Часть 2. Младшие школьники (8 – 11/12 лет)




1. Школьник - определенная роль. С ней связаны атрибуты: взрослый – главный. Его надо слушаться, следовать правилам, за нарушение правил идет наказание.

Этим удобно пользоваться на занятии. Обязательно сохранять позицию учителя – дети встали, поздоровались, сели. Хотят спросить – поднять руку. Не болтают. Это позволяет удерживать дисциплину.

2. Контроль. Появилось умение себя контролировать. Если им сказали – не вертеться, то в большинстве своем они могут справляться с этим до 40 минут.

Для этого детям важно услышать правила до начала занятий – что можно делать (вопросы задавать) и когда (по моей команде), а что нельзя. Без правил они будут считать занятие внеклассной работой и дисциплина поедет.

3. Стыд и стеснение. Появление этих качеств ведет к тому, что дети могут «подхихикивать» или развязно вести себя, когда чувствуют себя неуютно, или у них что-то не получается, или их критикуют, или они слышат условно запретное слово (даже дура/дурак).

Контролировать свою речь, чтобы не провоцировать. Если смешок сильный – задавать вопрос: «расскажи, пожалуйста, над чем ты смеешься?», Критику давать в третьем лице. Не «вот ты сейчас отвлекаешься, а значит ничего не запомнишь» - «когда дети отвлекаются, они ничего не запоминают».

4. Воображение остается в том же развитом уровне. Чувство взрослости прибавляет ощущения всемогущества. Я уже подрос, я все могу, даже победить взрослого.

Каждую фантазию прорабатывать – «а вот я ему задам!» - «кто сильнее – взрослый или ребенок», «я умею плавать» - «дать статистику – сколько проплывет ребенок в холодной воде, в одежде, как кричать с полным ртом воды», «я умею пользоваться компасом» - «выйди и покажи». Фантазии одного ребенка мешают не тем, что он не запомнит правила, а тем, что он даст другим надежду, что можно действовать не по правилам. Поэтому фантазии, особенно в отношении самых важных правил, надо обязательно прорабатывать.

5. Речь. Словарный запас увеличился. Абстрактный и категорийный уровни все еще не развиты.

Использовать трудные слова стоит с осторожностью. Если дошкольник спросит, если что-то не понял, школьник постыдится, чтобы не прослыть глупым.

Продолжать пояснять на конкретных примерах, в которые дети попадают каждый день! Не просто «не ходите по узким улицам» - а «когда вы идете домой, каким путем вы можете пройти – одним или несколькими? Чем отличаются эти пути? Может быть короткий и вдоль гаражей или проезжей части. Или более длинным, но он освещенный, многолюдный»

6. Школьнику важно знать, для чего он делать то или иное упражнение.

Мотивация – одна из самых важных составляющих личности школьника. 90% времени их заставляют. Для того, чтобы правила были полезны, можно ввести вначале лекции примеры из жизни детей, где правила пригодятся. «Вы бываете в парках с родителями? Вы ходите в лес за грибами? Вы переходите дорогу? Вы любите кататься на льду?»

7. Роль школьника по отношению к другим детям – в повторении и желании быть как все. стремиться за авторитетом, если главный заводила в классе начал дурачиться, начнут остальные.

Повторения – это нормально, если повторяется правило, даже в шуточном варианте. Если дети начинают повторять друг за другом неправильные шаблоны поведения, их нужно быстро прерывать. Это поможет поддержанию дисциплины.

8. Проверка лектора. «А я знаю, как себя вести. Мне не надо учиться»

«Тогда выйди и расскажи всем, что правильно сделать, чтобы …. (и здесь задать 1-2 самых сложных ситуаций, с которыми ребенок скорее всего не знаком и не сможет рассказать остальным)

«В классе остаются те, кому интересно, как вести себя в … ситуации, в … ситуации (перечислить самые интересные для этого возраста ситуации) - мы подробно поговорим об этом, кто все знает – я никого не держу.»


 

Общие правила для тренеров:

1. Актуализировать важность темы, дети должны знать, о чем и почему им будут говорить.

2. В начале лекции до основного текста сообщить правила: хочешь сказать –подними руку, не перебивай. Покажите жест, которым вы будете напоминать о правилах. Или напишите правила на доске

3. Позиция тренера – главная: перед партами. Во время рассказа текста – можно сидя. Если нужно восстановить дисциплину – необходимо встать перед классом. Если дисциплина переходит границы – стоя перед партами в открытой позиции замолчать. Когда все затихнут: напомнить, что одновременно с ним никто не говорит – это мешает остальным. Напомнить о важности темы. Для привлечения внимания можно хлопать в ладоши 1-2 раза.

4. Чтобы управлять детьми в классе, нужно знать текст лекции наизусть. Автоматизированное воспроизведение текста поможет не отвлекаться на содержание, вы сконцентрируетесь на детях.

5. Короткие простые инструкции, четкие примеры.

6. Если один ребенок отвлекает остальных, тихо подойти к нему и положить руку на плечо, не прерывая рассказа. Можно встать рядом. Или позвать в центр класса для демонстрации упражнения.

7. Самые главные инструкции проговаривать через четкие шаги: Шаг 1, показываете, шаг 2 – показываете, шаг 3 – показываете. Повторяете.

 

Домашнее задание: после прочтения текста, пожалуйста, сформулируйте ваши вопросы: с какими трудностями вы сталкиваетесь во время лекции? Чем конкретнее будет ваш вопрос, тем лучше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: