Тема: Туберкулез у детей.




Актуальность темы: По данным ВОЗ, туберкулез до настоящего времени остается глобальной проблемой мирового здравоохранения. Около трети населения земного шара инфицировано микобактериями туберкулеза (МБТ), и в будущем 5–10% сегодняшних инфицированных заболеют туберкулезом. Около 1 млн (более 10%) новых случаев заболевания приходятся на детей в возрасте до 15 лет. В разных странах дети составляют от 3% до 25% от общего числа заболевших туберкулезом.
Заболеваемость детей туберкулезом считается важным прогностическим эпидемиологическим показателем, отражающим общую эпидемическую ситуацию по туберкулезу в регионе. Туберкулез — не только инфекционная, но и в значительной мере социально-биологическая проблема. В условиях снижения иммунитета, связанного с низким уровнем жизни, стрессовой ситуацией, ВИЧ-инфекцией и др., несмотря на все мероприятия по борьбе с данной инфекцией, происходит активация ее латентной формы. В свою очередь, МБТ способствуют дальнейшему углублению иммунодефицитного состояния. Впервые это наглядно проявилось в конце прошлого века. В тот период на фоне значительного снижения заболеваемости в результате успешного применения новых эффективных противотуберкулезных препаратов ВОЗ выдвинула постулат: «К 1990 году туберкулез будет побежден». Однако вместо реализации этих радужных надежд мир столкнулся с драматическим ростом заболеваемости туберкулезом, который в ряде регионов был признан эпидемией. Эта проблема коснулась и нашей страны на фоне распада СССР.
Дети, являясь наиболее уязвимой группой населения, первыми отвечают на негативные социально-экономические проблемы увеличением числа больных туберкулезом.
Цели занятия.

Учебные:

Знать:

- этиологию, патогенез, клинику, возможные осложнения туберкулеза;

- основные методы диагностики и профилактики туберкулеза у детей.

Уметь:

- провести субъективное и объективное обследование больного;

- определить предварительный диагноз;

- назначить план обследования, подготовить пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям, уметь интерпретировать их результаты;

- заполнить медицинскую документацию.

Практические навыки: постановка и оценка результатов туберкулиновой пробы (проба Манту), вакцинация БЦЖ, сбор мокроты на БК.

Занятие способствует формированию соответствующих ПК и ОК. Воспитательные и развивающие цели:

- способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

- формировать профессиональный кругозор и общую культуру; развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность;

- добиваться осознанности в правильном выборе профессии, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии;

- воспитывать у студентов личностно-профессиональные качества медицинского работника: альтруизм, гуманизм, склонность к анализу, ответственность, умение работать по стандартам;

- подчеркивать значение соблюдения санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

 

 

Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

 

Дисциплина Знать, уметь
Анатомия Патология Знание анатомии и патологии органов
Здоровый человек и его окружение Знание АФО детей разного возраста  
Технология оказания мед.услуг Знание основных мед.навыков, правил асептики и антисептики

 

Список литературы:

Основная:

Запруднов А.М. «Общий уход за детьми» ГЭОТАР-Медиа 2011г.

Запруднов А.М., Григорьев К.И. «Педиатрия с детскими инфекциями. Учебник для медицинских колледжей и училищ», «ГЭОТАР-Медиа» Москва, 2010г.

Качаровская Е.В. «Сестринское дело в педиатрии» практическое руководство ГЭОТАР-Медиа Москва 2011 год.

Мазурин А.В, Запруднов А.М., Григорьев К.И. «Общий уход за детьми. Учебное пособие». «Медицина», Москва, 2011г.

Дополнительная:

Тарасова И.В., Назирбекова И.Н., Стеганова О.Н., «Педиатрия: Рабочая тетрадь: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва ГЭОТАР-Медиа 2010 год.

Ежов Н.В. «Педиатрия» (практикум) Москва, Оникс 2011 год

Шабалов Н.П. «Детские болезни», «Питер», 2015г.

 

Ответьте на вопросы:

1.Кто является возбудителем туберкулеза?

2.Перечислите основные пути заражения туберкулезом.

3.Что такое вираж туберкулиновой пробы?

4.Ребенок 10 лет. В 7 лет был ревацкцинирован БЦЖ. Два года назад проба Манту – папула 5 мм, год назад – папула 3 мм, в этом году – папула 7 мм. Жалоб нет. Диагноз? Тактика?

5.Ребенок 5 лет. В прошлом году проба Манту – отрицательная, в этом году – папула 7 мм. Жалобы на утомляемость, плохой аппетит в течение 6 мес, периодический субфебрилитет. Диагноз? Тактика?

 

Решите тестовые задания:

1 вариант.

1. К социальным факторам, способствующим распространению туберкулеза относят:

А.неблагоприятные жилищно-бытовые условия

В.материальная необеспеченность

С.беспорядочный образ жизни

Д.все вышеперечисленное

2. Для своевременного выявления и недопущения распространения туберкулеза необходимо проводить:

А.массовые проф.обследования населения на туберкулез

В.регулярное обследование групп риска по туберкулезу

С.сан-просвет. работу с населением

Д.все вышеперечисленное

3.Основными источниками туберкулезной инфекции для человека являются:

А.предметы быта

В.больной человек

С.продукты питания

Д.источником может быть все перечисленное

4.Заражение туберкулезом чаще всего происходит:

А.аэрогенным (воздушно-капельным и пылевым) путем

В.алиментарным путем

С.контактным путем

Д.фекально-оральным путем

5.Инфицированию при контакте с бактериовыделителем в первую очередь подвергаются:

А.дети первых двух лет жизни

В.школьники

С.лица среднего возраста

Д.пожилые люди

6.Основным методом ранней диагностики туберкулеза у детей до 14 лет является:

А.флюорография

В.исследование мокроты

С.КТ

Д.туберкулинодиагностика

7.Основным методом диагностики туберкулеза у детей старше 14 лет является:

А.туберкулинодиагностика

В.флюорография

С.исследование мокроты

Д.обзорная рентгенограмма органов грудной клетки

8.Противотуберкулезная вакцинация и ревакцинация это:

А.неспецифическая профилактика

В.специфическая профилактика

9.Туберкулинодиагностику среди детей проводят:

А.ежеквартально

В.ежегодно

С.один раз в пять лет

Д.один раз в 6 мес

10.Препарат, которым проводится специфическая профилактика туберкулеза это:

А.туберкулин

В.вакцина БЦЖ

С.вакцина АКДС

Д.вакцина КПК

2 вариант.

1.Основным методом диагностики туберкулеза у детей старше 14 лет является:

А.туберкулинодиагностика

В.флюорография

С.жалобы больного (повышение Т и кашель)

Д.МРТ

2.Вакцина БЦЖ это:

А.живые микобактерии

В.убитые микобактерии

С.живые ослабленные микобактерии

Д.туберкулин

3.Туберкулин это:

А.экстракт микобактерий

В.убитые микобактерии

С.живые микобактерии

4.Позитивная реакция на туберкулин показывает, что:

А.ребенок является бактериовыделителем

В.ребенок болен туберкулезом

С.ребенок имел контакт с больным туберкулезом

5.Вираж туберкулиновой пробы это:

А.впервые выявленная положительная реакция на туберкулин

В.отсутствие реакции кожи на введение туберкулина

6.Вакцинация БЦЖ проводится:

А.в возрасте 14 лет

В.в возрасте 7 лет

С.новорожденным

Д.совершеннолетним

7.Ревакцинация БЦЖ не проводится при:

А.положительной пробе Манту

В.отрицательной пробе Манту

8.Возможны следующие пути проникновения возбудителя туберкулеза в организм ребенка:

А.аэрогенный (воздушно-капельный и пылевой)

В.алиментарный

С.контактный

Д.все перечисленные пути возможны

9.Наиболее частые симптомы, позволяющие заподозрить туберкулез:

А.длительный субфебрилитет

В.малопродуктивный кашель

С.ночная потливость

Д.все перечисленное

10.Возможно ли внутриутробное заражение туберкулезом:

А.да, но редко

В.нет

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: