Экспопара - это сочетание двух переменных величин: выдержки и диафрагмы, определяющее необходимую экспозицию для конкретных условий съёмки. Экспопарой называется пара значений – диафрагмы и выдержки (например, диафрагма 5,6 и выдержка 1/125 сек. – см. рисунок ниже).
Правильно выставленная экспопара обеспечивает получение качественного (с технической точки зрения) снимка.
Экспокоррекция.
Экспонометр фотокамеры рассчитывает освещённость сцены, сравнивая её со среднесерой (18%) картой. Для большинства фотографируемых сцен это действительно так, но в некоторых случаях освещённость сцены может быть ощутимо больше (пляж, снег) или ощутимо меньше (вечер, ночь, помещение). Чтобы получить правильно экспонированную сцену нужно изменить экспопару в сторону увеличения (если сцена слишком тёмная) или уменьшения (если сцена слишком яркая). Для этого в фотокамерах имеется режим экспокоррекции, обычно в пределах от -2 до +2, с шагом 0,33. Нужно хорошо себе представлять, что экспокоррекция - это не какое-то там загадочное и волшебное устройство, при этом просто изменяется выдержка или диафрагма. Например, если фотографируемая сцена будет сделана при диафрагме 5.6 и выдержке 1/100 сек, то при экспокоррекции +1 в режиме Tv ЦФК просто раскроет диафрагму (4.0), увеличив поток света вдвое, а при экспокоррекции -1 в режиме Tv фотокамера просто вдвое уменьшит выдержку (1/200 сек). Все это легко проверить на собственном опыте в режиме «М», так как экспокоррекция в режиме «M» не действует.
Следствие 1. Экспокоррекция изменяет выбранные параметры диафрагмы-выдержки, при этом может измениться ГРИП или появиться "шевелёнка" или смаз.
Следствие 2. Экспокоррекция не будет действовать, если диафрагма или выдержка уже находится на своём пределе. Скажем, если сцена снималась на диафрагме 2,8 и выдержке 1/50 сек в режиме Tv, то установка экпокоррекции в положительную сторону не приведёт к увеличению экспозиции по причине того, что выдержка строго фиксирована, а диафрагму раскрывать уже некуда.
|
Брекетинг экспозиции.
Режим, предназначенный для съёмки трёх последовательных снимков с разной экспозицией - обычной, уменьшенной и увеличенной. Вилка экспозиции изменяется в пределах от -2 до +2. Режим аналогичный тому, как если бы сам фотограф сначала сделал один снимок, затем установил экспокоррекцию в минус, а потом в плюс. Следует только уточнить, что в режиме Av происходит брекетинг по выдержке, а в режиме Tv - брекетинг по диафрагме. Соответственно, здесь действуют все те же самые правила и, главное, ограничения, что в предыдущем пункте. И, разумеется, те же самые следствия. Брекетинг экспозиции в режиме M недоступен.
Диафрагма.
Диафрагма определяет диаметр светового потока. На практике диафрагму обозначают как дробные числа - 2.8, 4.0, 5.6, 8.0. На самом деле это обратные величины, но вам просто нужно знать, что чем больше диафрагменное число, тем меньше диаметр светового потока.
Стандартные значения диафрагмы (относительного отверстия) основаны на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: 1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64. Числа, указываемые на объективе или устанавливаемые на камере (5,6; 8; 11..) называются диафрагменными числами.
|
Обычно на фотоаппаратах диафрагма изменяется ступенчато, каждая ступень уменьшает световой поток вдвое (через диафрагму 4.0 пройдёт вдвое меньше света чем через диафрагму 2.0). Изменение светового потока вдвое называют ступенью.
Выдержка.
Выдержка - это время, на которое открывается шторка объектива для того, чтобы пропустить через себя световой поток до матрицы или плёнки. Чем больше время открытия шторки, тем больше света попадёт на светочувствительный элемент. Выдержка на практике обозначается в секундах или долях секунды.
Выдержка больше секунды обозначается в десятичных числах - 5", 2.3" 1", где знак " - стандартное обозначение секунд.
Выдержки до четверти секунды обозначаются как 0"3, 0"6 - 0.3 или 0.6 секунд соответственно.
Более короткие выдержки обозначаются как дроби - 1/4, 1/8, 1/30, 1/400, 1/3200. Например 1/400 - это 0.0025 сек.
Светочувствительность или способность фотоматериала принять световой поток. Обозначается в единицах ISO, обычно тоже отличающихся по значениям вдвое (50-100-200-400-800).
Нужно отдавать себе отчёт, что чем больше значение ISO, тем больше шум.
На дисплее фотоаппарата, а также в нижней части видеоискателя есть шкала с отметкой EV, значениями:
-2…-1…0…+1…+2
и стрелкой, которая укажет, какова будет правильная экспозиция при выбранных значениях диафрагмы и выдержки.
Если стрелка смещается влево к отрицательным значениям, то кадр будет недоэкпонированным, а если вправо, то переэкспонированным.
Ø Вашим очередным упражнением будет выставить ISO в зависимости от условий освещения, и изменяя диафрагму и выдержку получить правильную экспозицию.
|
G AAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA/RCCp4QAA AAoBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAEUFAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAUwYA AAAA " fillcolor="#ebdeda [663]" strokecolor="#c39e92 [1943]" strokeweight="1pt">
$ Если вы не знаете, с выставления какого значения начать, то можете воспользоваться несложным универсальным Солнечным правилом шестнадцати: Чтобы получить нормальную экспозицию в яркую солнечную погоду поставьте значение диафрагмы f/16, а выдержку и ISO – обратные значения, т.е например, 1/100 и ISO 100; 1/200 и ISO 200; 1/400 и ISO400 и т.д. Если же день облачный, откройте диафрагму до f/8, а остальные значения поставьте по аналогии с предыдущим примером. Это правило может служить отправной точкой, а далее корректируйте значения параметров, уже зная о том, к чему приведет изменение диафрагмы и выдержки на одну ступень, и следя за стрелкой, показывающей уровень правильной экспозиции. Для примера, 1/4 сек. и длиннее – съемка со штатива; 1/8 - слабое освещение, нужен штатив; 1/15 – Пасмурно, в большинстве случаев нужен штатив; 1/30 - Это самая длительная выдержка для съемки с рук; 1/60 - можно снимать с рук, но без телеобъектива; 1/128 - шагающий человек; 1/250 – бег; 1/500 – велосипедист; 1/1000 и короче - автогонки. |
ü Ниже приведены одинаково экспонированные снимки, но имеющие различные экспопары (ISO одинаковое). Первый снимок сделан с выдержкой 1/160 сек. и диафрагмой 2.8.
Второй снимок сделан с выдержкой 1/20 сек. и диафрагмой 8.0. Обратите внимание, как благодаря увеличенной выдержке, вода из "замороженной" стала текучей.
ü От значения диафрагмы зависит глубина резко изображаемого пространства. Чем больше диафрагменное число, тем больше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Например, чтобы получить хороший портрет человека нужно, чтобы фон на заднем плане был размыт, а это достигается при маленьких ГРИП, то есть на маленьких значениях диафрагмы. Наоборот, если вам нужно получить снимок, одинаково резкий на всех планах, нужно поставить большее значение диафрагмы, разумеется, с одновременным увеличением выдержки. Чем отличаются снимки с разным ГРИП можно увидеть здесь:
Мои заметки:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………