По Сибирскому тракту прошли




МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»

Кунгурского муниципального района, Пермского края

 

 

 

 

Сибирский тракт:

История, описание,

Протяженность

 

 

Кунгурский район, 2018

 

Сибирский тракт: история, описание, протяженность:Исторический очерк / МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека» Кунгурского муниципального района; сост. Н. В. Кузнецова; отв. за выпуск А. А. Шемелина. – Кунгурский район, 2018. – 16 с.; ил.

 

Отв. за выпуск:

А. А. Шемелина, директор

МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»

Кунгурского муниципального района

 

 

Составитель и компьютерный набор и дизайн:

Н.В. Кузнецова, методист

МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»

Кунгурского муниципального района

 

 

Необходимость создания

На протяжении довольно долгого периода сообщение между европейской частью России и Сибирью осуществлялось только по речным путям. Связано это было с отсутствием дорог.

В 1689 году между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, благодаря которому между странами стали впервые возможны официальные отношения. Кроме того, соглашение открыло путь разнообразным торговым отношениям, что вызвало потребность в создании транспортного коридора между государствами. 12 (22). 11. 1689 г. был издан царский указ, который повелевал обустроить путь, соединяющий Москву с Сибирью.

Сибирский тракт - самая длинная дорога того времени, которая связала воедино две разных части света. Но при этом сухопутный маршрут от Москвы до Китая стал наиболее коротким путем, соединившим центральную часть Российского государства с его восточными окраинами. Этот маршрут отражает полутысячелетнюю историю Российского государства.

Где же находиться на карте Руси построенный Сибирский тракт? Его нить берет начало от самой Москвы, далее направляется в Муром, проходит через Козьмодемьянск и Казань, Осу и Пермь, Кунгур и Екатеринбург, Тюмень и Тобольск, Тару и Каинск, Колывань и Енисейск, Иркутск и Вернеудинск, а также Нерчинск. Конечной его точкой является г. Кяхты. Таким образом, Сибирский тракт тянется через Сибирь к границам Китая.

 

Освоение территории

 

Богата история Пермского края. Сибирский тракт – одна из его страниц.Через всю Пермскую область с Запада на Восток пролегает знаменитый Сибирский тракт, сыгравший огромную роль не только для нашего края, но и страны. Тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом значении на протяжении с конца XVI века до первой половины XIX века. Тракт оказал большое влияние на развитие селений, через которые он проходил. В местах рек прокладывались мосты, стелились гати, в селениях содержались почтовые станции и обустраивались постоялые дворы.Причем села и деревни, находящиеся на тракте, имели большую протяженность и находились по обе стороны дороги.

 

Сибирский тракт стал основной причиной заселения ранее малообжитых мест. Правительство возводило дорогу способом принудительной колонизации. Сибирский тракт – это местность, куда из европейских регионов России переселяли ямщиков. Кроме того, сюда сгоняли ссыльных крестьян, которых помещики сдавали в зачет рекрутов. Обживали эти территории и

вольные переселенцы. Они приезжали из разных районов Сибири и России. По мере развития сухопутного маршрута рос и приток в эти места переселенцев. Постепенно данные территории стали в Сибири наиболее обжитыми. Люди, переселившиеся сюда, имели правительственные льготы. На два года они были освобождены от всех существующих в те времена повинностей, кроме подушной.

С 1763 года Сибирский тракт утвержден официально в качестве основной государственной дороги в Сибирь. Расстояние между Москвой и Тюменью по сравнению со старым маршрутом сократилось почти на 2000 верст.

Когда Сибирский тракт был окончательно построен, на крестьян из притрактовых деревень и сел правительством были возложены дополнительные обязанности по содержанию переправ и мостов, провозки военных и т. д. Для содержания тракта была введена дорожная повинность и создана дорожная служба. На трактовой дороге было строгое расписание. За определенное время ямщик обязан обернуться от одной станции до другой. Установлена была средняя скорость для упряжек – троек. По пересеченной местности 10 км/час, по ровной 12-15 км/час.

С 60-х годов на протяжении почти 30 лет велись работы по устройству тракта. Поначалу дорога представляла собой бесконечные верстовые столбы, переправы через реки и горы, перелески. Затем по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2м 84 см) друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду, кроме того, они должны были предохранять тракт от заноса снега зимой. Эти старые березы, которые так и называют «екатерининскими», всё ещё встречаются на Сибирском тракте.

Позднее, по указу Александра I утвердили правила по устройству тракта. Под дорогу отвели полосу шириной 30 сажен (60м), из них 8-10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по бокам канавами, отвели для прогона скота. Тракт, обсаженный «Екатерининскими березами», поддерживали в хорошемсостоянии за счет обложения крестьян дорожной повинностью.

В начале XIX века Сибирский тракт значительно благоустроен при Пермском губернаторе К.Ф. Модерахте. Было улучшено полотно тракта.

 

Почтовое сообщение

 

В августе 1735 года особым указом правительства утвердили почту, но возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию «нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться». Строительство дороги уже в скором времени оправдало все ожидания правительства. Так, если в 1724 г. почтовые отправления из Москвы в Тобольск перевозились всего один раз в течение месяца, то уже в 1734 г. – еженедельно, а спустя два десятка лет – через каждые три-четыре дня. С целью бесперебойной организации доставки на протяжении всего Сибирского тракта было построено множество почтовых станций. Доставка отправлений при этом осуществлялась ямщиками или крестьянами.

Ямская служба с почтовыми станциями были устроены в Кунгуре, Моргуново, Ключах, Быкове, Ачите. На каждой станции содержалось от 16 до 26 лошадей. Движение по тракту обслуживали ямщики.

На Сибирском тракте были устроены ямщицкие станции в Кояново, Янычах, Кунгуре. Ежегодно по нему провозили свыше 10 миллионов пудов различных грузов и свыше 200 тысяч пассажиров.

Состояние дороги

Путешествовать по Сибирскому тракту было крайне тяжело. Дело в том, что состояние всей дороги находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Описание местности Сибирского тракта встречается в воспоминаниях некоторых путешественников. По их рассказам этот путь местами выглядел как пашня, нарезанная продольными бороздами. Это значительно замедляло передвижение, в связи, с чем расстояние в тридцать верст можно было преодолеть лишь за 7-8 часов.

 

В 1870 году тракт утратил хорошее проезжее состояние. Дорожные журналы Кунгурского уезда пестрят записями об «адском» его состоянии, где «две версты нужно ехать час». Один из чиновников в докладной писал: «Дорога так дурна, что даже нет проезда между Кунгуром и станцией Моргуновской, дорога вся в зыбунах, колеях и выбоинах, образовались промоины у мостов, где экипажи с людьми тонут». «Это настоящий скорбный путь, по которому проследовали в Сибирь российские грешные души. Кого-кого здесь не бывало, за какие преступления люди не ссылались. Что они думали, чувствовали и переживали, следуя вот по этому тракту? Ведь получаются миллионы дантовских теней и, как подобается теням, не оставивших даже малейшего следа на пути своего скорбного существования. В сущности, весь этот Сибирский тракт таков, как и всякий другой русский тракт, - в стороне чахлый лесок, мочежинки, болотин, подъемы, спуски, закругленная изредка речонка и только для иллюстрации, низкие лесистые горки. Ничего внушительного, наводящего на размышления. А ведь такой тракт - целая народная и историческая трагедия», так писал о Сибирском тракте Д.Н. Мамин-Сибиряк.

До 1874 года Сибирский тракт в губернии находился в ведении уездных земских управ, которые привлекали крестьян для исполнения «натуральной повинности» - ремонта. До 30 процентов земских сборов уходило на ремонт тракта, а дорога все ухудшалась.

В 1874 году содержание Сибирского тракта перевели из уездного земского сбора на губернский земской. Историк российского земства Д. Мордовцев писал: «Единственное земство в России, которое несет тяготу за всю Россию». Председатель губернской земской управы Д.Д. Смышляев взялся основательно привести в порядок тракт и лично объехал все места его ремонта, весь Сибирский тракт от границы до границы губернии.

Июльская поездка Смышляева в 1875 году была не единственной. Еще до нее, когда работы на тракте начались, Смышляев лично осмотрел их и тут в первый раз убедился в несостоятельности всей системы исправления тракта.

Стоит отметить и его отношение к людям, которыми он руководил – в «Записке» упомянуты фамилии всех мужиков, исполнявших ремонтные работы, с которыми ему приходилось общаться.

 

По Сибирскому тракту прошли

и проехали…

Сибирский тракт слышал не только позвякивание бубенцов купеческих караванов, нагруженных товарами. Кто только не ездил по транссибирской магистрали. Кроме купцов, спешащих на ярмарки, ехали ученые, исследующие недра и просторы Урала и Сибири, и немногочисленные пилигримы-странники, и туристы, которых манили далекие и загадочные дали. Все эти люди отправлялись в путь по доброй воле.

В 1790 году проехал в ссылку А.Н. Радищев, знаменитый русский революционер-демократ. Проезжая по нашему краю, Радищев отмечал: «Место местами гористое, местами плоское, от Янычева 15…до села русского Крыласово 25. Крыласовская

волость, везде есть волостные суды, исправники посылают им указы».

 

Ты хочешь знать кто я? – что я?

Куда я еду?

Я тоже, что и был и буду

весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб,

но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе

и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине

в страх

В острог Илимский еду.

 

Н.В.Радищев

 

 

 

 

В 1824 году по тракту проехал сам император Александр I. Проезжал он и по селу Кыласово. «Из экипажа не выходил, но, остановившись против церкви, дал знак священнику, стоявшему в облачении у дороги, Государь облобызал крест».

В 30-х годах проезжал через Кыласово император Александр II, будучи тогда еще наследником престола.

В 1868 году 16 мая в 9 часов утра проехал из Сибири митрополит Московский Иннокентий. Для смены лошадей останавливался в почтовом доме, где местный притч получил его благословение».

Кандальный путь

Но старая дорога помнит и тех, кто прошел по ней под звон кандалов, под жесткие окрики жандармов, под свист нагаек.

По Сибирскому тракту, звеня кандалами, шли партии уголовных преступников, связанных веревками для предотвращения побега. Передвижение было очень изнурительным, особенно в суровую зиму и знойное лето. Уголовных и политкаторжан вели в Сибирь по 100-200, иногда по 500 человек. Особо опасных преступников летом везли в открытых телегах. Зимой в развольнях, усаживая друг против друга по три человека, сзади связывали веревками, а позади саней ехал надзиратель с ружьем. При побеге заключенного конвоиры могли схватить любого мужика в дороге, связать с заключенными и увезти. Поэтому крестьяне боялись ездить по Сибирскому тракту. Продолжительность этапа от Петербурга до Иркутска доходила до 2-х лет. Часть заключенных дорогой погибала. За ними шла подвода, на которую подбирали умерших людей. Отсюда и пошла поговорка: «Доставить живого или мертвого». Согласно административной реформе, арестантские партии следовали по своему пути, разбитому на 61 этап.

Распорядок движения заключенных по Сибирскому тракту регламентировался специальным документом. Это был «Устав об этапах». В нем были расписаны основные правила обустройства тюрем, порядок перемещения ссыльных партий и т. д. Через каждые 25-30 верст были построены этапные тюрьмы. В крупных городах - Казани, Перми, Кунгуре, Екатеринбурге, это были массивные каменные здания под названием «конвойные роты».

