Раздел III. Отзывы и рекомендации




Раздел I. Официальные документы


При систематизации документов данного раздела следует обратить внимание на их ранжирование по масштабности тех мероприятий, в которых вам удалось принять участие. Разумеется, на первое место вы вправе поставить диплом победителя или участника областной олимпиады по конкретному предмету.

Только имейте в виду, что этот предмет должен совпадать с предполагаемым профилем обучения в десятых-одиннадцатых классах. Если вы предъявите диплом победителя другой олимпиады, муниципальная экспертная группа вправе порекомендовать вам изменить свое решение и перейти на соответствующий профиль, которому соответствует предъявленный вами диплом. Поэтому подумайте, надо ли вам все свои дипломы и сертификаты включать в данный раздел.

Это не означает, что вы должны выбросить все, что не нужно для выбранного вами профиля. Храните эти документы, они могут вам пригодиться, если не в школе, то при поступлении в вуз или на работу.

Итак, на первое место вы ставите документ, который свидетельствует о ваших максимальных достижениях, с учетом будущего профиля обучения, а затем чуть меньшего масштаба и т.д. Помните о том, что все представленные в этом разделе документы будут оцениваться и получать соответствующий балл по шкале, которая утверждается вашей муниципальной образовательной сетью. После оценки документов их названия включаются во вкладыш в ваш аттестат об окончании основной средней школы.

 

Раздел II. Курсы по выбору, творческие работы и социальные практики


Материалы этого раздела не менее важны, чем сертифицированные официальные документы, представленные в первом разделе портфолио. Прежде всего, следует обратить внимание на соответствие содержания курсов по выбору, которые вы смогли посетить, выбранному вами профилю дальнейшего обучения. Особенно аккуратно оформляйте свою зачетную книжку, которая является официальным документом, подтверждающим факт прохождения вами данных курсов.

Такое же пристальное внимание следует уделить и содержанию представленных творческих работ на предмет их соответствия профилю вашего будущего обучения. Ваши самоотчеты о социальной практике, которую вы сумели пройти, также должны в целом соответствовать будущему профилю.

Это не означает, что вы не должны указывать все остальные творческие работы и социальные практики, но в совокупности эти материалы должны дать довольно четкую картину соответствия тех видов деятельности, которыми вы занимались, содержанию предметов профильного обучения, где вы намерены заниматься в течение 10-11-х классов полной средней школы.

 

Раздел III. Отзывы и рекомендации


Данный раздел завершает ваш портфолио, поэтому его информация должна заинтересовать тех, кто продолжает знакомиться с вашими документами. Если же ваше резюме и автобиография покажутся мало интересными, есть реальный шанс, что этот человек просто не станет читать дальше материалы этого раздела и составит о вас неверное представление по этим нескольким небрежно и неполно составленным документам. Отнеситесь к этому разделу достаточно серьезно, это визитная карточка, по которой обычно делают вывод о деловых качествах человека.

Отзывы и рекомендации, представленные в данном разделе, служат лишь вспомогательным материалом в случае необходимости уточнить ваши личностные характеристики. И, тем не менее, не следует пренебрегать этими материалами, так как порой именно они могут сыграть решающую роль в предоставлении места на профильном обучении.

Приложение 3.
Портфолио-9: советы по составлению
автобиографии, резюме, сопроводительного письма,
документа "Мои жизненные планы".
Подробнее >>>

Советы по составлению документа "Мои жизненные планы" Данный документ представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени, поэтому не следует торопиться с его составлением. Несколько рекомендаций, приведенных ниже, помогут вам составить более содержательный документ, который действительно поможет вам определиться с планами на ближайшее будущее и более длительную жизненную перспективу. 1. Ваши планы должны быть достаточно конкретными. Не стоит писать фразы типа: "Стать более общительным!" Что это значит? Как вы сможете измерить свою общительность? Количеством людей, с которыми вы здороваетесь? Лучше написать: "Пройти курс коммуникативного тренинга длительностью 5 дней". Здесь результат тоже не гарантирован, но это можно проконтролировать. 2. В ваших планах должны быть указаны точные сроки. Не стоит писать: "В течение 2005 года". Лучше напишите: "март 2005 года". Тогда вы сможете себя проконтролировать. 3. Главное - не забывайте давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для этого сделать?", анализируя очередной пункт своих жизненных планов.

 


Советы по составлению автобиографии Автобиография начинается со слов: Я, [фамилия, имя, отчество]..., а дальше вся информация излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько рекомендаций: 1. Автобиография должна быть краткой, но вместе с тем достаточно развернутой, чтобы можно было представить основные события вашей жизни. 2. Информация, указанная в автобиографии, должна помочь вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая реальных фактов и событий. 3. Прямо указывайте на конкретные события вашей жизни, описывая не только суть самого события, но и ваше отношение к нему и, что более важно, ваши выводы, которые вы сделали после этого события. 4. Текст автобиографии и ее внешнее оформление должны быть максимально комфортными для чтения, все пишется (печатается) на хорошей бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком. 5. В конце текста вы должны поставить дату написания автобиографии. 6. Автобиография должна быть подписана. Если она написана на нескольких листах, то подписывается каждый лист.

 


Советы по составлению резюме 1. Резюме должно быть кратким и правдивым. 2. Не употребляйте название "Резюме" в заголовке. Заголовком должны быть ваши фамилия, имя и отчество. 3. Информация, указанная в резюме, должна быть ориентирована именно на указанную цель, например, на искомый профиль или работу. 4. Чётко указывайте ваши биографические данные - дата и место рождения, подданство, семейное положение и т.д. 5. Для изложения сведений об образовании и опыта работы используйте обратный хронологический порядок. 6. Указывайте в резюме те дополнительные сведения, которые могут повысить вашу ценность (например, содержание вашей работы, достижения, имеющиеся конкретные знания и навыки, требуемые в данной работе). 7. Всегда используйте принцип "НА" вместо "ДАЙ", то есть не просите, а предлагайте. 8. Резюме может быть составлено и на иностранном языке, но только в том случае, если работа требует знания иностранного языка. 9. Текст и внешнее оформление резюме должны быть максимально комфортными для чтения, все печатается на хорошей бумаге, крупным шрифтом. 10. Направляя резюме конкретному лицу или в организацию, желательно снабдить его сопроводительным письмом, составляя которое необходимо учитывать определенные правила.

 


Правила составления сопроводительного письма 1. Знайте ваших адресатов. Постарайтесь учесть стиль компании и личные качества адресата, если они вам известны, Если вы почти ничего не знаете о компании, можно показать себя специалистом в данной области, упомянув об известных вам ключевых проблемах. Самое главное - привлечь и удержать внимание. 2. Заинтересовывайте. Лучший способ привлечь внимание - говорить о том, что интересует собеседника. 3. Привлекая внимание, удерживайте его. Однако описывайте свои успехи и предшествующий опыт кратко, избегая повторения "Я!Я!Я!". 4. Добивайтесь абсолютной ясности в изложении своей цели. Ни в коем случае не вставляйте в письмо куски резюме, при необходимости обязательно перефразируйте информацию. 5. Бейте целенаправленно в одну точку. Ваша цель - убедить читающего, что вы представляете значительный интерес для читающего и той организации, которую он представляет. Особенно ценно, если вы можете показать это на конкретных примерах.

 

Есть над чем подумать


Сама идея - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь "презентовать себя" - неплоха. Но, к сожалению, очень часто ученик получает указание, что делать, но не получает рекомендаций, как это делать. И что в итоге? "Хотели как лучше, а получилось как всегда"...

1. Мама или я - Новиков Илья?
Известное стихотворение Агнии Барто как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.


2. Лучше меньше, да лучше.
Наблюдая за тем, как обсуждают родители "проблему портфолио", я заметилачто многие стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в портфолио. Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.


