Практическое занятие 7.. Технология проблемного обучения.




Практическое занятие 7.

Тема: Отечественные и зарубежные технологии развивающего обучения.

Технология проблемного обучения.

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте основные подходы отечественных и зарубежных дидактов к реализации проблемного обучения. Выводы оформите в виде таблицы.

Отечественные дидакты Зарубежные дидакты
Т.В. Кудрявцев Проблемное обучение заключается в создании перед учащимся проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций учащимися в ходе совместной деятельности учащихся с учителем при оптимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего. Суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.   Дьюи. Обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем вербальное (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дж. Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция "полного акта мышления". Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. Правильно построенное обучение, по мнению Дж. Дьюи, должно быть проблемным. По сравнению с традиционной системой Дж. Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные решения. Место "книжной учебы" занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности, когда сами учащиеся обращаются к нему за помощью. Вместо общей для всех стабильной учебной программы вводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем. Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся. Современные американские теории «учения путем решения проблем» (У.Александер, П.Хальверсон и др.), в отличие от теории Дж.Дьюи, имеют свои особенности: · в них отсутствует чрезмерное подчеркивание значения «самовыражения» ученика и умаление роли учителя; · утверждается принцип коллективного решения проблем, в отличие от крайней индивидуализации, наблюдавшейся ранее; · методу решения проблем в обучении отводится вспомогательная роль.
И. Я. Лернер определял проблемное обучение, как процесс творческого решения учащимися проблем и проблемных задач в определенной системе, в которой происходит творческое усвоение знаний и умений, овладение опытом творческой деятельности, накопленным обществом, формирование граждански активной, высокоразвитой и сознательной личности социалистического общества. Рассматривая особенности проблемного обучения, автор отмечал, что данная технология является методом обучения и выделял следующие его функции: подготовку молодого поколения к творческому труду, к появлению творческих потенций во всех сферах будущей деятельности; творческое усвоение и применение знаний в новой, незнакомой ситуации; подготовку учащихся к самостоятельному применению доступных методов науки. И. Я. Лернер отмечал, что реальная практика работы школы порождает три вида проблемного обучения, каждый из которых характеризуется своими системами действий учителя и ученика, то есть методами бучения. Это метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы. Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В её основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. Дж. Брунер уделяет внимание следующим вопросам: - значение структуры знаний в организации обучения; - готовность ученика учиться как фактор учения; - интуитивное мышление как основа развития умственной деятельности; - мотивация учения в современном обществе. Ключевой для ученого является проблема структуры знаний, включающая, по его мнению, все необходимые элементы системы знаний и определяющая направление развитие ученика.
М.И. Махмутов: «Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование коммунистического мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Проблемное обучение мы считаем ведущим элементом современной системы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в советской школе» Сущность теории: сочетание систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки; система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Оконь. Построил целостную систему проблемного обучения. С одной стороны, обучение должно идти через решение проблем, с другой – соотносится с положениями о проблемном характере МШ (Матюшкин, Рубинштейн), его фазности, о природе возникновения каждой мысли в проблемной ситуации. Создал новый вариант программного обучения. Чтобы возродить познавательную активность, нужно воссоздать проблемную ситуацию, в которой у ребенка возникнут вопросы, и он будет искать на него ответы. Это жизненная ситуация, в ней объективно содержится одна или несколько проблем, проблема возникает в момент столкновения с трудностями при анализе объекта, переживание трудности – основной момент в формулировании проблемы. Ситуация должна быть динамичной, вопрос должен порождать новый вопрос. Следующий этап – поиск решения, когда проблемная ситуация сформулирована. Но есть и трудности. Не всякая жизненная ситуация вызывает познавательный интерес. Ее решение зависит от того, умеет ли учитель дозировать свою помощь. Научные проблемы крайне редко формулируются самими детьми. Выбор ситуации зависит от массы случайных вещей.
Матюшкин. Интеллектуальное развитие ученика, развитие его творческих способностей, осуществляется только в условиях преодолений интеллектуальных препятствий, трудностей. Интеллектуальное затруднение появляется, когда ребенок не может выполнить поставленное перед ним задание известными ему способами и должен найти новый способ, «открыть» его. Интеллектуальная активность, обеспечивающая открытие новых способов действия и новых знаний, необходимых для решения конкретной задачи, связанных с познавательной потребностью. Открытие ребенок совершает в условиях проблемной ситуации, специально организованной в процессе обучения. Проблемная ситуация – определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия (усвоения), новых знаний о предмете, о способах или условиях выполнения задания (введено Матюшкиным). Болгарские педагоги (И. Петков, М. Марков) рассматривали главным образом вопросы прикладного характера, уделяя основное внимание организации проблемного обучения в начальной школе. · Основные характеристики проблемного обучения сводились к следующему: перед учащимися ставилась проблема, и они методом проб и ошибок должны были решить ее, т.е. в миниатюре должны повторить историю открытия и на этой основе получить соответствующие знания. Проблемное обучение, опирающееся на такую методологическую основу, представляло собой неуправляемый процесс, что, в свою очередь, не отвечало принципам построения нашей системы образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: