Проблема познаваемости мира





– это часть философии, которая изучает то, что человек получает в результате научного познания; исследует основания и границы научного знания и его достоверность. Включает также знания о способах, методах и приемах научного исследования.

Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных, конкретно образных и политических образах, т.е. деятельность по систематизации и использованию информации в практических целях.

Познание – интеллектуальный процесс информационного контроля за окружающей средой с целью увеличения приспособленности людей к деятельности и выживанию. Познание является фундаментальным.

Это познавательное отношение конкретизируется с помощью понятий "субъект" и "объект". Они противостоят друг другу, т. е. познаваемое и непознаваемое. Субъект познаваем, а объект познавателен. Он более чем субъект познания, т.е. обладает бытием в себе. Это означает, что на ряду с познаваемым, в объекте остается непознанный остаток.

Отсюда возникают трудноразрешимые процессы познания:

- как возможно познание, если материальное и идеальное противрположно?

- соотношение чувственного и рационального

- конечное и бесконечное

- соотношение единичного и общего

Сложности в процессе познания, как в прошлом, так и в настоящем, вызывают у некоторых мыслителей определенный скептис.

Скептицизм – это философское познание, сторонники которого не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в возможности истинного познания. (представители Перо, С.Эпирс).

Крайней формой скептицизма является агностицизм.

Агностицизм – это учение, представители которого отрицают полностью или частично возможность познания мира, выявление его законов и достижение истины (представители: Юм).

Агностицизм выдвигает аргументы, которые доказывают возможность познания.

1) предмет, который мы познаем преломляется через наши органы чувств и мышления. Коков он на самом деле мы не знаем. Предмет лежит в не сферы нашего"я";

2) в процессе познания встречаются общие неточности;

3) гносеологический релятивизм – преувеличение изменчивости, текучести явлений. Считается, что абсолютная истина невозможна, ее нет вовсе;

4) познание невозможно без вмешательства в объект ряда превращений естественного в искусственное. Само естественное не познаваемо.

Билет

13. Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). Ищет критерий истинности внутри самого человека. Мы можем подвергать сомнению все, но есть одна вещь, в существовании которой мы можем не сомневаться никогда – реальность наших сомнений. Несомненность сомнений – основополагающий факт рефлексии. Предметом мысли становится сама мысль, а не вещь. Если нет предшествующей объекту мысли субъекта об этом объекте, то этого объекта вообще не существует. Декартовская реальность: я мыслю, значит, я существую.

Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение.

Бог – бесконечная субстанция, а конечные сотворенные находились в зависимости от нее.

Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от субстанции - духовную и телесную. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление.

Рационалистами были также Спиноза, Лейбниц. Учение Спинозы – пример крайнего реализма, переходящего в пантеизм. Именуя субстанция Богом или природой, он подчеркивает что Бог – это бесконечность, главным определением которого является бытие в качестве начала и причины всего сущего. Пантеизм Спинозы – это слияние Бога и природы. Протяжение и мышление – это атрибуты субстанции, которые существуют реально и совпадают. Модус – состояние субстанции. Простой – длина, ширина. Сложный – модус пространства .пример модуса тело. Душа – идея тела.

Лейбниц. Самостоятельно существующие субстанции – монады (единицы). Просты и неделимы. Индивидуальны и неповторимы. Монады называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда есть разум. Все в мире становится живым, одушевленным благодаря монадам (живые существа), которые находятся в каждом предмете.

Истина

Истина есть адекватное отражение действительности познающим субъектом. Истина есть установленные тождества между объектом и субъектом.

Любая истина в конечном счете будет неполной, относительной. Абсолютная истина исчерпывающее знание о мире при этом никогда полностью не реализуемое.

Об абс.истине можно говорить в случаях: 1)когда отождествляем истину с самим объектом познания (мироздание – абс.истина) 2)когда имеем ввиду безусловное знание отдельных сторон предмета (волга впадает в каспийское море) 3) когда речь идет о безусловном знании отдельных аспектов все действительности (все люди смертны) 4) когда имеем ввиду динамику накопления моментов истины в процессе исторического развития.

Настоящая истина всегда конкретна (определенное место, определенное время, определенное условие) Конкретность может быть признана в том случае если ее критерием выступала практика. Представление – это способность воспроизвести содержание предмета тогда, когда он уже перестал воздействовать на органы чувств. Понятие – это отражение содержания предмета с точки зрения наиболее его существенных признаков.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Функции практики выступает критерием истины; основой познания; целью познания; результатом познания.

 

Билет

14. Кант (18-19вв) Основные работы: "Всеобщая естественная история и теория неба" (1770);

"Критика чистого разума" (1781); полуматериалист, теория происхождения земли (мир возник из пыли), познание – вещи в себе (непознаваемы) и для нас(познаваемы).

Главный вопрос философии К – что я могу знать? Если чел. разум единственный критерий истинности, то надо уяснить, что представляет собой чел. разум как таковой. Все что он пытался выяснить сводится к следующему: способен ли наш разум дать объективную картину мира, на что способен сам инструмент нашего познания - наш разум. К приходит к выводу: мы никогда не сможем узнать, на что способен наш разум, ибо искомая вещь оказывается разделенной, распадается на доказываемое и опровержимое в равной мере: на тезис и антитезис. Выбрать один вариант невозможно. Единственная основа, на которой может существовать чел. разум была выведена из самого разума (вера).

Агностицизм – концепция, которая настаивала на том, что человек в принципе не способен познать сущность вещей. Каждый предмет – единство 2х сторон. Каждую вещь мы можем воспринимать чувственным опытом, зная о ней поверхностное, разум пытается перейти к необходимости постигнуть сущность вещи. Этот переход невозможен → и можно признать, что сущность вещей непознаваема для нас. Мы все рождаемся на свет с определенным набором врожденных, необходимых форм мышления.

1 форма – пространство и время. Пространственно–временные координаты могут быть даны до и прежде индивидуального чувственного опыта, ибо он может осуществляться только в заданных ему предварительно пространственно-временной координатах.

2 – наше представление о Боге. Идея о Боге дается для того, чтобы мы были способны примирить требования нравственного дознания с непререкаемыми фактами зла. Вера в потустороннее воздаяние дает нам силы бороться со злом, ибо мир настолько порочен, что жить в нем возможно только с надеждой на потустороннее воздаяние.

3 – содержание этического принципа – «категорический императив», т.е. рассматривай др человека всегда только как свою цель, но никогда как средство.

4 – красота – все то, что выходит за рамки чувственного опыта и максимально удалено от него. Чем более бесполезна вещь в практическом смысле, тем более мы склонны считать ее красивой.





Читайте также:
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.