3. Процесс или результат?
Позволю себе еще раз вернуться к важной теме выбора названия для портфолио. В п. 4 "Как выглядит портфолио ученика начальной школы" третьей части данной статьи я высказывала свое мнение оттом, что считаю неправильным называть портфолио "Портфель моих достижений", "Мои достижения", "Мои результаты" и т.п. Чтобы не быть голословной, предлагаю вам провести простой эксперимент. В его основе простой и надежный способ оценить тип мышления и восприятия действительности человеком - слушать его речь. Но при этом надо обратить внимание не на содержание, а на форму (построение фраз).

ИТАК, ЭКСПЕРИМЕНТ!

Задайте вашему ребенку (а если вы - учитель, то целому классу в форме классного мини-сочинения) простой вопрос: "Представь себе, что приближается твой день рождения. Как ты хочешь, чтобы он прошел?"

Внимательно выслушайте его ответ. Если есть возможность, законспектируйте, а лучше запишите на диктофон. Проанализируйте.

Важно! Не предлагайте ребенку варианты ответа (это не тестирование) и не задавайте наводящих вопросов.

Возможные варианты ответов детей:

а) "Я бы хотел (хотела) провести его так, чтобы осталось много ярких впечатлений, чтобы остались хорошие воспоминания, чтобы надолго запомнить праздник, чтобы веселья и радости хватило до следующего дня рождения!.."

б) "Я хочу на своем дне рождения увидеть своих лучших друзей, поиграть с ними в интересные игры, чтобы был какой-нибудь сюрприз, чтобы было весело, чтобы был большой вкусный торт со свечами, чтобы мне подарили хорошие подарки!.."

Если вы сравните эти два примера, то увидите, что по сути оба ребенка хотят провести свой день рождения примерно одинаково, но "а" ориентирован на то, что будет в результате, в для "б" больше важен сам процесс.

Проанализируйте ответ вашего ребенка. О чем он говорит? Описывает процесс или ожидает получить результат?

Предположим, что ребенок ориентирован в большей степени на процесс. Тогда не трудно представить, какую реакцию может вызвать у него необходимость постоянно "выдавать результат".

Решение проблемы:
1. Назвать папку просто "Портфолио".
2. Разделы не нумеровать, предложить структурировать портфолио по желанию (в произвольном порядке).
3. Для ребенка, ориентированного на процесс, раздел "Мои достижения" переместить в конец папки, для ребенка, ориентированного на результат - в начало.


4. Информационный вакуум.
Ученики младшей школы обычно с большим удовольствием откликаются на приглашения принять участие в конкурсе, поучаствовать в выставке, выступить на празднике. Но, к сожалению, выбор подобных мероприятий для них не велик. Чаще всего информация доводится до детей через учителя, причем однократно! Простой пример: известная в городе фабрика по производству кондитерских изделий к своему юбилею объявила конкурс рисунков и сочинений. Информацию раздали по школам. При этом администрация школы, вместо того, чтобы повесить на видном месте объявление, обязала классного руководителя сообщить детям о конкурсе. В результате о мероприятии узнали только те дети, которые в тот момент находились в классе. Остальные пребывали в полном неведении, хотя могли стать потенциальными участниками!

Родителям, которые всерьез задумываются над тем, как получать нужную информацию, можно дать некоторые рекомендации:

  • Добейтесь (через родительский комитет или попечительский совет), чтобы в школе появился специальный информационный стенд, анонсирующий и освещающий общешкольные, городские и областные мероприятия.
  • Поговорите со школьным библиотекарем. Договоритесь о том, чтобы школьнику была доступна информация о мероприятиях, проводимых школьной и ближайшей городской детской библиотекой. Очень часто в библиотеках проводятся литературные чтения, выставки и конкурсы (рисунков, поделок, сочинений), которые могут быть интересны вашим детям.
  • Найдите в Интернете официальный сайт мэрии города и официальный сайт областной администрации и подпишитесь на рассылку новостей.
  • Предлагайте ребенку участвовать в мероприятиях, проводимых детскими сайтами (или совместно с ними). Подпишитесь на новостную рассылку и следите за анонсами.

