная личность».
Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности. Социологическая концепция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.
Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч. Кули (1864—1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. «Социальное» на микроуровне сводится к индивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне выступает как посредник, обеспечивающий функционирование человеческой жизни. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер.
Сторонники ролевой теории считали, что личность — есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе.
|
В рамках необихевиоризма рассматривается действие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы (референтной), на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве таких референтных групп он рассматривал семью и другие социальные группы.
В иерархии личностных потребностей, представленной американским психологом А. Маслоу (1908—1970), обосновываются как мотивы, способствующие личностному росту, так и мотивы обусловливающие коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникативная потребность определяется необходимостью в процессе жизнедеятельности индивидов обмениваться смысловой и оценочной информацией. Потребность взаимосвязана с коммуникативной установкой. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности(варьируются средства коммуникации и тактика). Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.