Непродовольственные товары.




Анализ результатов экспертизы, особенности формирования проектов потребительской корзины.

При составлении проектов потребительской корзины многие субъекты Российской Федерации ориентировалось на минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, приведенные в Методических рекомендациях. В более трети проектах потребительской корзины представлены предложения по изменению и дополнению рекомендуемых минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, что обосновывалось особенностями потребления товаров, отсутствием предоставления льгот и услуг населению.

Продукты питания.

Большинство (77%) регионов рассчитывали минимальный набор продуктов питания в полном соответствии с рекомендуемыми для соответствующей зоны объемами потребления и перечнем продовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения.

Основной причиной принятия субъектами Российской Федерации рекомендуемых минимальных наборов продуктов питания без дополнений и изменения их состава является относительно высокий уровень потребления продуктов питания, предлагаемый Методическими рекомендациями. Фактическое потребление продуктов питания в малообеспеченных семьях большинства регионов согласно материалам обследования домашних хозяйств за 1999 год значительно ниже объемов потребления, предусмотренных рекомендованным минимальным набором для соответствующих зон.

Некоторые регионы с учетом особенностей потребления и национальных традиций вносили изменения в ассортиментный состав рекомендуемых наборов (Республика Татарстан, Республика Тыва, Астраханская, Саратовская, Ульяновская области, Ненецкий автономный округ и др.). Изменения и дополнения в наборы продуктов питания, относительно рекомендованных наборов, были внесены в объемы потреблении хлебопродуктов, молокопродуктов, мяса, рыбы, овощей, фруктов, растительного масла.

По мнению Минздрава России и Института питания РАМН, в большинстве случаев общее количество мясопродуктов, рыбопродуктов и других продуктов питания в наборах для социально-демографических групп населения не изменилось. Все изменения характеризуют региональные особенности потребления и не привели к значительному изменению стоимостной величины набора продуктов питания.

В целом представленные на экспертизу наборы продуктов питания соответствовали рекомендованному химическому составу наборов для различных групп населения. Исключение составили наборы Республики Карелия, Астраханской и Саратовской областей (химический состав соответствует измененным объемам потребления продуктов), Ставропольского края (завышена энергетическая ценность набора для детей).

По предварительным расчетам стоимость проекта потребительской корзины Республики Карелия в части продуктов питания в среднем на одного жителя республики увеличится примерно на 3% против рекомендуемого набора. Администрация Красноярского края на предварительном этапе экспертизы вносила предложения о распределении территории края на четыре зоны, вместо рекомендованных двух. Северные территории края предлагается разделить дополнительно на три зоны в зависимости от условий проживания населения и дифференциации уровня потребительских цен на товары и услуги. В обосновании этого администрация края указывает на существенную разницу цен и, как следствие, величины прожиточного минимума в различных районах края.

Непродовольственные товары.

В 57 субъектах Российской Федерации (70%) минимальный набор непродовольственных товаров практически не отличается от наборов, предложенных Методическими рекомендациями. В остальных регионах отмечено изменение объемов потребления и перечня товаров индивидуального и общесемейного пользования.

Изменения и дополнения, вносимые в наборы непродовольственных товаров индивидуального пользования, относительно рекомендованных чаще всего касались регионов с холодным и резко континентальным климатом (Республика Бурятия, Алтайский, Хабаровский края, Архангельская, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Читинская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа).

В минимальные наборы этих субъектов Российской Федерации для трудоспособного населения, пенсионеров и детей дополнительно включались теплые виды нижнего белья и чулочно-носочных изделий. Производилась замена товаров в верхней пальтовой группе и группах головных уборов и обуви, по многим позициям уменьшены сроки износа, изменено количество рекомендуемых непродовольственных товаров.

Необходимо отметить, что изменения, вносимые в наборы индивидуального пользования, не всегда обосновывались соответствующими исследованиями в регионах с учетом особенностей потребления населением предметов одежды, обуви, галантерейных товаров.

При формировании наборов постельного белья, предметов домашнего обихода, мебели субъекты Российской Федерации, ориентировались на среднероссийский минимальный набор. Вместе с тем допускались неточности при расчете объемов потребления товаров общесемейного пользования с использованием регионального коэффициента семейности.

Услуги.