Летом 1821 года по Сибирскому тракту прошли гвардейцы Семеновского полка, сосланные в Сибирь по указанию русского императора Александра I. В разные годы по Сибирскому тракту последовали в ссылку и на каторгу декабристы, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Ф. М. Достоевский… По этой скорбной дороге прошли более ста декабристов, приговоренных к высылке в Сибирь на каторжные работы. Отправка декабристов осуществлялась партиями по 2-4 человека. Каждую партию сопровождали фельдъегерь и жандармы (по одному на декабриста). Чтобы отправка мятежных декабристов в Сибирь шла без задержек, министерство внутренних дел России издало распоряжение о специальной подготовке для этой цели станций и почтовых лошадей. В свою очередь пермский гражданский губернатор на основании распоряжения министерства разослал предписание «о приготовлении на станциях лошадей для препровождения государственных преступников». В начале августа 1826 года это предписание было получено в Кунгуре, и городские власти приняли все необходимые меры для его выполнения.

«Фельдъегерь, везший нас,- вспоминал позднее А.М. Бестужев, - был существо гнусное, который из корыстолюбия, чтоб не отдавать прогонов, где они у него требовали, или где он подозревал, что они у него требуют, загонял лошадей… и часто наша жизнь висела на волоске».

С курьерской скоростью их гнали днем и ночью. При такой бешеной гонке декабристы прибывали в Кунгур уже на 8-13 день после отправки из Петербурга, а поэтому нет ничего удивительного в том, что многие из них в своих воспоминаниях лишь называют станции, через которые проезжали.

Подсчитано, что по Сибирскому тракту прошло на каторгу не менее 1.5 млн. человек.

1 ноября 1909 года была введена в действие железная дорога Пермь-Кунгур-Екатеринбург, построенная для спрямления пути. С постройкой Уральской горнозаводской дороги потерял свое прежнее значение Сибирский тракт, но железные дороги не вытеснили его полностью. Перевозки грузов внутри Урала по-прежнему шли по Сибирскому тракту, и существование его оставалось очень важным.

Торговый путь

Благодаря Сибирскому тракту расширились экономические связи между Россией и Китаем. По этой дороге за границу доставлялась кожа и пушнина, серебро и масло, кедровые орехи и редкая рыба, гусиное мясо и многое другое.

Также пользовались Сибирским трактом Голландия, Англия и Франция. По этому маршруту они транспортировали в Китай свои товары. Стоит сказать и о том, что обозы тянулись по Сибирскому тракту непрерывной цепью в течение всего года. Появление транспортного коридора способствовало созданию в стране трех больших оружейных заводов. В их списке Пермский пушечный, Ижевский оружейный и Казанский пороховой. Свою продукцию они переправляли по тракту в центр Российского государства. Восточную часть сухопутного маршрута, находящуюся в Сибири, называют «Великим чайным путем». По нему шли караваны, доставлявшие из Китая чай.

Чего только не видел Большой Сибирский тракт…

Память о тракте


Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, и на развитие Сибири в целом.

В Перми есть улица Сибирская, проходящая через центр города от берега реки Камы (где ранее располагалась переправа через реку) на восток. На ней располагались Дворянское собрание, дом губернатора, застава, «Загородный сад» (ныне Сад им. Горького), пересыльная тюрьма. По ней можно выехать из города в сторону Кунгура.

В Кунгуре есть улица Сибирский тракт — по ней можно выехать из города в сторону Екатеринбурга.

 

 

**********************************************

Тракт Сибирский, тракт старинный

Режет надвое Урал
Путь его безмерно длинный,

Да и век его не мал.

Пугачева Емельяна тракт Сибирский повидал.

Здесь ямщик счастливо-пьяный тройку лихо погонял.

Были помыслы их чисты, но познав России ширь,

В кандалах шли декабристы в Забайкалье

и Сибирь.

Тракт лежал, скорбел, несчастный,

в обрамлении берез.

Он вплетал очей прекрасных горечь,

соль обильных слез.

 

 

Наш адрес:

617410, Пермский край,

Кунгурский район,

с.Плеханово

ул. Центральная, 1

 

E-mail: kungurraibibl@yandex.ru

 

Сайт: http: // kunraylib.permculture.ru


Телефоны:

(34271) 4-38-62

(34271) 4-38-65

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: