МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По проведению практических (семинарских) занятий
По дисциплине (модулю)
«Товароведение и экспертиза пушно-меховых товаров»
Основной профессиональной образовательной программы
Высшего образования – программы специалитета
по специальности
Таможенное дело
Форма(ы) обучения: очная, заочная
Идентификационный номер образовательной программы: 380502-01-19
Тула 2019 год
Разработчик(и) методических указаний
Звезда Ирина Игоревна, доцент, к.ю.н______ _______________
(ФИО, должность, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов: теоретических знаний и практических умений и навыков в области экспертизы товаров
Задачами освоения дисциплины являются:
- освоение научных принципов терминологии, систематизации и кодирования экспертизы пушно-меховых товаров
- овладение методами экспертизы пушно-меховых товаров;
развитие у студентов навыков:
- осуществления таможенного контроля;
исследования общих закономерностей формирования качества пушно-меховой продукции в условиях рыночной экономики;
установления требований к пушно-меховым продуктам в соответствии с текущими и перспективными потребностями;
определения показателей качества пушно-меховых товаров;
оценки конкурентоспособности пушно-меховых товаров;
определения условий хранения и транспортирования пушно-меховых товаров;
идентификации и изучение методов и способов фальсификации пушно-меховых товаров.
Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина относится к вариативной части основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплинаизучается в 9 семестре (очная форма обучения), в 10 семестре (заочная форма обучения).
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы (формируемыми компетенциями), установленными в общей характеристике основной профессиональной образовательной программы, приведён ниже.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
Знать:
1) основные понятия, термины, определения, объекты, субъекты, средства, методы товарной экспертизы пушно-меховых изделий (код компетенции –ПК-4);
2) идентифицирующие признаки, методы идентификации пушно-меховых изделий (особенности строения и свойств текстильных волокон, основных технологических схем производства и отделки) (код компетенции –ОК-1);
3) основные пороки тканей и причины их возникновения; особенности стандартизации пушно-меховых товаров (коды компетенций –ПК-14, ПК-15);
4) принципы формирования и оценки качества пушно-меховых изделий (код компетенции –ПК-4);
5) особенности ассортимента пушно-меховых изделий (код компетенции –ОК-1);
6) особенности маркировки, упаковки, хранения и транспортирования пушно-меховых изделий (коды компетенций –ПК-14, ПК-15);
Уметь:
1) определять вид, состояние и свойствапушно-меховых изделий (диагностика) (код компетенции –ПК-4);
2) устанавливать таможенные режимы перемещения пушно-меховых изделий (коды компетенций –ПК-14, ПК-15);
3) определять код и наименование пушно-меховых изделий согласно ТН ВЭД (классификация) (код компетенции –ОК-1);
4) определять принадлежность происхождения пушно-меховых изделий (идентификация) (код компетенции –ПК-4);
5) определять таможенную стоимость пушно-меховых изделий (коды компетенций –ПК-14, ПК-15);
6) устанавливать подлинность пушно-меховых изделий, идентификационных знаков, таможенных печатей, штампов и других атрибутов таможенного обеспечения (код компетенции –ОК-1).
Владеть:
1) навыками идентификации пушно-меховых изделий (код компетенции –ПК-4);
2) навыками работы с ТН ВЭД и вспомогательными публикациями к ней (коды компетенций –ПК-14, ПК-15);
3) навыками контроля и корректировки заявленного кода ТН ВЭД (код компетенции –ОК-1);
Полные наименования компетенций представлены в общей характеристике основной профессиональной образовательной программы.
Содержание практических (семинарских) занятий
Очная форма обучения
№ п/п | Тема практического (семинарского) занятия |
9 семестр | |
Классификация пушно-мехового сырья: Рынок меховых товаров России. Животное сырье, употребляемое для выработки мехов. Классификация пушно-мехового сырья. | |
Топография и химический состав шкурок пушно-мехового сырья | |
Строение волосяного покрова пушно-мехового сырья | |
Определение товарных свойств волосяного покрова с учетом факторов, влияющих на их изменение | |
Определение товарных свойств кожной ткани с учетом факторов, влияющих на их изменение | |
Определение товарных свойств шкурки в целом с учетом факторов, влияющих на их изменение | |
Изменчивость как основа сортировки пушно-мехового сырья | |
Способы добычи животных и обработки шкурок | |
Отделочные операции и сортировка шкурок | |
Дефекты (пороки) шкурок | |
Хранение, упаковка, транспортировка и маркировка пушно-мехового сырья | |
Классификация и ассортимент пушно-меховых полуфабрикатов» |
Заочная форма обучения
№ п/п | Тема практического (семинарского) занятия |
10 семестр | |
Классификация пушно-мехового сырья: Рынок меховых товаров России. Животное сырье, употребляемое для выработки мехов. Классификация пушно-мехового сырья. | |
Топография и химический состав шкурок пушно-мехового сырья | |
Строение волосяного покрова пушно-мехового сырья | |
Определение товарных свойств волосяного покрова с учетом факторов, влияющих на их изменение |
Практическая работа № 1
«Классификация пушно-мехового сырья»
Цель работы: изучить характеристику отдельных видов животных, классификационные признаки сырья, научиться различать отдельные виды.
Изучить отдельные характерные группы шкурок и входящие в группы виды. Проанализировать отличительные особенности распространения животных, размеры, окраску, кряж и др. Описать представителей всех групп шкурок – пушнины, мехов, овчинно-шубного, овчинно-мехового, каракулево - мерлушечного, морского зверя. Результаты работы записать в таблицы.
Таблица 1 – Ассортимент шкур пушнины и мехов
Вид сырья или полуфабриката | Ареал обитания | Размеры | Кряжи (породы) | Цвет | Сорт | Характеристика волосяного покрова |
Таблица 2 – Ассортимент шкурок каракулевой группы
Порода | Цвет | Характер завитков | Сорт, марка | Группа пороков, зачет, % | Размеры | |
Практическая работа № 2
«Топография и химический состав шкурок пушно-мехового сырья»
Цель работы: изучить и описать строение кожного покрова и химический состав сырой шкуры.
Задание 1. Изучить строение кожного покрова. Выписать в тетрадь краткую характеристику. Выполнить рисунки: строение кожного покрова» и «слои эпидермиса».
Задание 2. Изучить и законспектировать в тетрадь состав сырой шкуры и влияние этих составляющих на качество конечного продукта.
Практическая работа № 3
«Строение волосяного покрова пушно-мехового сырья»
Цель работы: изучить и описать строение волосяного покрова.
Задание 1. Изучить строение волос и зарисовать его в тетрадь. Задание 2. Описать слои волоса (чешуйчатый (кутикула), корковый и сердцевидный).
Задание 3. Изучить формы изогнутости стержня волос и зарисовать в тетрадь (прямая, изогнутая, изогнутая под углом, волнистая, штопорообразная, спиральная).
Задание 4. На предложенных образцах отделить каждый из типов волос и внести данные в таблицу:
Таблица – Типы волос пушных зверей
Тип волос | Характеристика | Рисунок, натуральный волос (вклейка) |
Направляющий | ||
Остевой | ||
Пуховый |
Практическая работа № 4
«Определение товарных свойств волосяного покрова с учетом факторов, влияющих на их изменение»
Цель работы: изучить товарные свойства волосяного покрова при помощи имеющихся образцов. Пользуясь предложенными методиками определить высоту и густоту волосяного покрова на предложенных образцах.
Задание 1. Изучить и описать товарные свойства волосяного покрова (цвет и оттенок, блеск, высота, густота, мягкость, свойлачиваемость, упругость).
Задание 2. Пользуясь предложенными методиками определить высоту и густоту волосяного покрова на предложенных образцах. Данные зафиксировать в тетради.
Практическая работа № 5
«Определение товарных свойств кожной ткани с учетом факторов, влияющих на их изменение»
Цель работы: изучить товарные свойства кожной ткани при помощи имеющихся образцов. Пользуясь предложенными методиками определить толщину кожи на имеющихся образцах.
Задание 1. Изучить и описать товарные свойства кожной ткани.
Задание 2. Пользуясь предложенными методиками определить толщину кожи на имеющихся образцах.
Задание 3. Изучить и описать методы определения плотности кожевой ткани.
Практическая работа № 6
«Определение товарных свойств шкурки в целом с учетом факторов, влияющих на их изменение»
Цель работы: изучить товарные свойства шкурки в целом при помощи имеющихся образцов. Пользуясь предложенными методиками определить площадь шкурки на имеющихся образцах.
Задание 1. Изучить и описать товарные свойства шкурки в целом и факторы, влияющие на их изменение.
Задание 2. На предложенных образцах измерить размер шкурок.
Практическая работа № 7
«Изменчивость как основа сортировки пушно-мехового сырья»
Цель работы: выявить и усвоить отличительные черты географической, индивидуальной, половой и возрастной изменчивости животных на шкурах; научиться распознавать на шкурах различные виды изменчивости пушных зверей и домашних животных.
Задание 1. На основании предложенного информационного материала выписать отличительные черты географической, индивидуальной, половой и возрастной изменчивости животных на шкурках.
Задание 2. Рассмотреть предложенные образцы шкурок. Провести анализ изменчивости свойств шкурок. Определить вид изменчивости. Охарактеризовать отличительные особенности вида изменчивости. Сделать общий вывод. Полученные результаты зафиксировать в тетради.
Практическая работа № 8
«Способы добычи животных и обработки шкурок»
Цель работы: ознакомиться со способами забоя животных, съемкой, обезжириванием, правкой, консервированием шкурок.Выявить и усвоить отличительные черты различных способов съемки и консервирования шкурок. Научиться распознавать на образцах различные способы съемки шкурок.
Задание 1. На основании предложенного информационного материала выписать способы добычи и убоя животных.
Задание 2. На основании предложенного информационного материала выписать этапы первичной обработки шкурок. Выявить и усвоить отличительные черты различных способов съемки и консервирования шкурок, указать их положительные и отрицательные стороны.
Задание 3. На предложенных образцах распознать способы съемки шкурок.
Практическая работа № 9
«Отделочные операции и сортировка шкурок»
Цель работы: ознакомиться с различными отделочными операциями и типами сортировки шкурок.Выявить и усвоить отличительные черты различных способов улучшения внешнего вида шкурок при помощи разнообразных отделочных операций. Научиться распознавать на образцах различные способы отделки шкурок.
Задание 1. На основании предложенного информационного материала изучить и выписать основные отделочные операции.
Задание 2. На основании предложенного информационного материала изучить и выписать основные типы сортировки шкурок.
Задание 3. На предложенных образцах определить различные способы отделки шкурок. Результаты записать в тетрадь.
Практическая работа № 10
«Дефекты (пороки) шкурок »
Цель работы: ознакомиться с различными видами дефектов шкурок. Научиться распознавать на образцах пороки шкурок.
Задание 1. На основании предложенного информационного материала изучить и выписать в тетрадь основные дефекты (пороки) шкурок.
Задание 2. На предложенных образцах установить пороки шкурок. Результаты записать в тетрадь.