Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).
Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.
Художественное слово:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
Беседа:
Какими словами можно сказать об осени?
Д/И: «Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
- Какие деревья растут на участке детского сада?
Давайте внимательно их рассмотрим:
- чем они схожи, а в чем их отличия?
— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?
— Почему?
— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
- Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)
П/И «Раз, два, три к дереву беги!»
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.
Рефлексия: Какие деревья растут на участке? Что вы собирали?
Приложение №7
Наблюдение № 2 «Рассматривание березы».
Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Художественное слово:
БЕРЁЗКА
Снова осень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…
Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы -
С голых веток капает вода…
Листья падают с берёзы -
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну берёзка будет ждать…
Беседа:
- Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).
- Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)
- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)
- А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги). А так красиво?
- А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)
- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)
- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).
- Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? (все деревья разные, непохожие друг на друга).
Подвижная игра: «Изобрази берёзу».
- А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.
Рефлексия: Ребята вам понравилось? Что? Как узнать дерево? Какой ствол у березы?
Приложение №8 Наблюдение № 3 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».
Задачи: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Художественное слово.
Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.
А. Кулагина
Беседа. Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев.
Предложить сравнить между собой несколько клёнов.
- А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек).
-сравните несколько клёнов между собой: Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).
- Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)
Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН».
Рефлексия. Как узнать дерево? Какие у клена листья.