Таблица № 1 Вес рюкзака учащихся 1А класса.
Ф.и | Вес рюкзака (гр.) | Ф.и. | Вес рюкзака (гр.) | Ф.и | Вес рюкзака |
Средний вес рюкзака учащихся 1 класса – 2300г., что превышает норму в 1,5 раза. (норма - 1500гр.). Самый тяжелый рюкзак весит 3300гр. – это превышает норму в 2,3 раза и такой рюкзак носят 19% первоклассников. Вес рюкзака, который соответствует гигиенической норме имеет только 1 человек (3%)
Таблица № 2 Вес рюкзака учащихся 2А класса.
Ф.и | Вес рюкзака (гр.) | Ф.и. | Вес рюкзака (гр.) | Ф.и | Вес рюкзака |
Средний вес рюкзака учащихся 2 класса – 3700 гр., при норме – 1500 гр. Этот показатель превышает норму в 2.6 раз. Самый тяжелый рюкзак весит 5900гр. – это в 3,9 раз больше нормы. Самый легкий рюкзак весит 2400 – это в 1,6 раз превышает норму. По результатам таблицы видно, что во 2 классе нет учащихся, которые носили бы рюкзаки, в соответствии с гигиенической нормой. Рюкзак со стандартным набором школьных принадлежностей имеет вес – 2500гр. – это уже пригашает норму в 1,6 раз. Мы проводили исследование в тот день, когда во 2 классе по расписанию был предмет Окружающий мир, поэтому ученики принесли на урок дополнительную литературу, а это чаще всего толстые энциклопедии.
Таблица №3 Вес рюкзака учащихся 3А класса.
Ф.и. | Вес рюкзака (гр.) | Ф.и. | Вес рюкзака (гр.) | Ф.и. | Вес рюкзака (гр.) |
|
Средний вес рюкзака учащихся 3 класса – 3900г., этот вес превышает норму в 1,6 раз. (2500гр)
В 3 классе вес рюкзака со стандартным набором школьных принадлежностей -2.4 кг.- это соответствует гигиеническим нормам, но учеников, у которых был бы такой вес рюкзака нет. Самый легкий рюкзак имеет вес – 2900 и 3100 гр. – выше гигиенической нормы в 1,3 раза.
На следующем этапе исследования мы выяснили у школьного медицинского работника, сколько детей в данных классах страдают нарушением осанки.
Результаты оказались следующие:
1 класс- 3%
2 класс- 12 %
3 класс- 12%
4 класс- 15% (приложение 1)
Анализируя полученные данные, можно сказать, что у младших школьников прослеживается тенденция к росту детей с нарушением осанки.
Учитывая результаты исследования, которые показали, что у 97% детей вес ранца превышает гигиеническую норму, можно предполагать, что избыточный вес ранца может являться причиной нарушения осанки школьников.
Выводы
1. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста
2. Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.
|
3. В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.
4. Результаты исследования веса рюкзака младших школьников показали, что из 53 человек, чьи рюкзаки были взвешены, только у 3% (1 человек) вес рюкзака соответствовал гигиеническим нормам, 1200гр
5. 97 % учащихся имеют рюкзаки, превышающие гигиеническую норму, потому, что ученики каждый день носят в рюкзаке все свои учебники, тетради, независимо от расписания уроков. Родители не проверяют содержимое рюкзака, а дети, чтобы не забыть книгу или тетрадь предпочитают носить все школьные принадлежности, не обращая внимания на избыточный вес рюкзака. И уж точно не задумываясь о собственном здоровье, в силу своего возраста.
6. По результатам данных медицинских карточек школьников, можно сказать, что у младших школьников прослеживается тенденция к увеличению количества детей с нарушением осанки. И одной из причин, влияющих на данную тенденцию, является избыточный вес школьных рюкзаков.
Рекомендации.
Если взвесить ранец школьника, готового просидеть все шесть уроков да еще посетить урок физкультуры, станет понятно, почему многие дети носят один учебник на двоих. Вес портфеля часто намного превышает санитарные нормы. А ведь они установлены не случайно: неравномерная нагрузка на костную систему ребенка и подростка вызовет нарушение осанки, а в дальнейшем – страшно сказать! деформацию позвоночного отдела и искривление позвоночника, поэтому родители обязательно должны контролировать содержимое рюкзака своего ребенка.
|
Классному руководителю необходимо как можно чаще обращать внимание на избыточный вес рюкзака, объяснять родителям и детям его влияние на опорно-двигательную систему.
Чтобы оградить детей от непосильной ноши школьных рюкзаков, школа может приобрести второй комплект учебников, который будет храниться в кабинете, или приобрести электронные учебники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17
2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Д.Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3, с.56
4. Дмитриева О. В расписании - уроки релаксации // Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.34
5. Д.Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу // Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
6. Масликова Т. В состоянии цейтнота// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
7. М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска. - www.ruscenter.ru
8. Н.Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся. - www.ruscenter.ru
9. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.-М., 2002
10. www.breath.ru/education.htm
Приложение 1
Динамика нарушения осанки у младших школьников