При формировании наборов услуг более чем в 55 (67%) субъектах Российской Федерации были учтены региональные особенности состояния рынка услуг, действующие нормативные акты. Только треть регионов представила наборы, не имеющие отклонений от рекомендуемых объемов потребления. Как показала экспертиза, внесенные изменения в минимальные наборы, обусловлены особенностями градостроительства, климатическими условиями и касались большинства нормативов жилищно-коммунальных услуг. При этом учитывался уровень благоустройства жилья водопроводом и канализацией, потребления услуг теплоснабжения, энергоснабжения и газоснабжения.

В состав жилищно-коммунальных услуг дополнительно включались услуги общественного потребления по санитарному содержанию придомовой территории, уборке лестничных клеток, сбору и вывозу бытового мусора, пользование радиоточкой, телефоном, телевизионной антенной), обусловленные особенностями функционирования инфраструктуры городского хозяйства (Москва и Санкт-Петербург).

В некоторых регионах (Республика Бурятия, Красноярский край, Сахалинская, Новосибирская, Магаданская, Камчатская область) из-за отсутствия газоснабжения были увеличены нормативы потребления электроэнергии.

Прочие виды услуг в минимальном наборе услуг устанавливались в регионах на рекомендуемом уровне - 15 процентов. В ряде субъектов Российской Федерации (Волгоградская, Московская, Саратовская, Челябинская области) эти услуги составляли от 14 до 29%, что соответствовало сложившейся структуре потребительских расходов.

 

Основные выводы.

Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потребительской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать:

§ уточнение наборов продуктов питания потребительской корзины на основе корректировки отдельных позиций минимального набора при неизменности его химического состава и энергетической ценности для основных групп населения. Опыт подготовки региональных потребительских корзин выявил необходимость проведения научных исследований по уточнению территорий ряда субъектов Российской Федерации с учетом факторов, влияющих на потребление продуктов питания;

§ разработку вопросов формирования наборов непродовольственных товаров для детей различных возрастных категорий, учитывая дифференциацию гардероба детей в зависимости от пола, особенно в старшей детской возрастной группе. Требует расширения в минимальных наборах непродовольственных товаров ассортимент теплого белья в регионах с холодным и резко континентальным климатом;

§ уточнение действующего порядка расчета минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в целом по России и в отдельных регионах;

§ совершенствование подходов к распределению территории Российской Федерации по факторам, влияющим на пользование жилищно-коммунальными услугами исходя из климатических условий и особенностей структуры потребления конкретного субъекта Российской Федерации с учетом действующих нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства;

§ определение порядка расчета нормативов пользования транспортом для пенсионеров и детей в условиях отмены льгот и развития в регионах коммерческих видов транспорта.

Разработка вопросов совершенствования потребительской корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предполагает проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям:

- совершенствование методологического подхода и порядка формирования минимального набора продуктов питания на основе обследований фактического объема потребления в малоимущих семьях с учетом объективных различий в потреблении, определяемых природно-климатическими условиями и национальными традициями;

- проведение обследований с целью уточнения порядка формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;

- изучение вопросов формирования минимального набора услуг с увязкой с основными направлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных с формированием объема транспортных услуг, обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров.

* * *

Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации предполагает принятие на региональном уровне нормативных правовых актов для установления потребительской корзины и утверждения величины прожиточного минимума в целях оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам и осуществления других мер социальной защиты.

После законодательного принятия потребительских корзин, начиная с IV квартала 2001 года прожиточный минимум населения в субъектах Российской Федерации будет определяться по единой методологии, что позволит объективно проанализировать влияние структуры потребительских корзин субъектов Российской Федерации на структуру потребительской корзины в целом по Российской Федерации, учитывая фактические изменения объемов и структуры потребления малообеспеченных групп населения.

На основе обобщения опыта экспертизы проектов потребительской корзины, подготовленных субъектами Российской Федерации предусматривается усовершенствовать процедуру проведения экспертизы, улучшить взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.


Литература:

 

1. Министерство труда и социального развития РФ, © 2001 г.

2. Из материалов Коллегии Минтруда России от 27 июня 2001 г.

3. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 1998–2000 г.

4. Краткий терминологический словарь.

5. "Российская газета" 125881, Москва, ул. Правды, 24 E-mail: www@rg.ru

6. Национальная электронная библиотека, 1998 г.

7. Газета "Социальная политика", 2001 г.

8. Новости от РБК на www.relcom.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: