Российская модель управления персоналом




Практическое занятие

«Анализ возможностей адаптации зарубежного опыта управления персоналом в российских условиях»

 

Цель занятия — привитие навыков анализа зарубежных концепций управления персоналом предприятий и их адаптации к российским условиям.

 

Задание 1. Ознакомьтесь с положениями и базовыми характеристиками японской и российской моделями управления персоналом.

Задание 2. Учредители предприятия (созданного Вами ранее) предложили Вам (команде менеджеров) перенять японский опыт с целью повышения эффективности функционирования Вашего предприятия. Вам необходимо провести тщательный анализ положительных и отрицательных последствий применения японской модели конкретно на Вашем предприятии.

Результат представьте в таблице (не менее5 + и -)

+ -
   
   
   
   
   

 

Задание 3. Сформулируйте как положительную, так и отрицательную отличительные характеристики условий управления персоналом отечественных предприятий используя материалы, полученные на практике.

Результат представьте в таблице (не менее5 + и -)

+ -
   
   
   
   

 

Задание 4

Проведите анализ возможных изменений (можно внедрить) в управлении персоналом России и предложите возможности модификации (но надо изменить) данной модели с учетом российской специфики вашего предприятия с использованием японской модели. В ответе используйте материалы, полученные на практике. (не менее 5)

Анализ (можно внедрить) Внедрение (но надо изменить)
   
   
   
   
   

Японская модель управления персоналом

Традиционная японская модель управления персоналом в полном виде используется на крупных и средних предприятиях Японии, текучесть кадров на которых составляет не более 1,5-2% в год.

Базовые концепции:

• преимущественно долговременные связи работников с местом работы;

• отказ от сдельной оплаты труда;

• девиз: «Фирма - родной дом, родная семья»;

• комплексное, всестороннее и постоянное (24 часа в сутки) воздействие на персонал;

• ориентация на коллективные цели и виды деятельности;

• широкое участие работников в управлении (трудящиеся и высших органах управления, самоуправление на рабочем месте);

• всеобщее и постоянное обучение и воспитание работником.

В рамках японской модели широко используется система пожл i ненного найма, то есть система взаимных моральных обязательств меж ду фирмой и ее работником.

Выделяют следующие результаты системы пожизненного найма:

• закрепление высококвалифицированной рабочей силы;

• воспитание «духа соучастия»; ' воспитание чувства семьи;

• идентификация работников с местом работы;

• фирменный патриотизм, клановость;

• индивидуализация места работы;

• внушенное чувство безопасности;

• ориентация на коллективные цели и формы работы;

• высокий уровень трудовой морали;

• активное участие в делах «родной фирмы»;

• рационализация, самоуправление, творческое отношение к труду. Девизом системы заработной платы является традиционная для

Японии в рамках системы пожизненного найма «оплата по старшинству». Суммарный доход работника складывается из составляющих;

• основной оклад (базисная ставка) - 40—50%;

• премии - 15-30%;

• дополнительные выплаты на социальные нужды - 15—40%. Состав базисной ставки определяется:

• уровнем образования (20%);

• стажем (20%);

• величиной ответственности (20%);

• необходимостью самостоятельных решений (10%);

• психическими нагрузками (10%);

• физическими нагрузками (10%);

• условиями труда (5%);

• безопасностью труда (5%).

Система пенсионного обеспечения Японии отличается от принятой системы ежемесячных выплат западных стран: в Японии выплачивается единовременное пособие.

 

Российская модель управления персоналом

 

 

При формировании философии управления персоналом отечественных предприятий необходимо учитывать российскую специфику, которая заключается в следующем:

· 1. Россиянин привык полагаться на богатство, неисчерпаемость (наличие неосвоенных территорий), необъятность русской земли. Западноевропейский человек вынужден беречь и экономить, поколениями концентрировать свои силы на небольшом пространстве.

· 2. Россиянин привык к цикличности труда, так как противостоять неустойчивым и непредсказуемым погодным условиям (короткое лето) он мог, только интенсивно работая, чтобы сделать работу за короткое время, а затем отдыхать зимой. В нем выработалась склонность к созерцательному времяпрепровождению.

· 3. Россиянин привык ставить общественное выше личного и работать в коллективе. Исторически сложилось так, что крестьяне помогали друг другу, как правило, бесплатно для завершения работы у отдельного хозяина. Коллективный труд для российского работника более эффективен, чем индивидуальный.

· 4. Россиянин не мыслит себя вне общества, занимаясь общественно полезным трудом, и поэтому необходимо рассматривать труд не только как совокупность действий, но и как проявление духовной жизни. Поэтому в организациях сложилась традиция проведения совместных культурных и общественно полезных мероприятий, которые сплачивают коллектив.

· 5. В условиях становления рынка организациям в большей степени нужно делать ставку на поколение 40--50-летних и более старшие возрастные группы, так как ориентация современного российского общества на потребление (по примеру Запада) приводит к бездуховности части молодежи, разрушению идеалов, норм поведения, появлению агрессивности, эгоизма, пренебрежению к истории и культуре России.

· 6. Характер россиянина является загадочным и противоречивым, трудно поддающимся анализу, имеет огромную амплитуду колебаний между добром и злом. Он гибок, свободен от штампов, мудр, добр, терпим. В то же время в значительной степени аморален, бессердечен, последователен в своих заблуждениях, склонен к не всегда обоснованным решительным действиям, риску.

· 7. Следует сохранить и закрепить в характере россиянина положительные поведенческие черты, которые носят альтруистский характер: ограничение потребностей до разумной достаточности, осуждение накопительства, стяжательства (сначала для общества, а потом для себя). Пытливость, общительность, умение быстро ориентироваться и приспосабливаться к условиям окружающей среды делает россиянина активным в своей деятельности.

· 8. В настоящее время в связи с переходом к рыночным условиям людям старшего и среднего поколений трудно адаптироваться к новым условиям труда и бытия, изменить стереотипы поведения. Произошла ломка внутрисемейных отношений, вызванная падением авторитета старших. Развитие общества и организации должно идти плавно, на основе преемственности поколений, уважения предков, признания общечеловеческих ценностей. Переход от общественной формы собственности к частной, государственной и смешанной стал шоком для россиянина. Этот процесс идет гораздо быстрее, чем процесс осознания его необходимости людьми и приспособления к новым условиям. Такая поспешность привела к искажению полученных результатов и бездуховности. Укрепилась репутация России как страны парадоксов.

· 9. Россиянин живет в общности, характеризующейся многообразием различных этнических групп, национальностей, народностей. В организациях необходимо пресекать конфликты и стремиться корпоративной культуре в духе терпимости, равенства.

 

Характерными чертами современной российской модели управления являются:

- стремление к интеграции различных моделей и подходов к управлению;

«строгий коллективизм»;

- полихроническое восприятие времени;

- чередование застойно-стабильного и аварийно-кризисного режимов работы;

- четкое разграничение обязанностей и полномочий, достаточно жесткая структура управления, допускающая при этом делегирование власти;

- иерархическое управление с концентрацией громадной власти на самом верху организации, почти полная зависимость сотрудников от произвола руководства;

- существование огромной властной дистанции, принятие работниками неравенства в распределении полномочий, принятии решений, вознаграждении;

- непрозрачность, секретность принимаемых решений;

- отношения к подчиненным смешанные - формально-неформальные;

- стремление к корпоративной культуре в духе терпимости, равенства;

- ориентация на узкую специализацию работников и руководителей;

- ступенчатая, специализированная, как межорганизационная, так и внутриорганизационная карьера;

- обусловленность карьеры личными отношениями с руководством и личным результатом;

- ответственность, как правило, коллективная;

- способ контроля, как правило, по коллективным показателям;

- метод найма на работу – смешанный (по деловым качествам и после окончания учебы);

- найм на работу на неопределенный срок;

- низкие гарантии для работников;

- идеал менеджера – сильная личность, способная принять на себя риск.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: