Кооперация деятельности как основа общественного бытия.





Билет

1.Мировоззрение– систематизированная картина взглядов, убеждений, чувств, выражающих отношение человека к окружающему его объективному миру и к тому, какое место занимает он в этом мире.

М исторически конкретно, оно вырастает на почве культуре и вместе с ней претерпевает изменения. М каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. Обобщенные знания – одна из составляющих М. Чем больше знаний, тем сильнее опора М. В М накапливается опыт.

М имеет определенную структуру. Оно состоит из 2 частей:,

Эмоциональная часть:

Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)

Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)

Интеллектуальная часть:

Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

Исторические типы(формы) М:

Миф-особый тип М. представляет собой коллективную картину мира, в которой обобщения этого мира не выходят за рамки чувственных представлений (если человек красив внешне, то он красив и внутренне)

Религия-мировоззренческая картина мира, которая удваивает мир (земной, небесный).Я не могу потрогать этот мир, дабы доказать его реальность

Философия-делает особый упор на логическое доказательство, в отличии от мифа и религии. Это теоретическая дисциплина, которая исследует наиболее общие законы развития общества, природы, мышления.

20. Бытие – есть все сущее, все существующее (все то, что наделено свойствами материальной реальности и все то, что постигается разумом). Обладает самым большим в философии логическим объемом. Для объективного идеалиста – это сфера духа, для материалиста – то, что прочно связано с материей. Чтобы проводить границу в рамках самого этого бытия мы говорим о структуре бытия.

Структура:

1.«горизонтальные» срезы (по объему):

- природа (космос) – понимается в самом широком смысле;

- биосфера – совокупность форм органической природы;

- человеческое общество – совокупность тех отношений, в которые вступают люди, обремененные знанием;

- бытие отдельной личности – его переживания, мысли.

2. «вертикальные» срезы

Каждый горизонтальный срез мб проанализирован в качестве бытия материального и идеального:

2.1.Природа и жизнь каковы они есть

2.2.Природа и жизнь как они нами понимаются

Билет

2. Основной вопрос философиифилософские проблемы. Они не локализованы. Философия не изучает все, она изучает мир в целостности, в чем помогают ей 2 понятия: материя и сознание (ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ). Ф их постоянно сопоставляет. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии:

Онтологическая (бытийная) - постановка и решение проблемы: что первично — материя или сознание? Онтологическую сторону представляют: материализм; идеализм.

Гносеологическая(познавательной) - познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? Гносеологическая сторона представлена: эмпиризмом (сенсуализмом); рационализмом.

Особенностью Ф проблем – их «вечность». Всякая Ф теория хочет быть вечной. Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов.

21. Субстанция – предельное, умопостигаемое основание чувственного мира, обладающее постоянством, устойчивостью и самостоятельностью существования. (первоначало, откуда все началось) 3 понятия субстанции:

1. монистическое - Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя, Т.е. как-то, что существует через само себя и познается из самого себя. Он именует эту субстанцию богом или природой. Бог Спинозы - это сущность, главным определением которой является сущее, бытие в качестве начала и причины всего сущего.

2.плюралистическое - все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Лейбниц - Монады. Просты и неделимы. Деятельность составляет сущность каждой монады. Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души.

3.дуалистическое - Субстанция всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Исходя из этого, субстанция – это только Бог. При этом Бог, являясь творцом, создал мир, также состоящий из субстанций. Эти субстанции по отношению к др. другу, но зависимые от глав.субстанции-Бога. Все сотворенные суюстанции Декарт делит на: материальные (вещи) хар-ка протяжения делимы до бесконечности; -духовные (идеи)неделимы, обладают св-ом мышления.

 

Билет

4. Античная философия - это философская мысль Древней Греции и Древнего Рима.

Периоды: эллинский 7-4в до н.э (проблема начала всех вещей; стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; центральная проблема философии – проблема бытия; теоретико-познавательный и жизненный оптимизм), эллинистическо-римский 3 до н.э – 5 н.э(главный предмет исследования – субъективный мир личности, религиозное постижение мира).

· Сложилось 2 гносеологических направления: материализм, идеализм;

· переход от мифа к логосу;

· задача философского мышления - уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей;

· теоретический интерес к миру;

· обнаружили склонность к обоснованию выдвигаемых и используемых положений.

· Парменид выработал понятие «бытие»;

· Демокрит выдвинул идею атома – причина и сущность существования вещей;

· Платон разработал диалектику единичных вещей и общих понятий.

Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром и Гераклитом. Первоначало мыслилось как нечто единое с природой. Сама природа причина всего сущего. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

Материя

В истории философии существует несколько подходов к определению понятия материи. Древние греки – конкретная природная стихия. С элеатов до Платона – вещество второго сорта и ее реальность признавалась только в качестве сотворенной. С эпохи возрождения – нечто самоценное, отсюда и внимание к материальным единичным объектам.

Сегодня материя многообразна, поэтому найти ее общее основание очень сложно. Максимум, что мы можем сказать, что материя – эточасть бытия; объективная реальность, т.е. она таково, какова она есть. Это ничто, набор звуков: существует только в движении. Движение– атрибутивное свойство материи. Степень сложности движения соответствует степени сложности организации материи.

Формы движения материи:

· Механическая (самая простая) – Бог первая инстанция, нужен толчок;

· Физическая – работает от уровня атома и ниже;

· Химическая – от атома и выше;

· Биологическая – материя – способ существования белковой жизни;

· Социальная (самая сложная) – единство практической и познавательной деятельности людей.

Движущаяся материя возможна тогда, когда она находится в рамках пространства и времени.

Пространство – совокупность скоординированных гравитационных полей, нет пустоты; где нет материи-вещества, есть материя-поле.

Время – всеобщая форма смен явлений, выражающая длительность их существования.

Эйнштейн: Парадокс близнецов (гипотеза): время непостоянно относительно скорости движения материи: чем быстрее тело движется в пространстве, тем медленнее на нем течет время и наоборот.

Гипотеза: время остановится, когда тело будет двигаться со скоростью света →вечная жизнь.

 

Билет

3. Структура Философского знания:

Онтология –учение о бытие, это раздел который изучает свойства объективного мира. Часто в истории философии онтологию называют «первой философией», или метафизикой, т. е. учением о бытии вообще, независимо от частных видов последнего.

Гносеология –теория познания. Исследует «проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека»

Методология –совокупность способов теоретического и практического применения философского знания.

Функции:

Мировоззренческая - В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.

Гносеологическая -Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.

Методологическая -Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.

Информационно-коммуникативная -Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании.

Критическая –критической обработке подвергаются достижения мировоззренческого опыта предшественников.

Интегрирующая -философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности.

Идеологическая -философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии.

Воспитательная –способность дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека

Прогностическая -Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. (обеспечения выживания людей.)

Проектировочная -философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.

Аксиологическая- заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
22.Материя

В истории философии существует несколько подходов к определению понятия материи. Древние греки – конкретная природная стихия. С элеатов до Платона – вещество второго сорта и ее реальность признавалась только в качестве сотворенной. С эпохи возрождения – нечто самоценное, отсюда и внимание к материальным единичным объектам.

Сегодня материя многообразна, поэтому найти ее общее основание очень сложно. Максимум, что мы можем сказать, что материя – эточасть бытия; объективная реальность, т.е. она таково, какова она есть. Это ничто, набор звуков: существует только в движении. Движение– атрибутивное свойство материи. Степень сложности движения соответствует степени сложности организации материи.

Билет

6. Сократ 5 в до н.э др.гр

Этика – учение о человеческой морали. Рационализм – учение, которое считает, что только умозрение может дать нам картину мира. С был первым, кто применил инструментарий логического разума к познанию вопроса человеческой нравственности.

Визитная карточка С – познай самого себя. С за свою жизнь не писал ни строчки, т.к. считал, что лучший способ работы с учениками – диалог. В одной из своих бесед он поставил следующий вопрос: Может ли человек быть нравственным практически, если он не в состоянии дать рациональное объяснение, что такое нравственность. Он отвечает так: Нет, не может, человек не привыкший к регулярной умственной работе, не познающий самого себя не может быть морально совершенным.

Смысл жизни человека заключается в том, чтобы познавать самого себя:

1 стадия – ирония (над собой) – способность увидеть в самом себе то, что тебе не нравится.

2 стадия – майевтика – после того, как человек осознает, что он не совершенен, он вступает на путь саморождения – путь постижения истины

3 – дефиниция – новый уровень познания себя

Все 3 стадии повторяются в течение всей жизни, только в том случае человек совершенствуется.

Одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и нравственности. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании С не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция С получила в философии определение – этический рационализм.

Антропосоциогенез

Человек и общество возникают одновременно (Т.Гоббс – сначала человек, потом общество). Человек может возникнуть только в обществе, а общество состоит только из людей. Смысл одновременности возникновения человека и общества запечатлен в термине «антропосоциогенез» («Антропо» – человек, «социо» – общество, «генез» – возникновение).

Необходимой природной предпосылкой возникновения человека и общества является инстинктивный труд – это биологически не специализированное приспособление к среде через воздействие на нее посредством естественных орудий (Н, в комнате подвешиваю банан, запускают обезьяну, достать банан она не может, ей дают палку, и она сшибает ей банан). Почему же этот труд инстинктивен? Животное в состоянии использовать найденный в природе инструмент. Но не одно, даже самое разумное животное, неспособно произвести орудие труда с помощью другого орудия. Разумная трудовая деятельность – освобождение от инстинкта, появляется тогда, когда есть способность делать орудия труда с помощью др орудия.

Со способности разумного труда начинается эра рода хомо сапиенса. Большинство исследователей считает, что резкое похолодание вынудило человекоподобных обезьян перейти от простого собирательства к орудийному преобразованию. Преобразовательная деятельность не может быть не орудийной. Это связано с возникновением следующих процессов:

1)прямохождение;

2)переход от матриархата к патриархату (отец хочет власти).

Первая сигнальная система – совокупность рефлексов (условные (приобретенные) и безусловные (врожденные)). Это система звуковых сигналов, к которой прибегают все животные. Вторая сигнальная система – речь, слово. Это способ обмена с окр средой.

Как произошел переход от 1 сигнальной системы ко 2, т.е. как возникло слово? Возникают предметы, созданные искусственно, возникает необходимость их обозначения. Т.е. возникает пласт искусственных предметов и следовательно в голове возникает пласт обозначаемых эти вещи слов, мыслей. И чем толще этот пласт искусственных предметов, тем объемнее язык. Мы начинаем зависеть от созданных нами искусственных предметов. С момента появления 2 сигнальной системы возникают: первые ясные представления о собственности, парный брак. Первые примитивные властные отношения.

С возникновением власти возникают первые культурные традиции. И в связи с властными отношениями и культурными традициями возникают первые нормы морали.

Билет

5.Досократики

v Первыми досократиками были философы милетской (ионийской) школы - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Эта школа осуществила прорыв своими идеями и поисками первоначала всего сущего, своим вопросом "Из чего?" положили начало философскому подходу к вопросам происхождения сущего - идее субстанции, первооснове всех вещей и явлений.

Фалес – субстанция первооснова всего. Все вещи произошли из воды – из океана. Закончив срок своего земного существования, любая вещь возвращается в свое исходное водное состояние. Считал вещи живыми. Пришел к идее единства мироздания. Бог – разум мира.

Анаксимандр – пришел к идее бесконечности миров. За первооснову сущего принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию, части которой изменяются, но целое, всегда неизменно. Характеризует, как божественное, оно недоступно для чувственного восприятия, однако постигаемо разумом. Это бесконечный источник новообразований

Анаксимен – Полагал первоначалом всех вещей - воздух, мысля его, как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

v Пифагоризм – Пифагор впервые назвал философию ее именем – Ф! Основная позиция - "Все есть число". Познать мир, значит познать управляющие им числа. Душа бессмертна, все повторяется.

v Элиаты

Ксенофан - Земля произошла из моря, "Ничего нельзя знать достоверно!". Произвел разделение знания по видам - "знания по мнению" и "знания по истине". Людям чувственно доступно только "знание по мнению". Критиковал Богов – они фантазия.

Парменид - полагал, что мышление всегда относиться к чему-то, ибо без бытия, о котором мы размышляем, мыслить невозможно. Идея о предметности мышления.

Зенон – апории:Ахиллес и черепаха, стрела.

v Плюралисты

Эмпедокл – акма (4 стихии) –первоначало вещей. Все время движутся. Причина этого: Любовь и вражда. Учение о возникновении космоса.

Анаксагор - говорил о первоначалах мира, называя их "семенами" или "гомеометриями", эти "семена" заключают в себе все мировые качества, управляет и движет ими космический Разум. "гомеометрии" - это бесконечно большое количество бесконечно малых материальных частиц. Они не созданы, не могут быть ни уничтожены, ни преобразовываться друг в друга. отделил нематериальное начало - Разум, от материи.

Левкипп и Демокрит – атомизм, атом -неделимая частица материи, А вечен. А существуют в постоянном хаотичном движении в пустоте, никогда не соприкосаются

v Школа Гераклита - считал человеческое существование настолько трагичным, что единственно правильной реакцией на него могут быть только слезы. Все произошло из огня и находится в состоянии постоянного изменения. Разделял идею бессмертия души, оптимистично полагая смерть, рождением души, для новой жизни. Переход явления или субстанции из одного состояния в другое, происходит это через борьбу противоположностей.

v Софисты – учителя мудрости. Самый известный – Протогор(+Горгий, Продин). Спор об истине (есть ли объективная истина). Человек – творец истины. Предмет философии – человек.

24. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций в процессах изменения развития.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики - универсальные формы чел.мышления.

1.парные категории (причина-следствие). В категориях диалектики тесно связаны объективное знание в соответствующей форме связи явлений и форма мысли – познавательный прием, посредством которого осмысляется такая связь.

2.категории, выражающие устройство, организовать бытие (единое - общее). Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют законами диалектики.

Др: (сущность и явление; форма и содержание; возможность и действительность; необходимость и случайность.).

1 закон. Единство и борьба противоположностей - все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). Это борьба между единичным и всеобщим. Всеобщее побеждает единичное. Противоположности не существуют друг без друга. Единичное есть единичное, только потому существует всеобщее.

2 закон.Переход количественных изменений в качественные – Качество – такая определенность предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащих к классу однотипных ему предметов. Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (единство количество и качества). Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». - резко, одномоментно; незаметно, эволюционно.

3 закон.Отрицание отрицание - новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым (изменения вкусов в музыке, ежедневное отмирание старых кровяных клеток и возникновение новых).

 

Билет

8. Аристотель (Платон мне друг, но истина дороже) 4 в до н.э др.гр

Его философские мысли проистекают из системы Платона (ремейк). Но ремейк А гораздо выше.

Задачей А было сближение 2 миров, которые развел Платон. Вместо платоновского эйдоса (умопостигаемая сущность вещи) А вводит другое понятие – морфе (форма). Под формой А понимал то, что придает данному предмету смысл и значение. И Гиле – первая материя. На этих 2 началах строится мир. Что есть гиле? Глина – удачная иллюстрация (бесформенная). Это Потенция, возможность быть вещью, руки воятеля – возможность действительности. До прикосновения параллельно с гиле существует н-ное количество форм.

Процедура познания по А: 1. Чувственное 2. Идентификация видовой принадлежности предмета 3. Идентификация родовой принадлежности 4.определение финальной божественной принадлежности предмета. Вынужденность признать божественного творца. Бог – субъект, которые может любить, бояться, о чем-то просить.

Чем более глубоко мы изучаем тот или иной предмет, тем больше обобщаем мы его. У предмета мб только 1 форма, и только 1 истина. Мб 2 ложных, но не 2 истинных.

27. Разделение общественного трудапроцесс разделений производительных функций, восполнение каждой из которых ведет к созданию предмета.

История государства – история смены типов разделения труда.

1. отделение скотоводства от земледелия → оседлое и кочевое хозяйствование (экстенсивное→интенсивное);

2. разделение физического и умственного труда. Умственный - привилегия власти и богатства;

3. отделение ремесла от отделения – необходимость освоения торговых путей, → эпоха великих географических открытий;

4. торговля - специфическая общественная функция → необходимость нового типа общества - индустриального

5. Далее выделяется промышленность в качестве специфического вида труда. Это связано с промышленной революцией.

6. Наука – производительная сила. Производство может обеспечивать ускорение с помощью науки, идущей впереди.

 

Билет

7. Платон 5 в до н.э др.гр

Объективный идеализм – направление в философии, признающее первоистоком бытия некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека.

Мир Платона: рассеченный надвое:

· мир земной, - мир вещей, мир чувственно воспринимаемый (испорченный мир). Здесь копии. Оригиналы в другом мире.

· мир сверхестественный - высший, исключительно умопостигаемый – мир идей (Эйдосов). Эйдос – совокупность общих (родовых и видовых) признаков предмета. Эйдосы всегда лучше самих вещей. Все материальные тела существуют как некие копии идей. Материальные объекты трансформируются, появляются и исчезают; а идеи всегда остаются неизменными. Идеи, существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Эйдосы располагаются не в уме человека, а в некоей занебесной области.

Эйдосом конкретного человека является его душа. Чтобы душа очистилась, познала саму себя, она должна вспомнить все, что было до ее вселения в тело человека в чистом мире (процедура анамнезиса)

А) есть души, помнящие все, что созерцали в идеальном мире – мудрецы;

Б) души сохранили половинчатые воспоминания о мире идей. Не могут продуцировать истину, могут уважать чужую – воины;

В) Души не помнят ничего, не любят думать – ремесленники и землевладельцы (работники)

Идеальное государство: мудрецы властвуют, воины охраняют, ремесленники и землевладельцы работают. Лучшее государство по П – аристократия(мудрецы)→ тимократия (воины) → олигархия (купцы) → демократия (рем и зем) → охлократия (толпа) → тирания.

Если бы существовала идеальног государство, то на воротах было бы написано – каждому свое.

Кооперация деятельности как основа общественного бытия.

Любая социальность основана на необходимом общем основании: связях между людьми. Кооперация – необходимая связь человека с обществом: прямая или косвенная.

Понятие отношений:

· В обыденном сознании: личный разговор (прямая связь)

· Реально более широкое: потребляя произведенные кем-то вещи, идеи, косвенно вступаем в отношения с теми, кто сделал (косвенная связь)

Человек не в состоянии сохранить свой социальный облик, исключив себя из всеохватывающей системы общественных отношений (Маугли)

Люди воспроизводят соц. сущность друг друга, общаясь.

Мир искусственно созданных предметов может быть создан только в кооперации.

Очевидный факт кооперации предстает в виде общественного производства: производя в совместном труде, кооперации, люди воспроизводят себя как соц. существо.

В духовном производстве кооперация не видна, но произведение (музыкальное, картина…) – продукт опосредованной кооперации с предшественниками.

Люди воспроизводят ткань общественных отношений, производя что-то (вещи, идеи) →воспроизводят себя.

Механизм производства и воспроизводства человека в общественных отношениях:

1. Собственно производство (процесс обработки людей людьми; воспроизводства человека в процессе производства вещей)

2. Распределение (установление доли субъекта в произведенном продукте. Это отношения соб-ти. Соб-ть – отношение субъекта к средствам производства, с помощью которых можно произвести продукт; это определяет долю в произведенном продукте ; кому, сколько достается после производства)

3. Обмен –перераспределение произведенных продуктов и доведение этих продуктов до адресата (отношения торговли)

4. Потребление –удовлетворение потребностей, в котором предмет потребления уничтожается, тем самым производит необходимость воспроизводства.

Вывод: производство=потребление. В производстве производится потребление, в потреблении – производство.

Противоположность кооперации- разделение труда, кооперировать можно только труд, который разделен.

 

Билет

Средние века

В 5 в началась новая эпоха средних веков, длящаяся до 15 в.

Инвеститура – акт введения вассала во владение феодом. В средние века между церковью и светскими феодалами шла борьба за право давать инвеституру, т.е. фактически это было решение вопроса «Кто является собственником земли». Спор по поводу инвеституры находит отражение в феодальном споре об универсалиях. Универсалия – это общее понятие. Смысл похож на основной вопрос философии. Соотношение между вещами и их умопостигаемыми идеями определили вопросы: что первично и вторично? Ответ вылился в два течения:

Реализм – статусом реального бытия обладают только универсалии (эйдосы – Платон), а вещи – это следствие универсалий.

Номинализм – прямо противоположное реализму. Статусом реального бытия обладают только вещи (готовые вещи). Универсалия – продукт искусственного человеческого труда, а не божественного. Это созданные человеком названия существующих первично вещей.

Фома Аквинский (Томас Аквинат) увидел, что этот спор не имеет причин, 2 направления дополняют друг друга. Сначала идеи находились в голове Бога, потом происходил акт творения мира и универсалии перемещаются в середину сотворенного мира и существуют в виде вещей, потом приходит человек и увидев эти вещи приступает к процессу познания (дешифровке) и универсалии перемещаются в голову человека. Троякое существование универсалий (Протестантизм)

Общественное сознание

Общественное сознание– типичное содержание активной действительности, кот. присуще каждому человеку.

Общ.сознание обладает структурой, в кот. вкл-ся уровни:

1)обыденное – повседневное, основанное на эмпирическом опыте отражения людей своей действительности.2)теоритическое – опосредованный эксперимент с объектами в рамках и посредством исторически сложившегося категориального аппарата науки 3)общ.психология – совокупность способов группового психического поведения.

В числе феноменов выделяют: заряжение (следст-е псих-ой энергии); конформизм – способность чел-ка жертвовать своими идеями во имя мнения большинства; установка – бессознательный мотив, которым человек руководствуется в своем поведении; харизматическое поведение – способность убеждать в своей правоте массы, не с помощью рациональных аргументов, а с пом. удочно подобранных символов.

4)общественная идеология – сов-ть взглядов и идей, выражающих фундаментальные интересы больших соц.групп.

Политическое сознание – предст.собой совок-ть идей, взглядов и убеждений по поводу обретения, удержания и использования гос.власти.

Правовое сознание – сов-ть взглядов и идей выражающих отношение людей к праву, к законности, правосудию; говоря иначе это представление о том, что яв-ся правомерным или не правомерным.

ПРАВО– выраженная и оформленная в законе система соц-х норм и отношений охраняемых силой гос-ва.

Нравственное сознание (добро и зло, мораль)

Эстетическое сознание (красота, культура).

 

Билет





Читайте также:
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.055 с.