Диагностика уровня готовности детей к обучению в школе.




Тестируемые: М - Миша Г. (6 лет 2 месяца), С - Саша М. (6 лет 5 месяцев)

Результаты тестов собраны в единую таблицу 11.

I. Мотивационная готовность.

1. Методика «Беседа о школе» (Нежновой)

Цель: выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.

Таблица 2 – Распределение баллов по беседе Нежновой.

  № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 итого
М            
С            

Вывод: М - начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. С - внутренняя позиция школьника не сформирована (низкая готовность к школе).

II. Интеллектуальная готовность

2. Методика «10 слов» (методика А.Р. Лурия)

Цель: определение объема слухового запоминания словесного материала.

Таблица 3 – Распределение баллов по методике А. Р, Лурии

  лес окно стул вода хлеб гриб брат конь игла мед лишнее итого
М (4мин 30 сек)
I + +   + +   +     + огонь лёд батон  
II + + + +     + + +   огонь батон  
III + + + + + +   + +   огонь  
IV + +   + + + + +     огонь лёд  
V + +   + + + + + + + батон  
через час* + +   + + + + + +   огонь гвоздь друг  
С (4 мин 58 сек)
I           +     + + батон друзья  
II +   + + +     + + + друг  
III +   + + + + +   + + лошадь батон  
IV +   + +   + +   + + лошадь батон друзья  
V +   + +   +     + + батон лошадь друзья  
через час* + + + +         + + лошадь  

*без напоминания

Рисунок 2 – График продуктивности памяти («кривая запоминания») [4]

Вывод: М – средний объем слухового запоминания словесного материала. С – низкий итоговый уровень, спуск вниз может указывать на ослабление активного внимания, на утомляемость испытуемого. Повторяющиеся лишние слова говорят о состоянии расторможенности.

3. Методика «Зрительная произвольная память»

Цель: определение объема зрительного произвольного запоминания.

Таблица 4 – Объём зрительной произвольной памяти.

  М С   М С
Мяч + + Шапка - -
Яблоко + + Матрёшка + +
Гриб + - Цыплёнок - -
Морковь - - Мак - -
Бабочка + + Грузовик + +
      Итого    

Интерпретация: у обоих тестируемых средний уровень зрительной произвольной памяти (правильное воспроизведение от 4 до 7 слов).

4. Методика Пьерона – Рузера

Цель: оцениваются особенности концентрации, объема, переключения, распределения внимания.

Таблица 5 – Результаты тестирования по методике Пьерона-Рузера

  М С Хорошо
общее количество заполненных фигур за 3 минуты     от 70 до 86 фигур
их число за каждую минуту 4.: 4м10с ≈1 8: 5м 42с≈1  
количество ошибок за 3 минуты     1-2
Заключительная беседа* (насколько критичен ребенок в оценке собственных до­стижений). Время 3 - 4 минуты. Понравилось? – «Да». Интересно? – пожал плечами – «не знаю». Самооценка «плохо справился» занизил оценку, придавая большое значение допущенным ошибкам Скучно. Самооценка «хорошо справилась, старалась» быстрое запоминание условных обозначений, после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец

*Ребенку задаются вопросы в такой последователь­ности:

1. «Понравилась тебе эта работа?»

2. «Тебе было интересно?»

3. «Что было интереснее всего?»

4. «Что было трудно? Что легко?»

5. «Какую отметку ты бы сам себе поставил?»

Вывод: у обоих низкий уровень переключения и распределения внимания, у тестируемого М объём внимания и его концентрация выше, чем у С.

5. Методика «Разрезная картинка» (С. Д. Забрамная)

Цель: определение способности к аналитико-синтетической деятельности на предметном уровне, целостного восприятия смыслового и пространственного соотнесения частей и целого.

Таблица 6 – Результаты сбора разрезанных картинок

  М С  
Яблоко (5частей) с н
Мяч (5частей) н в
Лошадь (6частей) в с
Итоговый уровень средний средний  

В- без помощи взрослого, С- со словесной помощью («думай»), Н- с помощью взрослого.

6. Методика «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн)

Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Таблица 7 – тестирование по методике «Что сначала, что потом»

№ набор (картинок) Правильность выполнения уровень
     
Снеговик Гнездо Клумба
(3) (4) (5)
М 1-2-3 в 4-1-2-3 с 2-1-4-3-5 с С
С 1-2-3 в 1-4-2-3 с 1-2-4-3-5 н С

Вывод: У обоих тестируемых средний (С) уровень развития понятийного мышления. Порядок картинок не случаен, но не все ошибки последовательности дети могут разумно обосновать.

7. Методика «4-й лишний» (вербально)

Цель: определение способности к обобщению понятий; умения вычленять существенные и несущественные признаки, диагностика образно-логического мышления

Таблица 8 – Диагностика образно-логического мышления

Набор слов          
лампа, слива, яблоко, груша капуста, лук, зонт, морковь стол, книга, стул, шкаф автобус, автомобиль, грузовик, самолет берёза, клен, дуб, ель
М
Ответ ребенка лампа зонт книга самолёт дуб
Наличие обобщающих слов фрукты овощи мебель на дороге тонкие стволы
Уровень обобщения          
С
Ответ ребенка лампа зонт книга самолёт берёза
Наличие обобщающих слов фрукты овощи мебель не летают стволы не белые
Уровень обобщения          

Разбалловка: 2 - правильно и самостоятельно называет лишнее и родовое слово для обозначения объединяемых в одну группу слов; 1 – называет только лишнее слово, 0 – не может выделить лишнее.

Итоговый уровень: 7:5≈1 средний уровень.

III. Социально-личностная готовность

8. Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Цель: определить уровень самооценки ребенка.

Таблица 9 – Особенности самооценки детей.

  М С
Поставь себя - такой на самом деле - хотел бы быть таким «Стараюсь быть таким» «Хочу такой быть»
Поставила бы мама    
Как выполняет задание - испытывает колебания - аргументирует свой выбор   раздумывает   «всегда хорошая»
Итоговый уровень адекватная завышенная (допустимо для данного возраста)

IV. Комплексные методики

9. Методика Керна-Йирасека[10]

Цель: определить степень функциональной готовности детей к поступлению в школу.

Таблица 10 – Количественные результаты психофизиологического исследования

Субтесты М С
1. Рисование человека голова + +
волосы (шапка) - -
уши -, 3 балла -, 3 балла
глаза, нос, рот + +
шея - +
туловище, конечности + +
пять пальцев на руке + +
признаки мужской одежды - + (брюки, пуговицы)
2. Фраза «Он ел суп» 1 балл* 2 балла
3. Срисовывание точек 2 балла 2 балла
Количество баллов по первым трём субтестам    
Готовность к школьному обучению готов средний уровень
4. Опросник      
     
     
     
    -1
  -1 -1
     
     
  -1  
    -3
     
     
     
     
     
     
     
  2**  
     
     
итого    
группа***    
Итоговый уровень средний средний

*Прочитав предложенную фразу, написал ее печатными буквами. Дан другой образец (рисунок 3). **Заметно утомился. На вопрос «Устал?» ответил «Да». На два последних вопроса ничего не ответил. ***Первые три группы считаются положительными.

Рисунок 3 – Образец с иностранными словами, написанный письменными буквами

.

Выводы. Оба ребенка – правши. Тестируемых показали среднюю готовность к поступлению в школу. При этом у Миши лучше развита мелкая моторика и имеется предрасположенность к овладению навыками письма, лучше уровень координации движений руки и пространственной ориентации. У Саши выше результат по ориентировочному тесту.

 

Таблица 11 – Сводный протокол психологической диагностики готовности к обучению в школе.

Методика сводная уровни
Миша Г. 6 лет 2 мес Саша М. 6 лет 5 мес М С
I. Мотивационная готовность    
1. «Беседа о школе» (Нежновой) начальная стадия формирования внутренней позиции школьника внутренняя позиция школьника не сформирована (низкая готовность к школе) С Н
II. Интеллектуальная готовность    
2. «10 слов» (Лурия А. Р.) средний объем слухового запоминания словесного материала низкий итоговый уровень, утомляемость, расторможенность. С Н
3. Зрительная произвольная память средний объем зрительного произвольного запоминания С С
4. методика Пьерона-Рузера средний объём внимания и концентрация выше, низкий уровень переключения и распределения внимания. низкий уровень внимания, его переключения, распределения и концентрации С Н
5. «Разрезная картинка» (Забрамная С. Д.) средний уровень наглядно-образного мышления С С
6. «Последовательные картинки» (Бернштейн А. Н.) средняя способность устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами и событиями С С
7. «4-й лишний» (вербально) средний уровень способности к обобщению понятий (образно-логического мышления) С С
III. Социально-личностная готовность    
8. «Лесенка» (Щур В. Г.) адекватная самооценка завышенная самооценка    
IV. Комплексные методики    
9. методика Керна-Йирасика средняя степень функциональной готовности к поступлению в школу С С

Уровни: В – высокий, С – средний, Н – низкий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: