Послеаристотелевская философия.




v Стоицизм - стоики настроены на волну полуаскетического, спартанского существования, готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер). Проблемы морали они разрабатывали в русле этики долга (впоследствии это направление этической мысли назвали деонтологизмом).

Зенон, Хризипп, Клеанф, Сенека, Марк Аврелий

Огонь –первоначало всего. Мир единое целое. Считали, что все в природе находится в движении. Существует 3 вида движения: изменение, пространственное перемещение и напряжение.

Выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Субстанция или сущность у стоиков — первоматерия, т. е. из чего все возникает. Из первоматерии образуются вещи, обладающие качествами. Качество, согласно стоикам, обозначает постоянные свойства. Переходные свойства обозначаются категорией “состояние”. Вещи находятся в отношениях друг к другу, отсюда — категория “отношение”.

Придерживались того мнения, что реально существуют лишь единичные вещи, общие они считали субъективным понятием.

v Эпикуреизм - Эпикуреец – человек, который наслаждается жизнью

проблемы морали Эпикур разрабатывал в русле так называемой этики счастья (эвдемонизма: от эвдемония — счастье)

Идея об атомном строении вещества. Идея о том, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место и для случайности. В познании явлений, протекающих в силу необходимости и случайности, Эпикур видит путь к свободе. Рассматривал человека как творца своих поступков, своих судьбы.

Согласно Эпикуру, организация счастливой жизни требует не свободного проявления знаний, а четкой их реализации в заранее установленных пределах.

Лукреция Кар (др.Р) - материя существует вечно, Материя состоит из своего рода атомов, которые поэт называет первоначалами вещей. Они движутся в пустоте. Считал душу телесной, она рассматривается и как носительница разума. Душа рассеяна в теле и не может существовать без него

v Скептицизм - Пиррон, Энесидем, Тимон, Карнеада, Клитомаха - В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

философ — человек, который стремится к счастью, которое заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса: из чего состоят вещи; как следует к ним относиться; какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности.

v Кинизм - Диоген,Антисфен, Кратет, - это не только философия, обосновывающая специфическую форму мировоззрения, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали.

Для киника теория и практика философствования максимально сближены.

Считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании.

Жизненных принципы - практическое воплощение философии в жизнь посредством упражнений, сопутствующих неукоснительному следованию избранному жизненному пути. Киник стремится максимально освободиться от потребностей и от владения вещами + стремлении к независимости и самодостаточности, умении довольствоваться своим. Киник бездомен и неприкаян.

Киник ведет деятельную и подвижническую жизнь, направленную на то, чтобы продемонстрировать людям, как неправильно они живут.

Возникновение сознания

Сознание – способность идеального воспроизведения действительности, придающая человеческой деят-ти целенаправленный хар-р.

В основе сознания лежит свойство отражения – способность организма реагировать на импульс внешней среды и видоизменяться в соот-ии с ним. Сознанию предшествуют формы биологического отражения:

1)раздражимость – представляет собой способность клетки и организма реагировать на изменения внешней среды путем сокращения мембраны.

2)чувствительность – способность живого организма испытывать определенные ощущения (например боль) благодаря наличию нервной системы.

3)восприятие – комплекс ощущений причинно-следственных связей в окр.среде; присуще всем высокоразвитым животным.

Под обыденном сознанием принято понимать повседневное основанное на эмпирическом опыте отражение людьми своей действительности.

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойство исключительно человеческое.

 

Билет

Возрождение

Начиная с 15 века происходит целый ряд изменений в соц-эконом. и дух жизни Зап.Европы, знаменующих начало новой эпохи. Важнейшей отличительной чертой эпохи В оказалась его ориентация на искусство, это эпоха художественно-эстетическая.

1 этап: гуманисты. В центре внимания оказался человек. Возросла ценность отдельного человека. Гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего колоссальный переворот в нравственно-мировоззренческом корпусе культурных идей. У истоков гуманизма стояла грандиозная фигура Данте Алигьери. Именно гуманизму мы обязаны разработкой новой картины мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания, приобретая истинно земное, природное предназначение.

Земля – центр вселенной. Бог – творец мира и его организатор. Бог считается сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу.

2 этап: идеи платоников и аристотеликов.

Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Марсилио Фичино - пантеистическое представление о мире, отождествление Бога и природы, идея о его "совечности" миру и наделение природы всеми необходимыми силами творения вещей. Бог порождает все сущее. Единство мира заключается в Боге. Человек способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом. Бог и мир выступают в единстве.

3 этап: Николай Коперник, Джордано Бруно, Томмас Кампанелла, Галилео Галилей - естественно-научный, во многом натуралистический подход к пониманию мира.

Возрождается интерес к природе. Природа одушевлена и свидетельством тому является ее самодвижение. Природа – это сам Бог, Бог – это сама природа. Вне природы и её творений Бога нет. Мир един, несотворим, неуничтожим, одушевлён.

Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.

Познание возможно. Конечной целью познания является созерцание божества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: