Для кого данный курс.
Этот курс для увлеченных фотографией.
Совершенно необязательно быть профессиональным фотографом, чтобы любить данный вид искусства. Скажу более, доступность фототехники и ее многообразие популяризируют данную сферу деятельности и делают ее доступной каждому.
Занятие 1. Режимы фотокамеры.
Любая цифровая фотокамера имеет несколько пользовательских режимов отработки экспозиции. К таким стандартным режимам относятся: «пейзаж», «портрет», «ночной пейзаж», «спорт» и некоторые другие.
Режим «пейзаж».
Таким образом, если задан режим «пейзаж», то значение диафрагмы выставляется возможно большей величиной (например, диафрагма 16). Благодаря большому значению диафрагмы, снимок получит наибольшую глубину резко изображаемого пространства, что особенно важно для съёмки большинства пейзажей.
Режим «портрет».
В режиме «портрет» желательна небольшая глубина резкости. Здесь основополагающим параметром будет диафрагма. Если диафрагму максимально открыть (например, установим диафрагму 2,8), то получим резкий объект на размытом фоне. При этом автомат установит короткую выдержку, чтобы выдержать экспопару.
Режим «спорт».
В режиме «спорт» ключевым параметром является выдержка, которая должна быть максимально короткой, чтобы спортсмен не «размазался» по фотографии.
Режим «Auto» и «Р».
В полностью автоматическом режиме Auto выдержка и диафрагма имеют примерно равные приоритеты. Это же относится и к режиму программной экспозиции «P». Однако использование этих режимов имеет определённые ограничения: так, выставив режим «Auto» или «P» при слабой освещённости, мы получим очень узкую, пригодную только для портретов, глубину поля резкости. Тот же самый режим, задействованный при ярком солнце, даст максимальную глубину резкости, что нам нужно далеко не всегда. Эти режимы - для среднестатистического любителя, снимающего портреты друзей на вечеринке в потёмках собственной квартиры, а пейзаж - на улице при дневном освещении. Но ведь бывают и другие ситуации, поэтому запомним: ночной или вечерний пейзаж и портреты на улице в режиме «Auto» или «P» снимать нежелательно.
|
Режим P (программный) хорош тем, что позволяет управлять многими дополнительными настройками - ISO, экспокоррекцией, режимами и мощностью вспышки. Но собственно экспопару (выдержку-диафрагму) фотокамера выбирает сама по каким-то одной ей известным законам. ISO в этом режиме также автоматически изменяется (в подавляющем большинстве случаев - увеличивается), если установлен режим AutoISO.
Режим «Приоритет выдержки/диафрагмы».
Кроме этих, так называемых «сюжетных» режимов, цифровая камера имеет и другие режимы экспозиции: «T» (приоритет выдержки) и «A» (приоритет диафрагмы). Первый из них подходит для съёмки динамичных сцен, таких как, например, течение быстрого водного потока, движение машины и так далее. Для этого мы задаём желаемую выдержку, а камера сама подбирает величину диафрагмы. Второй режим, с приоритетом диафрагмы, используется в тех случаях, когда фотограф хочет управлять величиной поля резкости, то есть, в портретной съёмке, при макросъёмке, натюрмортах и, конечно же, в пейзаже. Для этого нам надо выбрать желательную диафрагму, а камера сама позаботится о правильной выдержке.
|
Режим Av (приоритет диафрагмы) нужен в тех случаях, когда фотографу важно управлять глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП). Вообще, по-моему скромному мнению, именно в этом режиме следует новичкам-фотографам снимать постоянно (за исключением тех редких случаев, когда режим Tv или M предпочтительнее). На основании выбранной диафрагмы автоматика камеры выбирает нужную выдержку для хорошей экспозиции сцены. При этом выдержка очень редко достигает своего самого короткого предела (1/2000-1/4000 сек), гораздо чаще она упирается в свой длинный предел (1 сек). И достаточно часто - в величину от 1 сек. до 1/100 сек., когда в игру вступает так называемая шевелёнка. ISO в режиме Av может также автоматически изменяться (в подавляющем большинстве случаев - увеличиваться), если установлен режим AutoISO.
Режим Tv (приоритет выдержки) нужен в тех случаях, когда фотографу крайне важно соблюсти определённую выдержку. Это нужно для съёмки ночных пейзажей (выдержка больше 1 сек) или для репортажной съёмки, например, спортивных мероприятий, где выдержка дольше 1/400-1/200 секунды может привести к смазу. Иными словами, режим Tv полезен либо для очень длинных, либо для очень коротких выдержек. На основании выбранной выдержки фотокамера определяет значение диафрагмы для правильной экспозиции сцены. Хотя при этом зачастую диафрагма упирается в свои нижний или верхний предел, при этом снимок в конечном итоге может быть недоэкспонирован (чаще всего) или переэкспонирован (реже). ISO при этом может также автоматически изменяться (в подавляющем большинстве случаев - увеличиваться), если установлен режим AutoISO.
|
Ручной режим «М».
Наконец, цифровые фотокамеры имеют и полностью ручной режим, чаще всего обозначаемый буквой «M».
Режим M (ручной) полезен в тех слачаях, когда фотограф желает полностью контролировать все параметры съёмки. Режим AutoISO при этом не действует. В этом режиме фотокамера может лишь подсказать фотографу, насколько фотографируемая сцена является правильно экспонированной - для этого на дисплее сбоку показывается соответствующая разметка, на основании которой фотограф может подкорректировать любой из параметров выдержка-диафрагма-ISO.
Фотограф может установить более длинную выдержку в сравнении с рекомендованной, что позволит получиться слегка смазанными движущимся объектам при съёмке «с проводкой». Это добавит снимку динамики и позволит ему отличаться от миллиона других правильно снятых кадров.
«Усреднённые» подходы, как известно, приводят к столь же «усреднённым» результатам. Творческая фотография требует иногда и осмысленного отступления от канонов. Поэтому осознанный выбор экспопары – важнейший и незаменимый инструмент в работе фотографа.
Мои заметки:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………