Фотокомпозиция – это целевая организация площади изображения для передачи замысла (идеи) фотографа.
При этом должно выполняться 3 правила:
1) Из кадра ничего нельзя убрать без изменения замысла фотографа;
2) В кадр ничего нельзя добавить без изменения замысла фотографа;
3) Нельзя механически переместить предметы, не изменив первоначального замысла.
2. Поиск темы снимка |
3. Композиционное построение |
1. Замысел |
Например, у нас есть идея – снять человека с собакой; дальше мы должны определиться с темой снимка: собачья парикмахерская, прогулка с собакой и т.п.; далее необходимо композиционно верно выстроить кадр.
Основной закон, на основании которого формулируется понятие «композиция» - это ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ КОМПОЗИЦИИ.
Композиция фотоснимка выражает определенную идею. Из фотоснимка с целостной и совершенной композицией невозможно изъять или добавить какие-то элементы без ущерба для замысла. Иными словами, любая замена, изъятие объектов, перемещение или добавление их приведет к изменению замысла, к нарушению совершенной композиции фотографии.
Простейшей проверкой целостности композиции фотографии является следующий прием: прикрыть один из изображенных предметов. Если после этого происходит изменение в передаче идеи или зрительного ощущения, то композиция совершенна; если же при закрытом предмете или части снимка этих изменений не происходит, или снимок становится даже лаконичнее, выразительнее, значит, первоначальная композиция несовершенна. Закон целостности композиции не позволяет ввести лишние элементы в кадр и добавить недостающие выразительные детали.
Следующий закон - ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ. Закон типизации состоит в том, что каждый фотоснимок должен быть типичным, т.е. легко узнаваемым, он должен отражать типичные признаки запечатленных объектов и обстоятельств действия.
|
Представим фотографию, на которой изображена влюбленная пара в изящных одеждах, прогуливающаяся по космическому кораблю. Молодые люди очень заняты беседой друг с другом и совершенно не обращают внимание на обстановку вокруг них, тоже изображенной в кадре. Такой снимок следует признать искусственным. Невнимание молодых людей к окружающей их нестандартной обстановке совершенно не типично, так как интерьер космического корабля зрелищное событие и не может не привлечь к себе внимания.
Иногда понятие «типичный» входит в другие определения. Например: типичный рекламный кадр, типичный газетный штамп, типичный любительский фотоснимок.
Еще один важный закон фотокомпозиции - это ЗАКОН КОНТРАСТОВ, который является частным случаем философского закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон широко используется фотографами и операторами. Фотография в большинстве случаев получится удачной, если строится на контрасте, например:
• световой (светлое - темное);
• цветовой (красное - синее);
• психологический (веселый - грустный);
• физического состояния (покоя и движения);
• положения в пространстве (вертикальное - горизонтальное);
• части и целого;
• фона и предмета (гладкая, без рисунка тарелка сфотографирована на фоне клетчатой скатерти, или расписанная цветами ваза - на фоне одноцветной скатерти).
Некоторые теоретики и практики фотографии выделяют «закон подчинения». Его суть сводится к тому, что все средства, изобразительные и фототехнические, а также законы фотокомпозиции и композиционные формы подчиняются выражению идейного замысла в фотографии. Мы придерживаемся того мнения, что это скорее не закон, а логическая необходимость любой формы творческой деятельности человека, тем более в искусстве.
|
В некоторых учебниках по фотокомпозиции рассматривается еще один закон - «закон новизны», согласно которому каждый снимок должен нести некоторую информационную новизну по содержанию и форме. С позиции зрительского восприятия это достаточно сомнительный закон. Недаром люди сформулировали пословицу - «новое - это хорошо забытое старое». Требование к обязательному наличию новизны в снимке может относиться к репортажу, но для тех людей, кто отражен на таких снимках, прошедшее событие уже не ново.
Еще пример - кадр с пейзажем. Он может нравится многим зрителям, потому что удачно композиционно построен, но сам по себе жанр пейзажа в фотографии далеко не нов. Этим «законом» объясняют свое творчество фотографы, стремящиеся абстракцию в своих фотографиях объяснить поисками новизны в форме, что приводит к отрицанию законов целостности, типизации и самого понятия композиции.
Мы придерживаемся в фотосъемке трех основных законов композиции, которые унаследованы сравнительно молодым искусством фотографии от многовекового опыта живописи и рисунка.
Изобразительные средства - это группа приемов пространственной организации элементов изображения. К изобразительным средствам фотографии относятся кадрирование, сюжетно важный композиционный центр, заполненность, симметрия и асимметрия кадра, чередующиеся элементы и многое другое. Ниже рассмотрим подробнее изобразительные средства фотоискусства.
|
1. Кадрирование - определение границ кадра. Границы при этом определяются как по плоскости, так и по глубине (глубине резкости).
2. Сюжетно важный композиционный центр. Наличие четко выраженного сюжетно важного композиционного центра (СВКЦ) делает снимок эффектным, запоминающимся, сильнее воздействующим на эмоциональное состояние зрителя.
Примеры СВКЦ:
· размещение СВКЦ в зоне одной из "активных точек", определяемых в соответствии с принципом "золотого сечения" используется первая точка;
· вынесение СВКЦ на передний план;
· выделение СВКЦ светом или цветом;
· размещение СВКЦ в зоне самого светлого или темного на снимке, а так же на границе светлого и темного;
· размещение СВКЦ в разрыве чередующегося ряда изображенных объектов или в этом ряду;
· таким построением кадра, в котором линии сходятся на СВКЦ;
· малой глубиной резкости, при этом резкость наведена на СВКЦ.
3. Заполненность площади кадра. Различают 2 вида заполненности: равномерную и неравномерную. Существует и частичное заполнение площади кадра - нечто среднее между равномерной и неравномерной заполненностью.
4. Симметрия и асимметрия кадра рассматриваются по отношению к горизонтальной или вертикальной линиям, проходящим через центр кадра.
5. Кадр с чередующимися элементами. Как пример, можно привести снимки с изображением ступеней лестницы, элементов изгороди и т.п.
6. Уравновешенность и неуравновешенность. Если на одной стороне снимка изображен какой-то объект, а на противоположной нет никаких объектов, то зритель воспринимает это пустое место как площадь, куда можно поместить изображение еще какого-то объекта и таким образом "уравновесить" весь кадр.
Подробнее значение этого изобразительного средства рассматривается в разделе "Некоторые приемы построения кадра, учитывающие психологические особенности восприятия визуально-образной информации".
7. Замкнутость и разомкнутость. Теория композиции рассматривает замкнутость и разомкнутость в двух аспектах: по графическому построению и по отраженности действия в кадре.
Можно выделить следующие основные схемы замкнутого изображения по графическому построению:
· линии, рисующие изображение, сходятся в точке на плоскости кадра;
· линии, рисующие изображение, заканчиваются на изображении какого-то предмета;
· линии, рисующие изображение, некоторым образом огибают СВКЦ;
· съемка замкнутого пространства.
8. Передача пространства. Для передачи пространства на плоскости существуют три основных изобразительных приема: линейная перспектива, тональная перспектива и глубина резкости.
Среди практических приемов, помогающих передавать на плоскости объемность предметов, можно упомянуть использование бокового света (рисующий свет), съемку широкоугольными объективами, изображение уходящих чередующихся элементов в кадре, наличие в кадре переднего, среднего и дальнего планов или хотя бы двух из них.
9. Фрагментирование. Это выделение из единого общего чего-то меньшего, что входит в это общее. Фрагментирование используется для акцентирования внимания на какой-то частности, детали.
10. Колорит - система сочетаний цветов и света.
Иногда система сочетания цветов строится на основе эмоциональных оценок тех или иных цветов, в этом случае говорят о теплом или холодном колорите, пастельном колорите, ярком колорите и т.п.
В искусствоведении зачастую эмоциональной оценке подвергается не цвет как таковой, а само изображение, поэтому можно встретить словосочетание "яркий колорит" не как оценку колористического решения, а как оценку собственно изображения, т.е. объекта или действия. Также можно услышать такую оценку снимка: "колоритный портрет парижанки", при этом на нем изображена девушка на фоне Эйфелевой башни. Часто используется словосочетание "национальный колорит", говорящее об отражении типичных национальных особенностях, при этом иногда прилагательное "национальный" опускается.
В световом решении снимка различают:
· светотеневое, когда на изображении четко видны тени и световые блики;
· светотональное, когда использован мягкий, распределенный свет, не дающий резких теней.
Следует отметить, что в теории фотокомпозиции существует еще три понятия, связанных со световым решением снимка:
· снимок в темной тональности, когда площадь светлых пятен на снимке составляет 10%-20% от всей площади изображения;
· снимок в серой тональности, когда на всей площади изображения преобладают серые тона;
· снимок в светлой тональности, когда площадь темных пятен на снимке составляет 10%-20% от всей площади изображения.
11. Динамика кадра делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя динамика кадра используется для передачи движения, динамики происходящего действия, отражает механическое перемещение объектов съемки.
Движение в кадре можно передать следующими приемами:
· короткой выдержкой, в результате чего движущийся объект достаточно резок, но в кадре он получается в той фазе движения, которая слишком мимолетна, чтобы человеческий глаз мог ее отчетливо различить, например, оторванным от земли;
· длинной выдержкой, в результате чего получается смазанное изображение объекта и резкое изображение фона;
· съемка с "проводкой", когда экспонирование производится во время движения фотокамеры, сопровождающей движущийся объект, при этом объект получается на снимке резким, а фон смазанным.
Внутренняя динамика кадра используется для передачи ожидания предстоящего действия или отражает эмоциональную реакцию на какое-то действие или событие.
12. Точка съемки. Точка съемки определяется положением фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту. Точка съемки является, в некоторых случаях, решающим изобразительным средством для получения композиционно-грамотного кадра. При изменении точки съемки объекты меняют свое взаиморасположение в кадре и тем самым, меняется композиционное решение. Выбирая разные точки съемки можно, например, получить как уравновешенное, так и не уравновешенное изображение или закрыть несущественные для идеи кадра объекты на заднем плане объектом, изображенным на переднем плане.
13. Формат позитивного отпечатка, его размер и рамки. В фотографии различают следующие форматы:
· прямоугольные: вертикальные и горизонтальные;
· квадратные;
· круглые или овальные;
· и другие, в том числе без определенной формы.
Каждому кадру, если это требуется, подбирается рамка нужной ширины и плотности тона в зависимости от содержания снимка, его формы, композиции и эстетических воззрений автора.
14. Ракурс. Ракурс (фр. raccoursir - сокращение) - изображение объекта в перспективе, с сильным сокращением удаленных от зрителя частей. Для получения ракурсного снимка используют верхнюю, нижнюю или боковую точки съемки по отношению к снимаемому объекту.
15. Момент съемки. Это изобразительное средство иногда является главным для получения интересного и выразительного кадра. Упущенный момент может быть причиной того, что снимок не удался или вообще не сделан. Особенно важен момент съемки в жанровой и репортажной фотографии.
16. Нюанс (фр. nuance - тонкое отличие, едва заметный переход, оттенок). Нюанс - это незаметный переход одного качества в другое.
17. Подобие. Это изобразительное средство основано на изображении разнородных предметов, имеющих внутреннее или внешнее сходство, причем часто это подобие имеет субъективную природу восприятия. Можно выделять несколько типов: подобие по форме, подобие по фактуре, подобие по действию, подобие по выраженности эмоций и т.д.
18. Масштабность - сравнение изображенных предметов, размеры одного из которых хорошо известны. Часто масштабность используется для подчеркивания разницы в размерах.
Изобразительные средства фотографии следует использовать с точным расчетом, но подходить к этому творчески. Одной из основных задач в работе фотографов - это подобрать самые необходимые изобразительные средства из всех известных и умело их использовать при построении композиции кадра.