· Это важно знать

·
И в заключение хочу познакомить читателей с информацией, взятой из официальных источников, а также дать некоторые рекомендации, основанные на личном опыте.


1. Тем, кто будет учиться в 8-9 классе.

Приказом Министерства образования № 2783 от 18.07.2002 г. утверждена "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования". Вот выдержка из главы "Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования) этого документа (курсив мой):

· п. 3. Итоговая аттестация выпускников основной школы
и организация поступления в старшую профильную школу

В существующей практике число желающих продолжить образование в старших классах определенного общеобразовательного учреждения (лицея, гимназии) больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Возникает ситуация конкурсного приема, которая может стать особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Поэтому необходимо решить вопрос об открытой, гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.

Следует отметить, что конкурсный набор в старшие классы отдельных общеобразовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п.1, абз. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.

Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио - "портфель достижений"), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п. Муниципальные органы управления образованием должны обеспечить возможность получения общего среднего (полного) образования каждому школьнику, изъявившему желание в его получении.

· Выводы:

1. Для поступления в вуз необходимо закончить специальный профильный класс.

2. Поступление в профильный класс осуществляется на конкурсной основе.

3. В конкурсном отборе участвует не только аттестат, но и портфолио (8-9 класс).

4. Управления образования администрации области (края) своим приказом вводит в действие "Положение (индивидуальной накопительной оценке обучающихся основной школы общеобразовательных учреждений области)".

5. В "Положении о портфолио" обязательно прописывают:

· a) цели и задачи портфолио,

· b) структуру портфолио,

· c) форму учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной (общей) школы.

6. В портфолио есть обязательный раздел "Итоговая ведомость". Администрацией МОУ (школы) выставляется итоговая оценка, скрепляется подписью директора и печатью.

7. Всю информацию о портфолио каждый ученик и родитель имеет возможность (и право) узнать в Управлении образования администрации области (края). Каждое территориальное управление образования имеет свой официальный сайт.


2. Тем, кто будет учиться на второй ступени общеобразовательной школы (5-7 классы).

Министерство образования и науки РФ пока не предусматривает введение портфолио на этапе второй ступени. В школах это может быть введено только в рамках эксперимента! Если в вашей школе эксперимент проводится, значит должны быть нормативные документы, регулирующие этот процесс. Самый действенный способ узнать официальную информацию - пригласить на родительское собрание завуча, попросив сделать сообщение на эту тему и ответить на ваши вопросы.

Помните, что на многое вы (родители) можете напрямую влиять! В каждой школе РФ существует Управляющий совет. Он является коллегиальным органом управления школы, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием. Члены Совета избираются в том числе из числа родителей учеников всех ступеней общего образования общим собранием родителей учеников всех классов по принципу "одна семья (полная или неполная) - один голос", независимо от количества детей данной семьи, обучающихся в школе. Работники школы, дети которых обучаются в школе, не могут быть избраны в члены Совета в качестве представителей родителей (законных представителей) обучающихся. Общее количество членов Совета, избираемых из числа родителей обучающихся, не может быть меньше одной трети общего числа членов Совета.

Все в ваших руках! Управляющий совет:

· а) принимает устав школы, изменения и дополнения к нему;

· б) согласовывает школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и профили обучения;

· в) утверждает программу развития школы;

·...

· и многое другое!


3. Тем, кто будет учиться на первой ступени общеобразовательной школы (1-4 классы).

Ко всему сказанному в п. 2 хотелось бы добавить, что введение портфолио в начальной школе, скорее всего, является инициативой учителя (или завуча начальной ступени). Обязать вас вести портфолио в соответствии с какими-либо жесткими требованиями администрация не вправе. На общеклассном родительском собрании (которое по этому поводу обязательно должно быть проведено) необходимо обсудить вопрос введения портфолио и четко определить:

· а) цели и задачи портфолио;

· б) структуру портфолио и возможность ее изменения по желанию ребенка (родителя);

· в) возможность отказа ребенка (или родителя) от ведения портфолио по тем или иным причинам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: